В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь. И, как показали результаты проанализированных результатов исследований, в большинстве своем молодежь готова к выполнению тех непростых задач, которые требуется решить в ходе глобальной трансформации российского общества.
Отличительной особенностью общественно-политического и экономического развития Российской Федерации в минувшие 10 лет является становление и развитие государственной молодежной политики как межотраслевой сферы государственного управления (включающей комитеты и отделы по делам молодежи исполнительной власти, а также свыше 300 государственных и более 4500 муниципальных учреждений, в которых заняты свыше 100 тысяч специалистов).
На федеральном и региональном уровнях реализуются целевые программы для молодежи и молодых семей.
Определены конкретные меры по государственной поддержке способных и талантливых молодых людей.
Более чем в 60 российских вузах открыта профессиональная подготовка по специальности «Организация работы с молодежью».
Вместе с тем проводимая в молодежном направлении работа не отвечает интересам подрастающего поколения, потребностям динамичного и стабильного развития страны.
Показателями неблагополучия в работе с молодежью являются узковедомственный подход в работе исполнительной власти с подрастающим поколением (когда обязанности по реализации широкого спектра молодежных интересов и проблем оказываются фактически переложенными на плечи одного отдела ); дефицит внимания к молодежной политике средств массовой информации, иногда откровенная ксенофобская политика официальных органов власти.
О высокой степени проблемности взаимоотношений Российского государства с молодежью, о нерешенности «молодежного вопроса» в нашей стране свидетельствуют в значительных масштабах маргинализация и криминализация молодежной среды, восприятие финансовых вложений в молодежную политику как затратной деятельности, а не как инвестиций в человеческий капитал и в будущее страны; несоответствие общественным потребностям содержания деятельности институтов молодежной социализации, серьезные пробелы в российском законодательстве (в части регламентации прав и обязанностей основных социализационных институтов в отношении к детям и молодежи).
Неадекватная реакция государственных органов на потребности молодых людей (и в целом на молодежную ситуацию в обществе), запаздывающий перевод существующих проблем и имеющихся на местах наработок на нормативно-правовой язык формирует у наших молодых соотечественников скептическое отношение к разным ветвям власти.
Отличительные особенности молодежи касаются в основном её качеств как работников, тесно связанного с этим материального положения молодежи, её морального облика и особенностей поведения, а также роли политики в её жизни. Молодежь выгодно отличается от старшего поколения уровнем квалификации, наличием тех знаний и умений, которые высоко ценятся на современном рынке труда, характером трудовых мотиваций, а также готовностью учитывать требования рынка, включая переквалификацию, если это необходимо. Частным случаем этой готовности выступает активность, с которой молодежь приобретает новые знания.
Реальную основу и содержание жизни современной молодежи составляет её частная жизнь, где попытки выжить и как-то упрочить свое положение дополняются активным общением с друзьями, семейными проблемами, развлечениями и саморазвитием. Как показало исследование, следует вести речь не просто о молодежи как однородной демографической группе, а о принципиально различных типах современной российской молодежи внутри одного поколения. Попытка типологизации с учетом особенностей межличностного общения, развлекательно-рекреационных контактов и общественной деятельности позволила выделить шесть основных типов молодых россиян, различающихся характером, интенсивностью и направленностью их социальных связей. Один из этих типов, составляющий примерно треть современной молодежи России, очень близок по характеру своего досуга и предпочтений к стандартам жизни представителей среднего класса развитых западных стран.
«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, спорта и т.д. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным становлением единой системы в масштабах страны.
Накапливаются, а не решаются проблемы молодежи, требующие внимания власти и общественности, сохраняется в значительном масштабе отношение к работе с молодежью как к второстепенному участку государственного и муниципального управления.
О появлении в работе с молодежью признаков регресса свидетельствует прекращение в масштабах страны с 2003 г. планирования и финансирования (по заказу Минобрнауки РФ) общероссийских социологических исследований потребностей и общественного мнения молодежи.
Об этом же свидетельствует и прекращение в последние три года подготовки и публикации федеральными структурами ежегодного государственного доклада «О положении молодежи и состоянии государственной молодежной политики в РФ» (хотя практически ежегодно на протяжении 10 с лишним лет этот документ готовился и обсуждался).
Оценки положения разных региональных и социально-демографических молодежных групп (старшеклассников, студентов, молодых рабочих, специалистов и ученых) органами власти формулируются зачастую не на основе обобщенных данных, а на основе отдельных журналистских материалов или по итогам исследований, проведенных в крупных городах. Выводы же при этом распространяются на всю российскую молодежь, включая молодых селян, а также на молодое поколение малых народов Севера, Сибири, Кавказа.
Из-за отсутствия понимания в медиасообществе возможностей науки редкостью являются в периодических изданиях публикации по итогам дискуссий на научных конференциях и конгрессах, поэтому без внимания остаются рекомендации и предложения о путях решения назревших молодежных проблем.
Для развенчания существующих мифов о молодежи общероссийские и региональные СМИ не практикуют заказы на подготовку глубоких аналитических материалов, посвященных молодежной политике (из-за чего уровень освещения молодежной тематики отличается поверхностностью и фрагментарностью).
Из-за слабой опоры (при подготовке проекта Федерального закона о молодежи и молодежной политике) на юридическую, политическую и социологическую науку до сих пор в стране, оказывается, не принят этот важнейший политико-правовой документ.
Значительная часть министерств и федеральных агентств не видит своего места в работе с молодежью.
Слабо защищают права молодых работников профсоюзы. В содержании трудовых договоров с администрацией предприятий и учреждений зачастую игнорируются специфические интересы молодых работников, редко идет речь о финансовой поддержке повышающих свою квалификацию, обучающихся в дистанционном режиме, об обязательствах по кредитованию молодых семей.
Большинство политических партий лишь в период избирательных кампаний вспоминают о молодых людях, не имея научно обоснованной и долговременной молодежной политики.
Из-за отсутствия необходимых политико-правовых механизмов государственная молодежная политика не находит своего продолжения в муниципальных образованиях и корпоративных структурах, хотя именно на этом уровне проблемы молодых людей проявляются наиболее остро и болезненно - в жилье, получении и сохранении работы, проектировании карьеры, содержательном наполнении свободного времени.
Все перечисленное является неприемлемым с точки зрения серьезных и ответственных задач, стоящих перед нашей страной в XXI в.