Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Организация хронотопа в малой прозе М. А. Булгакова (на примере рассказов «Полотенце с петухом» и «Морфий»).

katenashumakova 3000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.06.2023
Тема выпускной квалификационной работы - «Организация хронотопа в малой прозе М. А. Булгакова (на примере рассказов «Полотенце с петухом» и «Морфий»). Она посвящена описанию пространственно-временной организации малоизученных с этой точки зрения текстов. Хронотоп – важная категория повествовательного дискурса, заключающая в себе значимые для понимания авторской интенции элементы. Исследование хронотопа текстов М.А. Булгакова уже предпринималось в исследовательской деятельности в рамках написания курсовых работ. Выпускная квалификационная работа направлена на выявление специфических черт стиля М.А. Булгакова при организации пространства-времени текста, но уже на примере малой прозы.
Введение

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время существует множество работ, посвященных отдельным мотивам романов М.А. Булгакова и его рассказов, но хронотоп его рассказов рассматривается мало, отчасти потому, что в литературоведении сложилась традиция глубоко исследовать пространство и время в большой прозе, поднимался даже вопрос о том, можно ли говорить о существовании хронотопа в малых жанрах. На наш взгляд, не вызывает сомнений тот факт, что и в малой прозе взаимодействие пространственных и временных характеристик образуют дополнительную семантическую нагрузку текста и могут рассматриваться как значимые. Поэтому нами предпринимается исследование этой категории в рассказах М.А. Булгакова. Предмет исследования – пространство и время в рассказах М. А. Булгакова. Объектом данного исследования является малая проза писателя – рассказы «Полотенце с петухом» и «Морфий». Цель исследования – выявить особенности пространственно-временной организации малой прозы М. А. Булгакова на примере рассказов «Полотенце с петухом» и «Морфий». В соответствии с целью определяются следующие задачи: - охарактеризовать существующие подходы к пространственно-временной организации текста и раскрыть сущность понятия «хронотоп» в литературоведении; - описать виды и формы хронотопа, выделяемые в отечественной филологии; - исследовать значение и функции пространственно-временных характеристик в литературе; - на основе анализа выявить структурное значение пространства и времени в рассказах «Морфий» и «Полотенце с петухом» М.А. Булгакова; - разработать методическую основу изучения малой прозы М.А. Булгакова в рамках внеклассной деятельности. Характер работы и поставленные задачи определили методику исследования, которая является комплексной по своей сути и включает методику филологического анализа текста. Теоретическую и методологическую основу работы составляют труды, посвященные особенностям хронотопической организации текста (исследования М.М. Бахтина и Н.Д. Тамарченко), творчеству М. А. Булгакова (В. И. Немцев, М. О. Чудакова), особенностям повествовательной структуры произведений (Ю. М. Лотман), а также новые статьи в научных журналах, посвященные вопросам мифопоэтики и мотивики произведений. Методология исследования: сбор и изучение литературы, филологический анализ текста, сравнительный анализ. Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование рассматривает категорию хронотопа в малой прозе М.А. Булгакова, неизученной с этой точки зрения. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данной работы могут быть использованы при дальнейшем рассмотрении подобного вопроса в творчестве других авторов. Особое значение эти результаты могут иметь при анализе художественного своеобразия литературы XX века в школе в рамках элективных и факультативных занятий. Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 50 наименований, и приложений к методической разработке.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования хронотопа литературных произведений 6 1.1. Подходы к понятию «хронотоп» в отечественном и зарубежном литературоведении 6 1.2. Виды и формы хронотопа в литературе 13 1.3. Значение и функции категорий времени и пространства в художественном произведении 22 Выводы по главе 1 31 Глава 2. Исследование категории хронотопа в малой прозе М. А. Булгакова 33 2.1. Особенности хронотопной организации рассказа «Полотенце с петухом» 33 2.2. Время и пространство как структурный элемент повествования в рассказе М. А. Булгакова «Морфий» 38 2.3. Методическая разработка занятия в рамках элективного курса «Теория литературы» в 10 классе 46 Выводы по главе 2 51 Заключение 53 Список литературы 56 Приложение 1 62 Приложение 2 64 Приложение 3 Во Введении дается развернутый анализ теоретических основ исследования. Также обосновывается актуальность выбранной темы, её научная новизна, формулируется цель и задачи исследования, определяются методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы. Также во Введении представлен взгляд на проблему хронотопа в малой прозе. Указывается, что взаимодействие пространственных и временных характеристик образуют дополнительную семантическую нагрузку текста и могут рассматриваться как значимые в рассказах М.А. Булгакова. В первой главе объектом исследования является категория хронотопа. Проводится анализ существующих определений этого понятия, описываются подходы к функционированию пространственно-временных характеристик в тексте, кроме того, характеризуются виды и формы хронотопа, выделяемые отечественными литературоведами. Вторая глава представлена исследованием малой прозы М.А. Булгакова на примере двух рассказов – «Полотенце с петухом» и «Морфий». Объясняется сходство подходов автора к пространственно-временной организации текста в двух совершенно разных на первый взгляд произведениях. Хронотоп рассматривается как структурный элемент в текстах М.А. Булгакова, характеристики которого имеют значение как часть стиля писателя. На основе выводов исследования разрабатывается концепция школьного урока в рамках элективного курса. В Заключении обобщаются основные результаты исследования и определяются перспективы дальнейшего изучения хронотопа в малой прозе.
Список литературы

Художественная литературы 1. Булгаков, М.А. Дьяволиада: Повести, рассказы и фельетоны 20-х годов / М. Булгаков. - Собрание сочинений: в 8 т. - СПб. : Азбука-классика, 2002. – Т. 3. – 591 с. 2. Булгаков, М.А. Белая гвардия / М. Булгаков. - Собрание сочинений. – Т.2. – СПб. : Азбука-классика, 2002. – 764 с. 3. Булгаков, М.А. Повести. Рассказы. Фельетоны / М.А.Булгаков. – М. : Советский писатель, 1988. – 624 с. Научная и критическая литература 4. Андреева, Т.А. Структура сюжетного времени. Автореф. дис. канд. фил. наук / Т.А.Андреева. – Л. : ЛГПИ, 1976. – 20 с. 5. Аристотель. Об искусстве и поэзии / Аристотель. – М.: Художественная литература, 1951. – 182 с. 6. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для студентов филологических специальностей вузов / Л.Г.Бабенко. – Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – 462 с. 7. Бабушкин, С.А. Проблема художественного времени и пространства / С.А.Бабушкин // Пространство и время. – Киев: Наукова думка, 1984. – С. 273–291. 8. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / Бахтин М. М. // Вопросы литературы и эстетики. – М. : Художественная литература, 1975. – С.234–407. 9. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. – М.: Искусство, 1986. – 444 с. 10. Бердяева, О. С. Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст / О.С.Бердяева. – Великий Новгород: Новгородский государственный университет, 2002. – 172 с. 11. Володин, Э.Ф. Специфика художественного времени /Э.Ф.Володин // Вопросы философии. – 1978. – № 8. – С. 132–142. 12. Гончарова, Е.А. Антропоцентризм хронотопа как концептуальная основа художественного текста / Е.А.Гончарова // Категоризация мира: пространство и время: материалы научной конференции, Москва, 01–03 июня 1997 года. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – С. 40–43. 13. Дашевская, О.А. Структура действия в современной советской драматургии (пространственно-временная организация). Автореф. дис. канд. /О.А.Дашевская. – Томск, 1987. – 18 с. 14. Дырдин, А.А. Диалектика памяти. (Человек и время в повести В. Распутина «Живи и помни») / А.А.Дырдин // Современный советский роман. Философские аспекты. – Л. : Наука, 1979. – С. 178–194. 15. Земская, Е.А. Михаил Булгаков и его родные: Семейный портрет / Е.А.Земская. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 360 с. 16. Игнатенко, В.А. Хронотоп повести М. Булгакова «Собачье сердце» / В.А.Игнатенко // Уральский филологический вестник : Драфт : молодая наука. – 2015. – №5. – С. 165–173. 17. Из рукописного наследия В. И. Вернадского // Вопросы философии. – 1966. – № 12. – С. 101–112. 18. Иконникова, С.Н. Хронотоп культуры как основа диалога поколений / С.Н.Иконникова // Очерки. – СПб : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – С. 69–74. 19. Каган, М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетики и науки / М.С.Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве; ответственный редактор Б.Ф. Егоров. – Л. : Наука, 1974. – С. 26–39. 20. Кандрашкина, О.О. Категория пространства времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения / О.О.Кандрашкина // Филология. – 2011. – С. 1217–1221. 21. Керимов, Т.Х. Поэтика времени / Т.Х.Керимов. – М.: Академический проект, 2005. – 183 с. 22. Ковтун, Н. В. Ухрония как структурообразующий прием в романе Евгения Водолазкина "Авиатор"/ Н.В.Ковтун // Literatura. – 2018. – Т.60. – № 2. – С. 76–91. 23. Кузьминых, Е.О. Пространственно-временная символика раннего М.А. Булгакова в контексте прозы начала 1920-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Кузьминых Елена Олеговна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. – Воронеж, 2008. – 23 с. 24. Лакшин, В.Я. О прозе Михаила Булгакова и о нём самом / В.Я. Лакшин // Литературно-критические статьи. – М., 2004. – 205 с. 25. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М.Лотман. – М. : Искусство, 1970. – 384 с. 26. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М. : Просвещение, 1988. – С. 251–292. 27. Лотман, Ю.М. Дом в «Мастере и Маргарите» / Ю.М. Лотман // О русской литературе. – СПб., 1997. – С. 749. 28. Неклюдов, С. Ю. К вопросу о связи пространственно-временных отношений с сюжетной структурой в русской былине // Тезисы докладов Второй летней школы по вторичным моделирующим системам, 16–22 августа 1966 г. – Тарту, 1966. – С. 41–45. 29. Неклюдов, С.Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время / С.Ю. Неклюдов. – М.: Форум, 2015. – 214 с. 30. Новосельцева, В.А. Концептуализация времени в русской фразеологии и художественных текстах : На материале произведений 40-80-х гг. XIX века : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / В.А.Новосельцева. Кубанский государственный университет. – Краснодар, 2005. – 22 с. 31. Осьмухина, О. Ю., Короткова, Е. Г. Хронотоп квартиры в малой прозе М. А. Булгакова / О.Ю. Осьмухина, Е.Г.Короткова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №12-1 (66). – С. 35–38. 32. Романова, А.Н. Литература. Примерные рабочие программы / Предметная линия учебников под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций : базовый уровень. - М.: Просвещение, 2019. – 112 с. 33. Савельева, В.В. Художественный текст и художественный мир / В.В.Савельева. – Алматы : ТОО «Дайк-Пресс», 1996. 34. Сапаров, М. Художественное произведение как структура // Содружество наук и тайны творчества. – М. : Искусство, 1968. – С. 152–174. 35. Селезнев, Ю.И. Поэтика пространства и времени романов Ф. М. Достоевского: Автореферат дис. на соискание ученой степени к. ф. н. (10.01.08) / Ю.И. Селезнев. - АН СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. – М., 1976. – 23 с. 36. Слепухов, Г.Н. Пространственно-временная организация художественного произведения / Г.Н.Слепухов // Философские науки. – 1984. – № 1. – С. 64–71. 37. Темирболат, А. Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепций литературоведения / А.Б.Темирболат // Филологические науки в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – Санкт-Петербург : Реноме, 2012. – С. 6–9. 38. Троицкая, А.Л. К вопросу о хронотопе художественного произведения: субъект как элемент хронотопа / А.Л.Троицкая // Актуальные проблемы современной лингвистики. – СПб : Санкт-Петербургский государственный экономический университе, 2015. – С. 94–97. 39. Турсунов, Е.Д. Художественное время и пространство в айтысе / Е.Д.Турсунов // Традиции и новаторство в художественном освоении действительности. – Алма-Ата : Наука, 1981. – С. 34–52. 40. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А.Ухтомский. – СПб. : Питер, 2002. – 448 с. 41. Фаликова, Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики / Н.Э. Фаликова // Проблемы исторической поэтики. – Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 1992. – С. 45–58. 42. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П.А.Флоренский // Статьи и исследования по истории философии искусства и археологии. – М.: Мысль, 2000. – 112 с. 43. Фридлендер, Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX в. / Г.М.Фридлендер. - АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). – Ленинград: Наука; Ленинградское отделение, 1971. – 293 с. 44. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер; составитель, перевод, вступительная статья, комментарий и указатель В. В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – 445 с. 45. Чудакова, М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова / М.О. Чудакова. – М., 1988. – 496 с. 46. Яновская, Л.М. Записки о Михаиле Булгакове / Л.М.Яновская. - М. : Параллели, 2002. – 416 с. Справочная и учебная литература 47. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П.Белокурова. – СПб : Паритет, 2006. – 314 с. 48. Есин, А.Б. Время и пространство / А.Б.Есин // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М. : Высшая школа, 1999. – С. 47–62. 49. Ильин, И.П. / И.П.Ильин, Е.А.Цурганова // Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. - М. : Интрада, 1996. – 320 с. 50. Никитина, И.П. Эстетика: учебник для бакалавров / И.П.Никитина. – М.: Юрайт, 2019. – 676 с. 51. Тамарченко, Н.Д. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Н.Д.Тамарченко. – М. : Intrada, 2008. – 357 с. 52. Темирболат, А.Б. Проблема хронотопа в современной прозе: Учебное пособие / А.Б.Темирболат. – Алматы, 2003. – 199 с. 53. Толстая, С.М. Славянская мифология: энциклопедический словарь / С.М.Толстая. – М.: Международные отношения, 2011. – 509 с. 54. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста / В.И.Тюпа. – М.: Академия, 2008. – 331 с. 55. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А.Успенский. – СПб.: Азбука, 2000. – 347 с.
Отрывок из работы

Заключение Общеизвестно, что в современном литературоведении проблема хронотопа является одной из центральных: именно эта формально-содержательная категория представляет собой неотъемлемую часть художественного метода писателя, определяет жанровую специфику произведения, сюжет, а также образ человека в литературе, который всегда существенно хронотопичен. Время и пространство – это «исходные величины, с которыми имеет дело писатель», поскольку любые действия и события разворачиваются в определённом времени и в определённом пространстве. Однако в художественном произведении эти категории не несут на себе отпечаток реальной действительности. По справедливому замечанию М. М. Бахтина, время здесь сгущается, уплотняется, становится художественнозримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Время и пространство задают параметры художественного мира, отражают миропонимание, систему представлений того или иного писателя, поэтому их интерпретация, на наш взгляд, есть не что иное, как поиск средств выражения авторской идеи. Наиболее примечательна в этом контексте отечественная малая проза 1920-30-х гг., в которой репрезентована виртуозная игра с пространством и временем, в рамках одного произведения сочетаются несколько типов хронотопа, перестраиваются привычные временные рамки, в одном хронотопе синтезируются мотивы, характерные для разных видов хронотопа. Анализ временных и пространственных характеристик в художественном произведении, на наш взгляд, способствует тому, чтобы на выходе установить основные закономерности, которые формируют специфику хронотопа, а тем самым и стиля того или иного писателя. Мы рассматривали два рассказа М.А. Булгакова, представленные разными характерстиками времени и пространства. В «Морфии» можно увидеть «столкновение точек зрения», принадлежащих, с одной стороны, доктору Сергею Полякову, дневниковые записи которого представлены в произведении, и, с другой стороны, доктору Бомгарду Владимиру Михайловичу, от лица которого и ведет писатель повествование. Центральную роль в семантической структуре пространственных координат рассказа играет обозначение локации главных событий: город, участок, больница, квартира. Событийно-динамическая локализация, связанная с перемещением субъектов и объектов в пространстве, воспроизведена в рассказе в недостаточно полном объеме, что объясняется просто: описываемые события представлены в неизменяемой, статичной форме. Это связано с тем, что, в первую очередь писатель акцентирует внимание читателя на описании внутреннего эмоционального мира попавшего в беду врача Полякова, отраженного с завидной скрупулезностью в его дневнике. В рассказе «Полотенце с петухом» четко прослеживается эта тенденция, в которой время «вокруг» останавливается, а время внутренних переживаний персонажа в этот момент убыстряется и сводится к отрывочным судорожным мыслям. Реальное пространство российской деревенской провинции становится, в первую очередь, пространством становления героя. И в малой, и в большой прозе писателя пространственно-временная специфика зависит от переживания субъекта, находящегося в конкретной системе координат. Как в романе «Белая гвардия», например, «Дом», «Город», «Антидом» определяются субъективным восприятием этих пространств, так и в рассказах пространство и время сужаются, расширяются, останавливаются и движутся в зависимости от внутреннего существования героя. Так возникает оппозиция Я – мир «снаружи». В организации пространства и времени в произведениях М.А. Булгакова можно выявить схожие принципы. Так, пространство деревни – замкнуто, темно, связано с холодом и зимой, условно, это – чужое пространство. Организация времени в творчестве М.А. Булгакова своеобразно зависит от восприятия и эмоций главного героя, это мы видим и в большой, и в малой прозе писателя. Кроме того, он склонен давать документально точные пространственно-временные обозначения, но на этот «реальный» фон наслаивать субъективное, внутреннее течение жизни, восприятие времени и нахождение «я» в пространстве. Мы видим большой потенциал творчества М.А. Булгакова как материала для изучения в старшей школе. В программу обязательного чтения входит роман «Мастер и Маргарита», в некоторых учебных заведениях «Белая гвардия», а также повесть «Собачье сердце». Но упомянутые нами рассказы – «Полотенце с петухом» и «Морфий» могут изучаться в рамках внеклассного чтения и на элективных курсах с целью рассмотрения особенностей художественных времени и пространства, а также нравственной проблематики этих произведений.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Литература, 84 страницы
1400 руб.
Дипломная работа, Литература, 58 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Литература, 78 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg