Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Символика храма в средневековом сознании (на примере храма Святой Софии Константинопольской)

elenafilipova7 3000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.04.2023
Основная цель исследования - проанализировать особенности символики сакрального пространства христианского храма в средневековом сознании как накопление и трансляцию коллективного социокультурного и духовного опыта.Июль 2014, РГГУ, Москва, 98/100, красный диплом
Введение

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения ценностей и смыслов культурных артефактов эпохи Средневековья, когда закладывались и развивались основы современного христианского сознания. Современный человек светского общества видит в храме только памятник культуры далекого прошлого в отличие от средневекового предка, для которого храм являлся культово-религиозным явлением. Посещая храм и рассматривая росписи храма, человек средневековья вспоминал страницы священной истории, участником и продолжателем которой он считал себя. В пространстве храма господствовало не время, а вечность, изображения для верующего были пронизаны божественной благодатью, способствовавшей пониманию высших духовных реальностей и единению с ними. Новое время создало феномен массовой культуры, предполагающей производство и внедрение в сознание человека различных имитаций реальности, сосредоточенных на процессах потребления, развлечения и манипуляции сознанием. Поэтому дешифровка базовых христианских ценностей и смыслов средневековой культуры, возвращение к истокам духовности являются важнейшими задачами современной теории и практики культурологии. Особенностью исследования культуры является проникновение в самые глубокие процессы и явления человеческого бытия. Религиозные и духовные формы культуры выраженные в различных артефактах, способствуют выстраиванию целостного мировоззрения, упорядочивают представление человека о Бытии, создают объяснение существующему миропорядку и способствуют ощущению покоя, гармонии во взаимоотношении человека и окружающего мира. Решая мировоззренческие задачи через создание различных артефактов, формы религиозной культуры имеют выраженные социально-регулятивные и обще-идеологические функции, реализуемые через накопление и трансляцию социокультурного опыта человека .
Содержание

1. Введение 3 2.Глава 1. История храмовых сооружений в христианской средневековой культуре 2.1. Молитвенные храмины первых христиан 11 2.2. Крестово-купольный византийский храм 14 2.3. Романский и готический храмы Западной Европы 21 3.Глава 2.Символика сакрального пространства в средневековом сознании 3.1.Смысловой контекст понятия «символ» в культурологии 26 3.2.Символика архитектурного пространства храма 29 3.3. Изобразительные символы храмов 34
Список литературы

Список источников и литературы Источники 1. Комнина А. Алексиада, М.: Наука, 1965. 688 с. 2.Новый Завет, Псалтырь, Молитвослов, М.: Покровский стравропигальный женский монастырь, 2003. 1104 с. 3. Хрисовул Алексея Комнина(1081-1118) Великой лавре Святого Афанасия на Афоне // Сборник документов по социально-экономической истории Византии / ответ. ред. Е. А. Косминский, М.: Академия Наук СССР, 1951. 320 с. 4.Хрисовул Иоанна Палеолога 1354 (6862) г. о пожаловании монастырю Пантелеймона нескольких угодий и о освобождении от налогов и повинностей // Сборник документов по социально-экономической истории Византии / ответ. ред. Е. А. Косминский, М.: Академия Наук СССР, 1951. 320 с. Литература 5.Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т.2., М.: Центрполиграф, 2003. 540 с. 6.Бычков В.В. Малая история византийской эстетики, Киев.: Путь к истине,1991. 408с. 7. Бычков В.В. Феномен иконы, М.: Ладомир, 2009. 633 с. 8. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica.Том 1.,М.- СПб. : Университетская книга, 1999. 575 с. 9. Всеобщая история искусств. Т.2. Искусство средних веков [Электронный ресурс]. URL : http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/index.htm 10. Гийу А. Византийская цивилизация, Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 552 с. 11.Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Ч.1., Сергиев Посад, 1918. 474 с. 12. Гуревич А. Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры - М.: ОГИ, 2002. - В. 1. С. 39-55. 13. Дюби Ж. Европа в Средние века, М.: Полиграмма, 1994. 318 с. 14. Дэвис Н. История Европы, М.: Транзиткнига, 2005. 943 с. 15. Емельянова Л.С. Развитие символики раннехристианских храмов [Электронный ресурс]. Электронная б-ка Гумер. URL : http:// www.gumer.info/bogoslov_Buks/History-Church/Emeljanova-simvol_hrama.php 16. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура, М.: Академия, 2013. 544 с. 17. История средних веков. В 2 т. Т.1. / под ред. С.П.Карпова,М.: Издательство МГУ, 2003. 640 с. 18. Каждан А.П. Византийская культура X-XII вв., СПб.: Алетейя, 2006. 280 с. 19. Культура Византии IV - первая пол. VII вв. / ответ. ред. З.В.Удальцова, М: Наука, 1994. 723 с. 20. Культура Византии VII- вторая пол. XII вв. / ответ. ред. З.В. Удальцова, Г.Г. Литаврин, М.: Наука, 1989. 676 с. 21. Культурология XX век. Энциклопедия, СПб. : Университетская книга; Алетейя, 1998. 907 с. 22. Культурология /под ред. Н. Г. Багдасарьян, М.: Высш. школа, 2001. 511 с. 23. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой, М. : ЮНИТИ, 2000. 600 с. 24.Кучма Е.А. Символика в раннехристианском искусстве // Электрон. научная б-ка РусАрх [Электронный ресурс]. URL: http://www/rusarh.ru/kuchma1/htm 25.Лазарев В. Н. История византийской живописи, М.: Искусство, 1986. 198 с. 26. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого, М.:Прогресс, 2001. 440 с. 27. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV вв., Л.: Искусство, 1986. 310 с. 28. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Статьи по семиотике и топологии культуры, Таллинн : Александра, 1992. 480 с. 29.Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства, СПб. : Типография А.П. Лопухина, 1900. 681 с. 30.Серов С.И. Пространство символики крестово-купольного храма / С. И. Серов // Электрон. научная б-ка РусАрх [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarch.ru/serov1.htm 31.Словарь средневековой культуры / под ред. А.Я.Гуревича, М.:РОССПЭН, 2003. 632 с. 32.Тайны соборов, или Соборы Тайны / под ред. А. Черинотти, М : Ниола-Пресс, 2007. 128 с. 33. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. , М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко,1908. 212 с. 34.Успенский Л.А. Символика храма // Электрон. научная б-ка РусАрх [Электронный ресурс]. URL : http://www.rusarch.ru/uspensky1.htm 35.Успенский Ф.И. История Византийской империи, М.: Мысль, 1996. 827 с. 36.Федоров В.В. Символизм архитектурных пространств : автореф. дис. д-ра культурологии. [Электронный ресурс]., Москва, 2000. - URL: http://www.dissercat.com/content/simvolizm-arkhitekturnykh-prostranstv 37. Флиер А. Я. Культурология для культурологов, М. : Согласие, 2010. 672 с. 38. Филиппов Б.А.,Ястребицкая А.Л. Т.2. Европейский мир X-XV вв., М. : Интерпакс, 1995. 380 с. 39. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике, СПб.: Алетейя, 2003. 256 с. 40. Энциклопедия иудаизма «Меир натив», Иерусалим- Тель-Авив: Массада, 1983. 344 с. Электронные ресурсы 41. Православная энциклопедия. Электронная версия церковно-научного центра «Православная энциклопедия». [Электронный ресурс]. URL : http://pravenc.ru/vol/dop/html
Отрывок из работы

Знаменитый храм юстиниановской эпохи мог бы стать превосходным музеем византийской древности, поскольку еще при постройке его внутреннее оформление изобиловало мозаикой, мрамором и позолотой. Декоративным целям храма служили громадные колонны разноцветного мрамора, капители которых по тонкой работе резца представляют изящное кружевное произведение. Церковный помост, равно как нижние части стен покрыты мраморами разных цветов, вверху по стенам и на сводах куполов и апсид развертывались обширные мозаичные композиции на золотом или голубом фоне . Следует отметить, что в доиконобрческий период храм Святой Софии был лишен фигурных изображений, в куполе храма виднелся лишь огромный крест, доминировавший над всем пространством. Остальные мозаики носили орнаментальный характер, поскольку храм транслировал в своих культурных текстах программу иконоборчества . Лазарев дает следующее описание мозаик храма Святой Софии: свод был украшен зелеными декоративными побегами, четко выделяющимися на белом фоне, а в тимпанах, по сторонам от заложенных окон, располагались медальоны с золотыми крестами на многоцветных фонах. Эти кресты, введенные иконоборцами, заменили изображения святых, которые первоначально находились в медальонах. До настоящего времени сохранились немногие мозаики, но их фрагменты позволяют воссоздать особенности социокультурной действительности и религиозного самосознания средневекового византийского общества. При императоре Юстиниане закладываются основы византийской государственности, централизованная власть утверждает свой авторитет на обломках Римской империи, и вслед за церковью аккумулирует опыт многочисленных византийских национальных культур. Лазарев отмечает, что христианские художественные тенденции Запада и Востока, определявшие облик культуры до VI в., легли в основу византийского искусства. К этому времени не только христиане культивировали в живописи и скульптуре спиритуалистические формы выражения, но даже самые упорные язычники отошли от античной чувственности. Наивная символика катакомб и изящество эллинистических декораций никого более не удовлетворяли . Укрепляющее свои позиции христианство нуждалось в изображениях, способных воплощать основные религиозные догмы, и из огромного наследия разнообразных сюжетов византийские теологи стали отбирать необходимые им изображения. Из исторического евангельского цикла были выбраны лишь самые значительные сцены, из запаса символических образов - наиболее наглядные.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 90 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Культурология, 78 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Культурология, 59 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg