Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

katenashumakova 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.06.2023
Работа посвящена методике работы с лингвистическим словарём на уроках русского языка при изучении фразеологии. Рассматриваются и теоретические аспекты ее изучения в школе, и ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. Разработан комплекс заданий по изучению фразеологии, проанализированы УМК.
Введение

Развитие выразительности речи, в том числе фразеологического запаса школьника, необходимо в соответствии с требованиями современной методики. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) направлен на сохранение культурного разнообразия и языкового наследия народа, развитие речевой компетенции школьников, в которую входит умение выражать свои мысли уместно, правильно и красноречиво. Проблема фразеологии имеет сравнительно недолгую историю изучения. Она начинается именно с того времени, когда фразеологические единицы стали включаться в словари и получать в них толкование. Необходимость работы со словарями очевидна, так как современные школьники всё реже сталкиваются с образцами богатой устной речи, и речевое развитие видится приоритетным направлением школы. В методике развития речи работа со словарём – это «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка» . Так как семантически фразеологизм приближен к слову, это относится и к освоению фразеологического богатства языка. Лингвистический словарь – это база для количественного накопления слов, понимания их прямых и переносных значений, формирование умения использовать их уместно, соответственно ситуации общения. Актуальность настоящей работы определяется тем, что в методике обучения русскому языку недостаточно разработаны приёмы организации работы со словарным материалом при изучении разделов языка. Несмотря на недолгую историю методики обучения фразеологии в школе, ей уделяется всё больше внимания в методической литературе. Объект исследования – процесс изучения темы «Фразеология» на уроках русского языка в школе. Предмет исследования – работа с лингвистическими словарями при обучении фразеологии. Цель работы – определить возможность использования лингвистических словарей при изучении фразеологии в школе. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить теоретическую литературу по теме и дать методическое обоснование проблемы; 2) проанализировать теоретического и практический материал в разделе «Фразеология», представленный в действующих учебно-методических комплексах; 3) охарактеризовать лингвистические словари и определить принципы работы с ними в рамках урока; 4) разработать комплекс упражнений по изучению фразеологизмов с использованием материала лингвистических словарей. Методологическую основу исследования составляют труды современных учёных-методистов и лингвистов – М.Т. Баранова, Т.М. Воителевой, Т.А. Ладыженской, Е.И. Литневской, А.В. Текучева и др.; академическая и школьная лексикография (Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, В.П. Жуков, А.В. Жуков, А.И. Молотков, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь, М.И. Степанова, Н.М. Шанский и др.). Методы исследования: теоретический анализ и систематизация сведений из научной литературы, сопоставление информации, наблюдение, обобщение педагогического опыта. Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы могут использоваться учителем русского языка и литературы при организации лексической работы на уроках, на дополнительных занятиях в форме элективов и кружков. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЕ 6 1.1 Фразеология как раздел языка в рамках школьного изучения 6 1.2 Лингвистические словари: виды и особенности 10 1.3 Обоснование работы с лингвистическими словарями в школе 18 Выводы по главе I 24 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 25 2.1 Анализ УМК по русскому языку в свете темы исследования 25 2.2 Комплекс упражнений с использованием лингвистических словарей 30 Выводы по главе II 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Список литературы

1. Абрамова И.А., Кусова М.Л. Лексикографическая компетенция школьника в контексте современного образования // Вопросы современной науки и практики. – 2011. – № 4. – С. 106-111. 2. Аксенова Л.А. Дидактические материал по теме «Фразеологизмы // Русский язык в школе. – 2006. – № 5. – С. 24-27. 3. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: около 11 000 синонимических рядов / З. Е. Александрова. – 17-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2010. – 564 с. 4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000 – 400 с. 5. Антонова Е.А. Обучение учащихся использованию учебных словарей как способ формирования навыков самоконтроля // Научный альманах. – 2016. – № 12 (26) – С. 20-23. 6. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка / О.С. Ахманова. – М.: Русский язык, 1986. – 448 c 7. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. 4- изд., доп. – М.: Худ. лит., 1988. – 526 с. 8. Багриновский Г. Ю. Этимологический словарь русского языка / Г.Ю. Багриновский. – М.: АСТ, Астрель, 2019. – 736 c. 9. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. 10. Баранов М.Т. Методика изучения лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с. 11. Баско Н.В. Фразеологический словарь серии «Словари XXI века». – М: АСТ-Пресс, 2011. – 416 с. 12. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / Под ред. В.Н. Телии. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 784 с. 13. Бутаев Ш.Т. О методике совершенствования работы со словарем // Молодой учёный. – 2012. – № 10. – С. 326-328. 14. Введенская Л. А. Учебный словарь антонимов русского языка / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д : МарТ, 2005 – 314 с. 15. Видерман Л.М. О проблеме формирования культуры работы со словарями. Многоликая Россия, в слове явленная: научно-практическое методическое пособие. - М.: МИОО, 2015. – 667 с. 16. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке // В. В. Виноградов. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1977. – С. 140-161. 17. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.: Дрофа, 2006. – 319 с. 18. Волина В.В. Почему мы так говорим: Занимательный фразеологический словарь. Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-Пресс, 1997. – 348 с. 19. Волкова Е.В. Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе // Молодой ученый. – 2014. – № 15. – С. 394-397. 20. Гаврин С. Г. Изучение фразеологии русского языка в школе: Пособие для учителя. – М.: Учпедгиз, 1963. – 151 с. 21. Гуркова И.В. Методика работы со словарями как фактор формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы // Сибирский педагогический журнал. - 2014. – № 5. – С. 38-43. 22. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 2000. – 779 с. 23. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1991. – № 2. – С. 41 – 44. 24. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1999. – 607 с. 25. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. – М.: Акад. проект, 2006. – 590 с. 26. Ломакина О.В. Идеи Н.М. Шанского и современная фразеология // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. – 2017. – № 4. – С. 31-37. 27. Львов М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 472 с. 28. Львова С.И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы: основной курс, элективные курсы. - М.: Мнемозина, 2008. – 215 с. 29. Макарова Д.В. Фразеологизмы как средство диалогизации объяснительной речи учителя // Русский язык в школе. – 2015. – № 7. – С. 15-17. 30. Махмутов М.И. Современный урок и педагогические технологии развития мышления //Избранные труды: Т. 4. – Казань: Магариф - Вакыт, 2016. – 375 с. 31. Молдован А.М. Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС / ФГБУН Институт русского языка им. В.В. Виноградова // Администратор образования. – 2013. – № 12. – С. 23-29. 32. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c. 33. Полежаева Е.А. Обучение с увлечением. Дидактические материалы к урокам русского языка в 6 классе. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 384 с. 34. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 128 с. 35. Разумовская М. М. Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации. – М: Просвещение, 1996. – 143 с. 36. Словарь фразеологических синонимов русского языка: ок. 730 синоним. рядов / под ред. В. П. Жукова. – М.: Рус. яз., 1987. – 440 с. 37. Современный фразеологический словарь русского языка: около 1600 фразеологических единиц / под ред. А. В. Жукова, М. Е. Жуковой. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 443 с. 38. Соловейчик М.С. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с. 39. Ставская Г.М. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся // Начальная школа. – 2000. – № 12. – С. 30 – 35. 40. Степанова М.И. Школьный фразеологический словарь. – М: Феникс, 2010. – 348 с. 41. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пед. ин-тов. - 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с. 42. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. 43. Фелицына В.П., Мокиенко В.М. Русские фразеологизмы: Лингвострановедческий словарь. – М.: Рус. яз., 1990. – 220 с. 44. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. – 6 изд., испр. и доп. – М. : Астрель : АСТ, 2001. – 510 с. 45. Фразеологический словарь русского литературного языка : около 13000 фразеологических единиц / под ред. А. И. Федорова. – М: АСТ: Астрель, 2008. – 878 с. 46. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. – М.: Рус. яз., 1987. – 237 с. 47. Шанский Н. М. Лингвистические детективы – 4-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2007. – 52 с. 48. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с. 49. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений: Более 4000 статей / под ред. В. В Серова. – М.: Локид-Пресс, 2004. – 877 с. 50. Юсупова З.С. Теория и практика обучения русскому языку: учеб.-метод. пособие. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – 80 с.
Отрывок из работы

В настоящей работе были изучены методические аспекты обучения фразеологии в школе. Анализ теоретической и методической литературы позволил прийти к выводу, что на уроках лексики и фразеологии необходима организованная педагогом работа с лингвистическими словарями. Во второй главе курсовой работы были рассмотрены практические задания по теме «Фразеология», содержащиеся в современных учебно-методических комплексах. Анализ показал, что работе с лингвистическим словарём на уроках уделяется недостаточно внимания. Отметим, что учебники включают в себя разные типы упражнений, но их выполнение возможно без привлечения дополнительных источников. При этом умение самостоятельно искать информацию в научных изданиях необходимо школьнику не только на уроках русского языка, но и при освоении других учебных дисциплин. Работа со словарём, в том числе фразеологическим, показывает уровень общей языковой культуры, компетенции личности. Задача школы – способствовать развитию речи обучающихся, а в качестве средства развития речи, обогащения словарного запаса может выступать работа с лингвистическими словарями. Принципы работы со словарями должны соответствовать таким положениям, как: последовательное формирование навыков работы со словарём; систематическое использование на уроках; учёт возрастных и психологических особенностей школьников. Для формирования компетенции поиска и обработки информации, что осуществляется при работе с различными словарями, необходимо предлагать учащимся интересные, творческие задания, чтобы у них возникла потребность найти нужную словарную статью. Теоретическая часть исследования позволила определить практические приёмы работы на уроках русского языка по теме «Фразеология». Были подготовлены образцы упражнений с учётом возраста учащихся на основе типологии лексических упражнений, разработанных методистом Е.И. Литневской. Кроме того, был проведён анализ дидактических материалов по фразеологии. Безусловно, лингвистический словарь – это та база, на которой обогащается лексикон подростка. Работа с лингвистическим (в частности, фразеологическим) словарём влияет на формирование коммуникативной и речевой компетенций, так как для успешного взаимодействия, общения человеку нужны широкие возможности для выражения своих мыслей, чувств, эмоций, настроения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg