Билеты 14
1. Особенности организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС с умственной отсталостью.
Особенности организации образовательного процесса определяются спецификой формирования классов, групп обучающихся, календарно-тематического планирования, составления расписаний уроков/занятий, графиков работы, выбора методов, приемов обучения, проведения консилиумов, консультаций, организации комплексного сопровождения обучающихся.
В образовательной организации, реализующей ФГОС О у/о, второй вариант АООП, создаются классы с 1-го по 12-й (включая 1 дополнительный класс). Комплектация клас¬сов (ступеней) происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся. Наполняемость класса для обучающихся по варианту 2 АООП не превышает пяти чело¬век.
С учетом количества обучающихся, материально-технических и других условий образовательной организации допускается объединение классов и формирование разно¬возрастных ступеней обучения:
1. первая ступень - от 6,5 - 8 лет до 10 лет (1-3 годы обучения);
2. вторая ступень - от 11 до 13 лет (4-6-й годы обучения);
3. третья ступень - от 14 до 16 лет (7-9-й годы обучения);
4. четвертая ступень - от 17 до 19 лет (10-12-й годы обучения).
Перевод обучающегося в следующий класс (на ступень) осуществляется с классом, в который он поступал. Если ребенок впервые поступил в общеобразовательную организацию в возрасте, например, девяти лет, то обучаться в школе он имеет право в течение 13 лет, до 21 года.
Форма проведения уроков и курсов/занятий может быть индивидуальная или груп¬повая. Она выбирается специалистами с учетом специфических образовательных потреб¬ностей обучающихся и сформированности у них базовых учебных навыков. В случае от¬сутствия (или дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и ре¬жим пребывания обучающегося в образовательной организации.
2. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС с ОВЗ и ФГОС с умственной отсталостью.
В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, в том числе учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В реализации АООП О у/о участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации АООП О у/о возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ. В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП О у/о, должны входить дефектологи, в зависимости от контингента обучающихся (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, учитель-логопед.
Педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы АООП НОО и ОВЗ АООП О у/о, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда; б) по специальностям "Олигофренопедагогика", "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Логопедия"; в) по педагогическим специальностям или по направлениям ("Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование") с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению "Специальное (дефектологическое) образование".