Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Государственное регулирование социальной ответственности российских корпораций

bohyana8 700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2023
Государственное регулирование социальной ответственности российских корпораций
Введение

Введение Актуальность темы исследования. В настоящее время переход к устойчивому развитию является одной из наиболее важных и приоритетных задач, решение которой позволит обеспечить поступательное развитие большинства стран уже в самое ближайшее время. Хотя за последние годы по вопросам устойчивого развития написано немало работ, однако конкретные, действенные механизмы обеспечения решения этой важной задачи так и не созданы. К числу таких механизмов, безусловно, можно отнести инструменты корпоративной социальной ответственности. В современном мире социальная ответственность бизнеса в большинстве случаев все еще остается исключительно инициативой бизнеса. И хотя государство все чаще обращает свое внимание на инициирование и даже поддержку этого механизма, однако слаженной, системной политики государства в этой области нет. В настоящее время эффективность любых компаний, в том числе представителей крупного бизнеса зачастую связана с их вовлечённостью в решение глобальных проблем, стоящих перед современным обществом. Среди указанных проблем стоит выделить низкий уровень развития экономики, различные социальные проблемы, плохая экология и т.п. Логичным становится появление таких понятий как социальное предпринимательство, социальная ответственность бизнеса. Представители предпринимательского сообщества продолжают исторически сложившиеся в развитых европейских государствах традиции благотворительности и меценатства. Охрана окружающей среды, поддержка социально незащищенных слоев населения становятся популярными направлениями в деятельности компаний. В современной действительности с учётом существующих глобальных проблем, достигнутым уровнем развития общества, а также формированием в общественном сознании определённой системы ценностей, участие бизнеса в решении указанных проблем 4 становится жизненно необходимым как для общества, так и компаний. Большое количество представителей бизнеса стремится к достижению высоких стандартов деятельности, предлагаемых крупными мировыми компаниями. При этом задачей бизнеса становится формирование партнёрских отношений с государством. Участие в решении социальных, экономических и экологических проблем, существующих в стране и мире, требующих значительных финансовых затрат, позволяет компаниям решить указанную задачу. В данном случае государство также идёт навстречу корпорациям, оказывая содействие в их деятельности. Таким образом, в последнее время обычной практикой для крупного бизнеса становится информирование в добровольном порядке государства и мировой общественности о результатах их деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности. Актуальной становится потребность в формировании системы государственного управления такого явления как корпоративная социальная ответственность. В том числе, на организационном и правовом уровнях. Несомненно, важным является и то, что направления участия, методы и средства, связанные с корпоративной социальной ответственностью, начали формироваться только после перехода нашей страны к рыночным отношениям, так как использование практики, сложившейся в советский период, в силу понятных причин невозможно. С учётом вышеизложенного, актуальность работы напрямую связана с важностью развития корпоративной социальной ответственности, а также с необходимостью формирования в России механизма государственного регулирования данного явления. Степень научной разработанности темы исследования. Исследовали понятие корпоративной социальной ответственности известные западные ученые. В частности, это: Н. Боуи, Т. Левит, М. Фридман, Р. Акерман, Д. Эсти, Дж. Маккей и др. 5 Вопросы взаимодействия государства и бизнеса в области социальной ответственности рассматривались авторами: И.Ю. Беляевой, Б.С. Батаевой, А.А. Окорочковой, С.В. Туркиным, Л.А. Плотицыной, М.А. Эскиндаровым и другими российскими учеными. Однако до сих пор понятие корпоративной социальной ответственности не анализировалось с целью повышения эффективности государственного управления социальными инвестициями, а также в неразрывной связи с общественно-экономической и экологической системы территории ее присутствия. Проблемы государственного регулирования в области корпоративной социальной ответственности не столь проработаны, так как, в большинстве стран, корпоративная социальная ответственность - добровольная инициатива бизнеса, что исключает значительное государственное участие. Отдельные работы по государственному регулированию корпоративной социальной ответственности можно видеть у таких авторов, как: С. Розенталь, А. Крамер, А. Вилсон, Н. Денчев, А. Хен, А. Мидтан, А. Рошальд, А. Тенкати, А. Е. Костин, В. М. Захаров, И. Ю. Беляева. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации и зарубежных странах, а также определение направлений совершенствования государственного регулирования социальной ответственности бизнеса в России. В качестве предмета исследования выступают механизмы государственного регулирования в области корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом. Целью исследования является разработка и обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации. Достижению заявленной цели будет способствовать решение задач: В качестве задач определены: 6 - определение понятия корпоративной социальной ответственности; - изучение зарубежного опыта в указанной сфере деятельности бизнеса; - исследование существующего механизма государственного регулирования сферы социальной ответственности бизнеса; - выработка предложений по возможным направлениям развития сотрудничества бизнеса и государства в указанной сфере; - исследование понятий социальная отчётность, социальный аудит, а также рассмотрение возможности их внедрения в практику отношений государства и бизнеса. Методы исследования. В настоящей работе применяются такие общенаучные методы исследования, как метод диалектики, системный, методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции, наблюдения, моделирования и некоторые другие, а также частнонаучные: сравнительный, статистический, формально-логический и др. Теоретическая база исследования представлена идеями, концептуальными положениями, научными обобщениями, в той или иной степени касающимися корпоративной социальной ответственности, изложенными западными и российскими учеными. Научная новизна исследования заключается том, что оно представляет собой комплексное исследование проблем государственного регулирования корпоративной социальной ответственности, проведенное на основе анализа современного состояния государственного регулирования социальной ответственности в России, в том числе в сравнении с практикой зарубежных государств. Новизну исследования отличает также то, что диссертант выделяет направления совершенствования государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в России в целях повышения эффективности решения социальных и экологических проблем. 7 Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту: 1. Доказано, что в современных условиях бизнесу выгодно смещать акценты в своем развитии в сторону социального инвестирования и управления нефинансовыми рисками, поскольку это обеспечить рост бизнеса в долгосрочной перспективе и гарантирует устойчивость развития общества в целом. 2. Корпоративная социальная ответственность определена как сложная совокупность ответственных перед всеми заинтересованными лицами действий компании, выражающаяся в управлении нефинансовыми рисками, увеличении социальных инвестиций и соблюдении корпоративного кодекса. 3. Обобщен опыт реализации моделей корпоративной социальной ответственности в различных странах и выявлены элементы, которые можно применить в России. 4. Обоснована необходимость осуществления государством мер, направленных на повышении информированности общества о значении корпоративной социальной ответственности; принятие необходимых федеральных законов в области социальной ответственности бизнеса; внедрение системы обязательной социальной отчетности и оценки деятельности компаний в области корпоративной социальной ответственности. 5. Предложен механизм государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в России, реализация которых способна обеспечить долгосрочный экономический рост и переход к устойчивому развитию страны, а также первостепенные меры по осуществлению политики «комплексного» государственного регулирования, которая бы состояла из проведения организационно-управленческих, нормативно-правовых, финансово-экономических и социальных мероприятий: создание системы управления в данной области на уровне государства и «примерное» руководство; повышение уровня 8 информированности общества о роли социальной ответственности бизнеса в обеспечении устойчивого развития страны и реализации национальных проектов; создание системы поддержки добровольных инициатив бизнеса в области корпоративной социальной ответственности; оказание методологической поддержки в области проведения исследований по социальной ответственности бизнеса и устойчивому развитию, привлечение заинтересованных сторон к активному участию в области социальной ответственности бизнеса; систематизация норм права и принятие законов в этой области; внедрение обязательной системы отчетности и оценки в области корпоративной социальной ответственности; создание благоприятной фискальной системы и финансовых инструментов в области социальной ответственности бизнеса; содействие развитию международного сотрудничества в указанной области. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации современных научных и практических подходов к определению корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития, в обобщении международного опыта реализации политики государства в области корпоративной социальной ответственности и определении степени ее влияния на развитие экономики страны. Практическая значимость работы обусловлена целью и направленностью результатов исследования на решение проблем социально-экономического и экологического развития, а также возможностью использовать предложенные рекомендации в процессе реализации национальных проектов, формирования и реализации государственной политики в области корпоративной социальной ответственности в процессе перехода к устойчивому развитию. Научная обоснованность и достоверность определяется тем, что полученные результаты и выводы диссертации были обсуждены и одобрены в Департаменте магистратуры, дана критическая оценка выводов работы, сделанная в сравнении с ранее имевшимися в научной литературе. 9 Личный вклад автора в исследование заключается в том, что диссертант самостоятельно выполнил выбор темы исследования, лично собрал все теоретические и эмпирические материалы, провел их анализ, подготовил предложения и опубликовал 4 научные публикации по теме исследования. Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в четырех научных статьях. Структура диссертация состоит из введения; двух глав, включающих четыре параграфа, одной главы без деления на параграфы, заключения и списка используемой литературы и источников. Общий объем ВКР – 79 страниц.
Содержание

Оглавление Введение................................................................................................................... 3 Глава 1 Теоретический аспект корпоративной социальной ответственности 10 1.1 Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности ..................................................................................................................... 10 1.2 Современные концепции корпоративной социальной ответственности ........................................................................................ 20 Глава 2 Анализ современной практики государственного регулирования корпоративной социальной ответственности .................................................... 35 2.1 Государственное регулирование корпоративной социальной ответственности за рубежом.................................................................... 35 2.2 Государственное регулирование корпоративной социальной ответственности в России ........................................................................ 48 Глава 3 Направления совершенствования государственного регулирования корпоративной социальной ответственности в России .................................... 59 Заключение ............................................................................................................ 70 Список используемой литературы и источников .............................................. 73
Список литературы

Список используемой литературы и источников 1. Бизнес и общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsoc.ni/ (Дата обращения: 18.04.2020). 2. Благов Ю. Е. Особенности использования интегральной теории общественного договора при анализе этики российского бизнеса. // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент. 2019. №1. С. 39-53. 3. Венская конвенция об охране озонового слоя, принятая 22.03.1985 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ozone.shtml (Дата обращения: 18.04.2020) 4. Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве. М.: РГГУ, 2011. 481 с. 5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Магистр: ИНФРАМ, 2014. 576 с. 6. Глобальные принципы Салливана. Обзор международных инициатив ООН [Электронный ресурс]. URL: http://pmguinfo.dp.ua/images/documents/korp_otnosheniya/obzor_iniciativ.pdf (Дата обращения: 28.01.2020). 7. Грейсон Д., О Делл К. «Американский менеджмент на пороге XXI века», Москва, Экономика, 1991. 235 с. 8. Зарубина Н. Н. Деньги и культура богатства: перспективы социальной ответственности бизнеса в условиях глобализации. // Социологические исследования. 2008. № 10. С. 13-23. 9. Заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58894 (Дата обращения: 08.03.2020). 10. Иванова Н.В. Социальное инвестирование: обзор зарубежных практик. // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. №3. С. 31-36. 74 11. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, принят 11 декабря 1997 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (Дата обращения: 18.04.2020) 12. Киселева Е В. Методы фондовых бирж по усилению социальной ориентации компаний. // Экономика и социум. 2016. № 11(30). С. 684-689. 13. Кодекс корпоративной социальной ответственности ОАО «Нижнекамскнефтехим», утвержденный решением Совета директоров данной компании 28 сентября 2012 года [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/42720691-Kodeks-korporativnoy-socialnoy-otvetstvennostioao-nizhnekamskneftehim.html (Дата обращения: 18.04.2020). 14. Костин А.Е., Захаров В. М. Корпоративная ответственность и устойчивое развитие. М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты РФ. Центр экологической политики России. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://sustainabledevelopment.nl/upload/File/Books2013/2013 KSO.pdf (Дата обращения: 28.01.2020). 15. Красильников С. Г. Представление предпринимателей об обществе: социальная ответственность бизнеса. 2019 [Электронный ресурс]. URL: www.clab.fonn.ni (Дата обращения: 08.03.2020). 16. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. Москва, 2018. 238 с. 17. Кушпов В. Зарубежный опыт развития социально ответственного бизнеса // Государственная служба. 2019. №2. С. 23-31. 18. Меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности» // Официальный сайт Ассоциации менеджеров. [Электронный ресурс]. URL: https://amr.ru/ (Дата обращения: 18.04.2020). 19. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, принят в 1987 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901864919 (Дата обращения: 18.04.2020) 75 20. Мысляева И.Н. Современная идеология и практика социального партнерства. М.: ИНФРА-М, 2017. 166 с. 21. Никоноров С.М. От стратегии социально-экономического развития к стратегии устойчивого развития регионов России. // Менеджмент и бизнес- администрирование. 2016. № 4. С. 28-35. 22. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система. 23. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система. 24. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) // Консультант плюс: справочноправовая система. 25. Окорочкова А. А. Корпоративная социальная ответственность в эпоху «сознательного капитализма» // Российское предпринимательство. 2019. Т. 18. № 7. С. 1253-1272. 26. Окорочкова А.А. Государственное управление корпоративной социальной ответственностью в странах БРИКС // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2018. № 2. С. 185-208. 27. Официальный сайт Ассоциации менеджеров [Электронный ресурс]. URL: https://amr.ru/ (Дата обращения: 08.03.2020). 28. Официальный сайт журнала «Toptipfinance.com» [Электронный ресурс]. URL: https://ru.toptipfinance.com/msci-kld-400-social-index (Дата обращения: 28.01.2020). 76 29. Перегудов С. П., Семененко И. С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция. 2008. 448 с. 30. Петрова-Савченко А. А. Корпоративная благотворительность в России: стратегии лидеров. // Экономическая наука современной России. 2018. №3 (74). С.84-98. 31. Петрова-Савченко А. А. Нефинансовая отчетность: раскрытие информации о выполнении обязательств // Экономическая наука современной России. 2018. №2 (57). С. 118-130. 32. Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/daf/inv/mne/RBC-Matters-Russian.pdf (Дата обращения: 28.01.2020). 33. Сайт Правительства Нидерланд. [Электронный ресурс]. URL: https://mvw.goveniment.nl/topics/corporate-social-responsibilitvcsr/contents/putting- corporate-social-responsibilitv-csr-into-practice (Дата обращения: 18.03.2020). 34. Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика. 18-е издание. / пер. с англ.-М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. 1010 с. 35. Сурин А.В. Устойчивость и неустойчивость в социальном развитии. // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: сборник материалов 15-й Международной конференции «Государственное управление в XXI веке». М.: «КДУ», «Добросвет», 2018. С. 358-362. 36. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---emp_ent/- --multi/documents/publication/wcms_166483.pdf (Дата обращения: 28.01.2020). 37. Туркин С. Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным. М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. 381 с. 77 38. A New U.S. Grand Strategy. [Электронный ресурс]. URL: http://newamerica.net/node/77134 (Дата обращения: 18.04.2020) 39. Aaronson S. and Reeves J. Corporate Responsibility in the Global Village: The Role of Public Policy. Washington. D.C.: National Policy Association, 2002. 117 p. 40. Bassen Prof. Dr. Alexander, Meyer Katrin, Schlange Joachim. The Influence of Corporate Responsibility on the Cost of Capital// Working paper. 2006. 201 p. 41. Bebbington Jan, Gray Rob. Accounts of Sustainable Development: the Construction of Meaning within Environmental Reporting//Working paper. 2001. 356 p. 42. Becchetti Leonardo, Giacomo Stefania Di, Pinnacchio Damiano. Corporate Social Responsibility and Corporate Performance: Evidence from a panel of US Listed Companies//CEIS Tor Vergata - Research Paper Series. Vol. 26. № 78. 2005. P. 112-141 43. Becker-Olsen Karen L., B. Andrew Cudmore, Ronald Paul Hill The impact of perceived corporate social responsibility on consumer behavior // Journal of Business Research, 2006, №59, P. 46-53. 44. Berlinelli Luisito, Strobl Eric, Zou Benteng. Sustainable Economic Development and the Environment: Theory and Evidence// Working paper. 2006. 432 p. 45. Bowen H. Social responsibilities of the businessman / N.Y.: Harper & Row. 1953. 276 p. 46. Brammer Stephen, Brooks Chris, Pavelin Stephen. The Stock Performance of America’s 100 Best Corporate Citizens // AVorking paper. 2015. 134 p. 47. Brundtland Report publication by World Commission on Environment and Development [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Brundtland-Report (Дата обращения: 18.04.2020). 78 48. BSR Staff. Overview of Corporate Social Responsibility [Электронный ресурс]. URL: http://www.bulentsenver.com/yeditepe/htm/BSR%20%BB%20Business%20for%2 0Social%20Responsibility%20-%20Overview%20of%20Corporate% 20Social%20Responsibility-b.htm (Дата обращения: 18.04.2020). 49. Business in the Community UK. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bitc.org.uk (Дата обращения: 18.04.2020). 50. Corbett. Building Sustainable Value Trust: Canadian Excellence Framework/ Pre-conference: EFQM Learning Edge: Social Dimensions Organizational Excellence, 2017, The Hague. 276 p. 51. Dowell Hart S. and Yeung B. Do corporate global environmental standards crcate or destroy market value? // Management Science, 2000, №8. P. 1059-1074. 52. Elkington J. Cannibals with Forks: The Triple Bottom Line of 21st Century Business// Capstone Publishing. 1997. 233 p. 53. Freeman R. Edward, S. Ramakrishna Velamuri, Brian Moriarty Company Stakeholder Responsibility: A New Approach to CSR // Business Roundtable Institute for Corporate Ethics, 2006. 234 p. 54. Friedman М. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits // The New York Times Magazine. 1970. [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/3267140/The social responsibility of business is to increa (Дата обращения: 18.04.2020). 55. Hillman A., Keim G. Shareholder Value, Stakeholder Management, and Social Issues: What's the Bottom Line? // Strategic Management Journal. 2001. №22 (2). P. 125-139. 56. Kumari Dr. Areti Krishna. Understandind Sustainable Development // Working paper. 2017. 176 p. 57. Logsdon J.M. and Wood D.J. (2002) Business citizenship: from domestic to global level of analysis. Business Ethics Quarterly. [Электронный 79 ресурс]. URL: https://repository.library.georgetown.edu/handle/10822/1011482 (Дата обращения: 28.01.2020). 58. Porter. М., Kramer. M. Strategy and Society: The Link between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. // Harvard Business Review. 2006. №84 (12). P. 78-92. 59. Sirotinsky Lelia Mooney. On Corporate Citizenship // Working paper. 2004. P. 87-98. 60. The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership. - The Phillip Morris Institute for Public Policy Reseach ASBL, Brussels, Belgium, 2000. 521 p.
Отрывок из работы

1.2 Современные концепции корпоративной социальной ответственности Любое исследование корпоративной социальной ответственности начинается с обсуждения терминологии, более того различные социологические опросы, проводимые как в России, так и за рубежом, показали, что независимо от социальной группы, представители которой опрашивали, слабо представляют себе отдельные составляющие элементы социальной ответственности бизнеса, да и само явление в целом в большинстве своем понимается слабо. Достаточно развернутый анализ провели в своей работе Д. Беббингтон и Р. Грей. Согласно их концепции, социальная ответственность бизнеса должна основываться на 16 степенях раскрытия информации о деятельности 21 хозяйствующего субъекта [41, p. 113]. Л. Берлинелли и Э. Стробл построили теоретическую модель системы корпоративной социальной ответственности и, на основе статистических данных по различным странам, эмпирически ее доказали. Ими была выявлена прямая зависимость между качеством экологической среды и количеством инвестиций в технологии, направленные на сохранение окружающей среды [44, p. 145]. Д. Кумари исследовал зависимости между активностью бизнеса в социальной сфере и уровнем бедности, развития сельского хозяйства, технологического прогресса и управления водными ресурсами, в результате пришел к выводу о необходимости совместных усилий государства, бизнеса, гражданского общества при реализации социальных программ. Автор выявил ряд недостатков в политике государства по внедрению корпоративной социальной ответственности и предложил рекомендации по их устранению [56, p. 89]. В современной науке подходы к пониманию корпоративной социальной ответственности весьма разнообразны. Проанализируем некоторые, наиболее интересные, из них. В основе так называемой агентской теории корпоративной социальной ответственности лежит постулат о том, что положительные эффекты от внедрения социальной ответственности получают только «агенты» - менеджеры в виде дополнительного «пиара» для себя (внимание к проблемам экологии, забота об интересах общества), тогда как собственники бизнеса несут дополнительные убытки, поскольку все затраты на социальные и экологические цели идут из их кармана. Учитывая, что основная цель бизнеса, по мнению сторонников данной теории, - максимизация функции полезности для акционеров, внедрение социальной ответственности бизнеса излишне и неполезно для достижения основной цели. Согласно данной теории считается, что устойчивое развитие компания может обеспечить только за счет увеличения своих финансовых издержек, что опять-таки 22 вредит достижению основной цели бизнеса. Развернутое обоснование данной теории предложил упомянутый выше М. Фридман [54]. Сторонники теории устойчивого развития бизнеса, понимая, что решение социальных и экологических задач для бизнеса затратно, предлагают решить вопрос стимулирования развития социально ориентированного бизнеса [14]. Для этого, например, авторы предлагают ввести торговлю правами на выбросы, получаемые в процессе реализации производственного цикла. Таким образом, приобретение таких прав можно включить в состав затрат на производство, что в дальнейшем потребует от бизнеса для уменьшения последних вводить энергоэффективные и менее ресурсоемкие технологии. Данная концепция практической проверки не получила и осталась только в теории. Ряд исследований последних десятилетий, как уже было упомянуто, показали, что компании, которые придерживаются концепции устойчивого развития, достигают более значимых финансовых результатов, нежели иные предприятия. Тем не менее, можно встретить научные работы, в которых авторы выводят отрицательную зависимость между вышеназванными факторами, либо доказывают отсутствие зависимости [14]. С учетом подобной «палитры» мнений, расчетов можно говорить о том, что в зависимости от метода проведения исследований зависимости, можно выделить дискуссионные, теоретические, статистические, эконометрические. В зависимости от показателей, которые лежат в основе того или иного исследования, можно выделить: теоретический, портфельный анализ, метод событий, регрессионный анализ. Также классификация возможна в зависимости от принципа воздействия на бухгалтерские или рыночные показатели компании. Наиболее редко встречаются статистические или эконометрические исследования, основанные на корреляции финансовых показателей с социальной ответственностью, поскольку, во-первых, возможно явление так называемой ложной зависимости, и, во-вторых, - проблема эндогенности. Тем не менее, в качестве примера весьма 23 показательны расчеты, проведенные Л. Бечетти и С. Джакомо, которые касались влияния социальной ответственности компаний на эффективность их деятельности. Посредством GARCH (1,1) моделей ученые проверили относительный риск инвестиционной стратегии хранения акций, как входящих в социальный индекс Domini, так и на контрольной выборке. Они доказали, что корпоративная социальная ответственность приводит к сдвигу целей компании от максимизации благосостояния акционеров к «многокритериальной максимизации благосостояния всех заинтересованных лиц». При этом эффективность деятельности компании изменилась следующим образом: при существенном увеличении показателя продаж на одного сотрудника произошло снижение доходности акций. Кроме того, акции компаний, включенных в индекс Domini, обладают меньшей волатильностью и большей устойчивостью к резким изменениям на рынке, чем у других. Причины негативных и позитивных последствий авторы видят в более высоких затратах на рабочую силу социально ориентированных компаний, и в наличии у персонала более четкой мотивации и чувства включенности в процесс, что влияет на производительность [42, p. 114]. С. Браммер доказал зависимость доходности акций компаний в краткосрочном и долгосрочном периодах от степени социальной ориентированности предприятия. Расчеты осуществлялись в отношении компаний, входящих в рейтинг топ-100 социально ориентированных американских предприятий, и основывались на применении регрессионного анализа и портфельного подхода с целью изучения временных рядов. Было доказано, что в краткосрочном и долгосрочном периодах для социально ориентированных компаний свойственна более высокая доходность акций [46]. Возможность увеличения прибыли для социально ответственных компаний также доказывают С. Харт и Г. Доуэл, которые выявили связь между корпоративной социальной ответственностью и эффективностью деятельности компании в виде положительной зависимости между 24 отношением рыночной стоимости компании к восстановительной стоимости ее активов и экологической активностью предприятия. Выборка была представлена 500 компаниями, которые вели деятельность в США и других странах. Авторы поделили эти компании на три категории, в зависимости от экологических стандартов, которых они придерживались в своей деятельности. Было обнаружено, что отношение рыночной стоимости компании к восстановительной стоимости ее активов лучшим было у предприятий с более жесткими экологическими стандартами [51, p. 1060]. В дальнейшем, подобные исследования многократно проводились и другими учеными [34, с. 765], которые, несмотря на некоторую спорность данных, также пришли к выводу, что подобная взаимосвязь между отношением компаний к экологии и финансовыми результатами последних действительно присутствует. В настоящее время разработана целая система индексов, характеризующих деятельность социально ориентированных компаний. Так, можно выделить индекс «DS 400» компании KLD (переименованный в социальный индекс MSCI KLD 400 в 2010 году), который оценивает деятельность социально ориентированных компаний. В него не включают предприятия, чьи доходы формируются за счет реализации табачных изделий, алкогольной продукции, систем вооружения, а также сферы игрового бизнеса. Компании, включенные в данный индекс, оцениваются по ряду показателей, учитывающих их деятельность в области экологии, диверсификации, а также их отношения с собственным персоналом [28]. Немного иначе сформирован индекс The Dow Jones Sustainability Index (DJSI), введенный SAM Group. Здесь из перечня автоматически не исключаются «социально негативные» производства, как в предыдущем. Сюда включены лидеры по корпоративной устойчивости по каждой отрасли [28]. Взаимосвязь социально ответственного поведения и экономической эффективности компаний также рассматривают на основании деятельности 25 так называемых SRI-фондов (Socially responsible investing – социально ответственное инвестирование). По мнению Д. Левина, эффективность фондов, работающих с социальными ограничениями, должна уступать эффективности тех фондов, чья деятельность ничем не ограничивается, поскольку уменьшение вариативности портфеля ценных бумаг может только ухудшить прибыльность фонда, но никак не увеличить ее [28]. Однако, статистика показала, что SRI фонды на практике иногда обыгрывали все прочие фонды, хотя это могло быть результатом грамотной политики менеджеров фонда, а не социальной направленностью его. Тем не менее, британские SRI фонды последние тридцать лет успешно обгоняют прочих конкурентов. Такая же ситуация постепенно начала складываться и в США. А. Хиллман привел данные исследований агенства Innovest, которое, сравнив доходность стандартного инвестиционного портфеля с модифицированным за счет ценных бумаг социально ориентированных корпораций, обнаружил, что доходность последнего набора бумаг по финансовым показателям всегда был лучше обычного. А. Хиллман объяснил эту ситуацию, определив социальную политику корпораций как «предвидение и минимизацию конфликтов между корпорациями и обществом», что дает определенный ряд выгод, в частности, снижается риск, стоимость привлеченного капитала и уровень отходов; улучшаются взаимоотношения корпорации с государственными структурами и персоналом, при этом за счет последнего фактора повышается производительность труда; формируется и поддерживается определенный бренд компании [55, p. 125]. Отметим, что, несмотря на довольно-таки обширные исследования эффективности деятельности SRI фондов, вопрос более высоких котировок акций социально ответственного бизнеса остается открытым. Достаточно сложно измерить и влияние концепции устойчивого развития бизнеса на конкурентные преимущества подобных корпораций. Тем не менее, ряд проведенных исследований доказывает наличие подобной взаимосвязи [35, с. 358]. Так, Д. Чандлер доказал, что к устойчивому 26 конкурентному преимуществу компании приводит оптимальное соотношение стратегии, управления брендом и корпоративная социальная ответственность, при условии включения принципов устойчивого развития бизнеса в операционную деятельность компании [5, с. 111]. Интересна теоретическая модель, которую выстроили и проанализировали А. Макей и Т. Макей. Здесь за точку отсчета была взята ситуация, когда цены акций компаний, направленных на максимизацию своей прибыли, и акций социально ответственных компаний одинаковы. Затем, меняя доли указанных акций авторы выяснили, как будет меняться стоимость бизнеса, а также выявили, что у социально ответственной компании не происходит максимизации приведенной стоимости будущих денежных потоков, однако при этом максимизируется ее рыночная стоимость [5, с. 123]. Отметим, что на сегодняшний день исследования корпоративной социальной ответственности в большинстве своем основываются на анализе взаимозависимости устойчивого развития бизнеса и требованиями всех заинтересованных в успехе лиц. Наряду с термином «корпоративная социальная ответственность» часто упоминают корпоративное гражданство. Оно представляет собой одну из форм социально ответственного бизнеса. Его концепция была сформулирована в конце 20 века и заключается в том, что общественные организации и государственные структуры анализируют деятельность компаний и поведение граждан через призму ответственности перед обществом, делая акцент на преимуществах социально ответственного поведения для бизнеса, прежде всего. В качестве результата концепции корпоративного гражданства авторы видят создание компаниями для общества дополнительных ресурсов и улучшение благосостояния населения. Поскольку внедрение на практике идей устойчивого развития и социально ответственного бизнеса невозможно без определённого морального компонента, то именно корпоративное гражданство за счет принятия компаниями так называемой «порядковой ответственности» увяжет между 27 собой интересы государства, гражданского общества и бизнеса. Порядковая ответственность (буквально с английского – порядок и ответственность) включает в себя два элемента – внутреннюю и внешнюю порядковую ответственность. Внутренняя отвечает за внутриорганизационные процессы в самой компании. Внешняя – ответственность бизнеса перед обществом, в котором он функционирует 35, с. 34-35
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 77 страниц
4000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 75 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg