1.1. Гиперактивное поведение у детей старшего дошкольного возраста и формы его проявления
Гиперактивность – состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Как утверждает Владимир Федорович Матвеев, наряду с гиперактивностью встречается и эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, агрессивным действиям, раздражительность. Дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и саморегуляции. Нарушение получило название «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» - расстройство развития, возникающее в детском возрасте и связанное с дефектами центральной нервной системы, которые приводят к нарушению концентрации внимания и возможной гиперактивности. Большинство исследователей, таких как Заведенко Н.Н, Шевченко Ю.С в своих трудах, отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность. Гиперактивность – это медицинский диагноз, который может установить лишь специалист путем проведения специальной диагностики. [1]
Проблема гиперактивности детей старшего дошкольного возраста имеет значимое место, так как этап, когда дошкольник переходит в начальную школу, очень важен для формирования будущего школьника. Интерес педагогов и психологов к проблеме гиперактивности в дошкольном возрасте далеко не случаен. Актуальность проблемы определяет высокая частота появления детей с симптомами гиперактивности. Необходимость изучения детей с проявлениями гиперактивности в дошкольном возрасте обусловлено тем, что данное расстройство – одно из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. В каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Эти дети очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. [10]
Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада осложняет работу всего коллектива. Такой ребенок мешает вести занятие, может вскакивать со своего места, перебивать воспитателя, отвечать на вопросы, не дослушав их до конца. Однако даже самый терпеливый педагог с трудом справится с таким ребенком. Стоит заметить, что в этот момент страдает и сам ребенок. Он не может регулировать свое поведение, но не потому, что он сам этого не хочет, а лишь потому, что его физиологические возможности не дают ему этого сделать. [4]
Начиная с дошкольного возраста, у ребенка уже проявляются нарушения в поведении, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания. Однако, зачастую в младшем возрасте этому не придается большого значения, лишь наоборот, это считается нормальным уровнем интеллектуального и социального развития.
Упоминая синдром гиперактивности, чаще всего имеется в виду снижение концентрации внимания и повышенная отвлекаемость. Например, у детей младшего возраста преобладает непроизвольное внимание, в возрасте 4 – 5 лет наблюдаются первые признаки произвольного внимания. В 6 -7 лет ребенок уже может регулировать свое поведение. Но у гиперактивных детей все иначе, в 6-7 лет у таких детей преобладает непроизвольное внимание. Для них практически невозможно сосредоточь своё внимание на одной деятельности. Следует заметить, что если занятие будет очень интересным и увлекательным, с элементами игры, то даже гиперактивный ребенок сможет легче сохранить свой интерес к занятию, и сможет сохранять активное внимание в течение 15 минут, однако все же будет отвлекаться и проявлять двигательную активность. [6]