Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей младших школьников

nadyna1983 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 130 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.06.2023
Состоит из Содержания, двух глав: 1. научно-теоретические аспекты проблемы нетрадиционных художественных техник как средство развития творческих способностей младших школьников. 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей влияния нетрадиционных художественных техник на процесс развития творческих способностей младших школьников, заключения, список литературы и приложения. Защита 2.02.2023 года ОГТИ (филиал ОГУ). Оценка за защиту - 5
Введение

В обществе все больше возрастает значимость творческой личности. Воспитать творческую личность, то есть сформировать условия и установку на творчество с одной стороны и потребность, побуждение к творчеству с другой стороны, нельзя без специальных усилий системы образования, общества. Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу современного процесса образования, является «извечной» педагогической проблемой, не теряющей своей актуальности с течением времени, требующей пристального внимания и дальнейшего изучения со стороны педагогического сообщества. Реформирование российской системы образования, осуществляемое на сегодняшний день на основе ФГОС НОО, предполагает создание условий, обеспечивающих эстетическое воспитание и развитие творческих способностей обучающихся. Личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается значимость развития творческих способностей детей, отмечается их роль в качестве реализации ведущих идей общественного прогресса. Значимость развития творческого потенциала отмечается и в Федеральном Законе «Об образовании» (Ст.34 п.22). В данном документе подчеркивается, что обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, а учебные заведения должны создавать условия для творческого развития младших школьников, оказывать содействия лицам, проявившим высокий уровень интеллектуального развития и развития творчества в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве. Ребенок по своей природе – исследователь. Творческая, художественная поисковая активность ребенка является естественным состоянием. У младшего школьника возникают важнейшие новообразования, происходит преобразование всех психических процессов, что тесно связано с возможностью успешного развития художественно-творческих способностей. Поэтому сегодня, как в педагогической науке, так и в педагогической практике происходит активный поиск новых форм, способов и приемов развития художественно-творческих способностей. Широкое распространение получают нетрадиционные художественные техники, способствующие развитию художественно-творческих способностей обучающихся начальной ступени образования.
Содержание

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих задатков и способностей. Считается, что данный возраст благоприятный для формирования творческих способностей у обучающихся с помощью искусства поскольку детям этого возраста характерны следующие особенности: младшие школьники обладают психологическими возможностями, такими как быстрота, оригинальность, законченность. Под быстротой понимается способность учащегося к формулированию большого количества идей, не ориентируясь на качество таких идей. Под оригинальностью понимается способность школьника формировать идеи, которые могут проявляться в ответах и решениях соответственно. Под законченностью следует понимать процесс совершенствования продукта и доведение его до момента завершения. Как указывалось, выше, формирование и развитие творческих способностей происходит в деятельности. Следовательно, необходимым условием для развития способностей выступает включение ребенка в деятельность в соответствии с его возрастными особенностями. На момент поступления в школу у ребенка происходит расширение возможностей включения ребенка в какую-либо творческую деятельность. Формирование и развитие художественно-творческих способностей осуществляется в той деятельности, в которой способности нашли свое применение. Способности не проявляются у ребенка в случае, если он не занят каким-нибудь делом, и не участвует в разных видах деятельности.
Список литературы

1. Баринова, М. Н. О развитии творческих способностей / М. Н. Баринова. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 347 с. 2. Боголюбов, Н. С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах / Н. С. Боголюбов. – М.: Академия, 2011. – 240 с. 3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия ,2014. – 320 с. 4. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский // Научное творчество. – М.: Наука, 1969. – 423 с. 5. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей / Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1976. – 342 с. 6. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в начальной школе: пособие для учителей начальных классов. 3-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1999. – 218 с. 7. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие школьников младшего возраста: учебное пособие. / В.И. Волынкин. – Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 274 с. 8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с. 9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2013. – 546 с. 10. Гребенщиков, Е. Ф. Педагогические основы развития художественно-творческих способностей учащихся художественно-строительного лицея / Е. Ф. Гребенщиков // Вестник ТГПИ. – 2012. – № 5. – С. 343–351. 11. Доронова, Т.Н. Развитие младших школьников в изобразительной деятельности: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы / Т.Н. Доронова. – СПр: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 106 с. 12. Зотова, Т. Н. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности: практическое пособие для педагогов и психологов / Т. Н. Зотова, С. А. Зотов – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. – 346 с. 13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Глобус, 2012. – 402 с. 14. Клемешова, Н. С. Нетрадиционные техники рисования в начальной школе (из опыта работы) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. – // Молодой ученый. – 2020. – № 26 (316). – С. 295-298. 15. Кеттелл, Р.Б. Наследование личности и способностей / Р. Б. Кеттелл. – М.: Познание, 1982. – 442 с. 16. Комарова, Т.С. Нетрадиционные техники рисования как педагогическое средство развития творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству / Т.С. Комарова, Н.Г. Пантелеева, А.Л. Третьяков// Воспитание и развитие личности в современном социуме. – 2021. – № 3 (27). – С. 34–39. 17. Кондратьева, Н.В. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения / Н. В. Кондратьева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2016. – № 4. – С. 46–50. 18. Кравцева, И. Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности / И. Ю. Кравцева // Начальная школа. – 2016. – № 5. – С. 23–29. 19. Краткосрочные программы внеурочной деятельности в поддержку образовательной области «Искусство»: сборник методических материалов / под ред. Е. Н. Маночкиной, О. М. Предит, И. Н. Макаровой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2019. – 92 с. 20. Куватова, Р.Б. Использование нетрадиционных техник в обучении изобразительному искусству, как средство творческой активности младшего школьника/ Р.Б. Куватова, Л.М. Александрова // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. –№3. – С.86-89. 21. Мелик-Пашаев, А. А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. –М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. 22. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Искусство в школе, 1995. – 132 с. 23. Нетрадиционные художественные техники в творчестве младших школьников: учебно-метод. пособие /Под ред. О.В. Коротких. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с. 24. Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» / под ред. Л.М. Курышевой. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.niro.nnov.ru/?id=12577 25. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология / Н. Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с. – ISBN 5-89502-651-6. 26. Савенков, А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 440 с. 27. Слепцова, Л.И. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей младших школьников / Л.И. Слепцова// Инновационные технологии в науке и образовании: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 199-202. 28. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. – М.: МозаикаСинтез, 2015. – 120 с. 29. Сорокина, А. Р. Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей / А. Р. Сорокина // Молодой ученый. – 2019. – № 44 (282). – С. 354-355. 30. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 672 с. 31. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис… канд. пед. наук / Г. В. Терехова. – Екатеринбург, 2002. – 110 с. 32. Тихонова, Е.В. Основы психологии художественного образования учебное пособие / Е. В. Тихонова: учебное пособие / ФГБОУ ВПО «Урал.Гос.Пед унт». – Екатеринбург, 2015. – 134 с 33. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты/ Е. Е. Туник. – СПб.: СПбУПМ, 1997. – 203 с. 34. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования/ Д. Н. Узнадзе. – М.: Наука, 1966. – 314 с. 35. Шешукова, Е.И. Развитие творческого воображения младших школьников с помощью нетрадиционных техник рисования / Е.И. Шешукова, А.М. Ершова // Научное обозрение. – 2021. – №2. – С. 42-46. 36. Шульга, Е. Н. Воплощение воображаемых образов в художественном образе / Е. Н. Шульга. – М.: Логос, 2017. – 183 с.
Отрывок из работы

За счет применения на уроках рисования нетрадиционных техник рисования, педагог дает детям возможность экспериментировать и фантазировать, что стимулирует развитие творческого мышления ребенка, его саморегуляции и индивидуальности. Проведение уроков рисования с применением нетрадиционных техник гарантирует: 1) сохранение высокой активности и работоспособности на протяжении всего урока; 2) интерес детей к итогу работы, что приводит к развитию навыка доводить начатое до конца; 3) осуществление дифференцированного подхода к учащимся; 4) развитие умственных способностей детей; 5) развитие самоуверенности у младших школьников [16]. Важно отметить, что большое количество и разнообразие нетрадиционных техник рисования позволяют учителю обеспечить творческий подход к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства. Существует большое количество приемов и техник рисования, с помощью которых, не имея совершенно никаких навыков в сфере изобразительного искусства, имеется возможность создавать шедевры. Относительно применения средств нетрадиционных художественных техник на уроках рисования с детьми младшего школьного возраста можно выделить следующие виды: 1. Пальцеграфия. С данной техникой начинать знакомство следует сразу после первого урока, посвященного нетрадиционным техникам, так как это самый простой способ рисования и дети его легко освоят. Кроме того, детей увлекает рисование пальцами, ладошками. Для того чтобы вышел рисунок, необходимо раскрасить ладонь красками, а затем отпечатать ее на лист бумаги, после чего дорисовать детали, чтобы получить законченный образ. Рисунки выходят неуклюжие, но ценность этого способа в том, что из образа ладони у детей получаются всевозможные животные, машины, птицы и т.д. 2. Кляксография. Данная техника способствует развитию фантазии, творческого воображения, образного мышления, что происходит за счет применения техник с пользованием пятен, клякс, капель и др. Обязательными и необходимыми материалами являются: бумага, краски, нитки и другие материалы. Среди приемов можно отметить: - использование трубочки, что осуществляется следующим образом: берут лист бумаги и ставят на нем крупную кляксу, далее опускают в нее трубочку и выдувают пятно в разные направления. За счет использования данного приема создается изображение лучей солнышка, веток деревьев и стебли цветов; - использование пластилина, что осуществляется следующим образом: осуществляется лепка деталей рисунка, а затем в процессе изображения детали прилепляются к бумаге, что позволяет сделать изображение в объемном виде; - прием растекания, что осуществляется следующим образом: на бумаге ставят большие кляксы или пятна и далее осуществляют наклон бумаги в разные стороны и из этого получаются разнообразные формы. По мере необходимости и желания можно дополнить такой рисунок разными деталями, что возможно сделать посредством использования карандашей и фломастеров. 3. Монотипия. Чтобы начать работу следует сначала выбрать гладкую поверхность (пластик, стекло), картон или любая другая плотная бумага, кисти, краски, акварель или гуашь. В качестве средств выражения используются пятна, симметрия и цвета. Ученику необходимо в первую очередь нанести рисунок на поверхности, а только после этого перенести его на лист чистой бумаги при этом, надавливая рукой, или можно использовать валик. Таким образом, создается оттиск, который может походить на облака, ветви деревьев, море и т.д. При наличии желания, возможно, сделать дополнение оттиска определенными деталями. Главным моментом выступает использование разных красок по их густоте, фактуре бумаги и пр. Данная техника способствует развитию у детей усидчивости, дисциплинированности и при этом получить положительные эмоции. 4. Тычкование. Данная техника позволяет использовать ватные палочки, зубочистки. Можно на предварительном этапе рисования прорисовать эскиз карандашом, а только потом, обмакнув ватную палочку в краску, «методом тычка» нанести рисунок. В какой последовательности расположить пятна и выбрать фон выбирает сам ребенок по своему желанию. 5. Печати. При данной техники выбирается материал твердый по своему свойству. Например, это картофель. На следующем этапе вырезаются различные формы: треугольники, квадраты, ромбы, овалы, простые рисунки. Потом эти формы опускаются в краску и можно выполнять рисунок по заданной теме. 6. Техника «набрызг». Одна из самых сложных техник для детей младшего школьного возраста. Чтобы выполнить данную технику необходимо использовать бумагу, краску, плоские палочки и прочие материалы, о которые можно ударять кисть. Использование набрызгов может быть, как на готовые рисунки с целью формирования определенного фона, также и для создания эффекта снега, дождя и др. Перед этим следует смочить кисть в воде, набрать краску, при этом следует отвернуть от себя щетину, далее ребенок пальцем водит по щетине кисти или ударяет кисть о любой предмет. Чтобы получить эффекты различного характера можно менять направления руки, величину капель можно менять, приближая или отдаляя кисть от рисунка. Также для получения неповторимого рисунка используются плавные переходы цветом. Несмотря на сложность этой техники, она очень увлекательна, способствует развитию мелкой моторики, внимания и концентрации на выполнении работы. 7. Граттаж. Чтобы применить данный вид техники необходимо плотную бумагу, свечи, восковые мелки, клей ПВА, острый стикер или зубочистка, кисть или губка. Выполнение рисунка путем процарапывания острым предметом выступает основной задачей граттажа. При этом бумагу следует покрыть слоем воска или парафина. Посредством кисти или губки наносят на поверхность бумаги слой туши и просушивают. После этого осуществляют процарапование рисунка любым острым предметом. За счет этого появляются белые линии, пятна, из которых появляется полноценный рисунок. Положительным моментом рисунка является развитие мелкой моторики пальцев. За счет применения линий, штриховки развивается воображение. На основании этого дети становятся более уверенными и смелыми в выражении своих задумок. 8. Ниткография. Чтобы применить на уроках рисования данный вид техники, необходимы шерстяные нитки. Выполнение рисунка происходит за счет пропитывания ниток красками и скольжения по бумаге или выкладывания аппликации. Рисунки, которые получаются, становятся похожими на абстракцию. За счет воображения дети придумывают жар-птицу, деревья, солнце и другое. Основная суть данной методики состоит в пропитке краской ниточки и раскладывание ее в хаотичном порядке на бумаге, затем придавливается другим листом, оставшийся кончик нити вытягивается. Можно повторить повторно данную процедуру, но только другим цветом. Таким образом, может у ребенка получиться замысловатые картинки, которые с помощью творческого воображения необходимо интерпретировать. 9. Техника рисования мятой бумагой. Чтобы выполнить эту технику, необходимы: краски, бумага, небольшие бумажки, которые необходимо смять. Процесс состоит в следующем: смятая бумага опускается в краску и выполняется оттиск. Выполнение техники может быть точками или линиями. За счет использования густой краски, фактура будет более насыщенной, в то время как использование жидкой краски позволит сделать рисунок легким и воздушным. В случае необходимости можно дорисовать детали кистью, например, лучи солнца, стволы деревьев. В процессе применения этого вида техники у детей происходит развитие творческих способностей, стимулирование любознательности. Кроме того, дети учатся внимательно относиться к деталям, что позволяет ребенку воплотить на бумаге свои идеи.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 44 страницы
350 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 80 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg