На протяжении последнего десятилетия в российском обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется изменением системы ценностей, жизненных приоритетов и проявляется в резком возрастании значимости для личности материальных благ, имущественной дифференциации, а также утрате нравственных и идеологических ориентиров. В обществе наблюдаются противоречивые процессы, свидетельствующие об общем кризисе социальной идентичности у большинства групп населения. Он выражается, с одной стороны, в утрате социальной (национальной, гражданской, политической, экономической) идентичности многими слоями населения, традиционно занимавшими ранее стабильно высокое социально-экономическое положение в обществе, с другой - в активном становлении новой социальной идентичности и отдельных ее составляющих, прежде всего политической, идеологической, экономической, в рамках формирования сменяющихся политических и экономических элит.
Проблема богатства и бедности, отношений собственности становится одной из наиболее актуальных в современной России. Представления людей о собственном материальном положении не только постоянно влияют на их повседневное экономическое поведение и взаимодействия в микросоциальной и экономической среде, но затрагивают всю систему макроэкономических отношений с государством, во многом определяя жизненную направленность, мировоззрение, сферу ценностей человека.
Все это придает особую актуальность исследованию вопросов экономической идентификации личности как самостоятельной психологической проблемы. Уместно напомнить, что экономическая идентичность в качестве важнейшей части социальной идентичности личности практически не изучена и до сих пор не подвергалась ни теоретическому, ни эмпирическому анализу. Более того, до последнего времени в научных исследованиях само это понятие практически не использовалось. Отдельные составляющие названной проблемы изучаются в экономической психологии в рамках анализа когнитивных аспектов взаимоотношения человека и общества, в частности, при выявлении представлений людей о богатстве и бедности, их границах, социальном неравенстве, восприятии человеком собственного благосостояния. Экономическая идентичность человека рассматривается также в связи с исследованиями экономического статуса как характеристики объективного положения личности или группы, самооценки человеком своего материального положения как психологической составляющей его экономического сознания и самосознания.