Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Нарушение речевого ритма у младших школьников

zhihareva2002 3000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2023
Объект исследования – речевой ритм как речевое регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц. Предмет исследования – нарушения речевого ритма. Цель исследования – определить методики коррекции речевого ритма у младших школьников. Задачи исследования: - исследовать общую характеристику понятия «речевой ритм»; - определить значение речевого ритма; - изучить психолого-педагогическую характеристику нарушений речевого ритма; - выявить методики коррекции нарушений речевого ритма. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обзор современных научных публикаций по теме исследования. Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников и литературы, включающего 39 наименований.
Введение

Многие отечественные и зарубежные исследователи обращались к проблеме речевого ритма, но она до сих пор не может считаться решенной. В последние годы небывалую популярность приобрели когнитивные экспериментальные исследования, в том числе в области нейролингвистики, что позволяет по-новому взглянуть на процесс порождения ритма и особенности его восприятия. Существуют разные подходы к определению понятия ритм. В отечественной лингвистике под ритмом понимается равномерное, закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых, изобразительных и т.п.). Основным свойством речевого ритма является периодичность, т. е. закономерное, периодическое повторение во времени соизмеримых единиц речи. Следовательно, необходимо определить, что является элементарной единицей ритма. Н.В. Черемисина-Ениколопова предлагает выстроить иерархию речевых ритмов: слоговой, словесный и синтагменный. Основным ритмом является синтагменный ритм, что обусловленного интеллектуально и, прежде всего, физиологически, так как ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глубине. В итоге ритм дыхания, а, следовательно, и ритм речи изменяется под влиянием импульсов, приходящих от коры больших полушарий головного мозга. «Как элемент звучания речевой ритм опирается на физиологическое основы, на ритм дыхания. Как элемент формы речи, выполняющей коммуникативную функцию, ритм соотносится со смыслом, т.е. корректируется, управляется, организуется интеллектуально». Ряд ученых (Г.Н. Иванова-Лукьянова, В. Лефельдт, К.С Горбачевич) полагают, что периодичность реализуется за счет регулярного чередования ударных и безударных слогов, причем длина интервалов не является неизменной. За ударным слогом может следовать снова ударный, но, если подобное происходит часто, ритма не происходит. Ритма не происходит и в случае, когда между ударными слогами находится слишком большое количество безударных. Длина интервалов регулируется нашей когнитивно-перцептивной системой. И. Лехисте доказала, что ритм возникает путем чередования ударных слогов и пауз, заполненных безударными слогами. Человек воспринимает речь изохронно, он не может воспринимать длину звука меньше 30 миллисекунд. Слушатель воспринимает различие, только если длина звука достигает 100 мс. Спонтанная речь аритмична, но мы воспринимаем ее как ритмичную, но не монотонную, поскольку мы не можем намеренно корректировать ее смысл и, выделяя слова, располагаем их нестандартно, поэтому количество и чередование ударных и безударных слогов постоянно меняется. Паузы колебания, или паузы хезитации, перед началом артикуляции часто свидетельствуют о затрудненной ситуации, в которой находится говорящий, что влияет на процесс коммуникации и процесс восприятия слушающего, заставляя его включать когнитивные процессы для обработки более сложной информации.
Содержание

Общая характеристика и значение речевого ритма Исследование речевых патологий, в том числе нарушения речевого ритма, представляет значительный интерес для фонетики и языкознания в целом. Эти исследования поставляют данные о взаимосвязи артикуляционных признаках и ритмических параметров. Современные исследования теоретической фонетики могут быть эффективными для практики. В структурном плане проблема нарушения речевого ритма описана в работах известных ученых логопедов И.А. Сикорского, Е.Ю. Рау, академика Н.П. Бехтеревой. Описание нарушений речи содержится в работах известного психолингвиста Н.И. Жинкина. К пятому веку до нашей эры понятие речевого ритма становится одним из центральных в терминологии музыкальных искусств. В области филологии и хореографии термин «ритм» употребляется в качестве оценочного в широком контексте. С 18-20 века слово «ритм» приобретает некую изотерическую ауру, так как оно употребляется в многочисленных трудах в области философии, теории культуры и искусства как обозначение для общего принципа жизнедеятельности. В биологии исследуются измеримые периодические изменения. Такие изменения имеют высокую частотность, так как всем физиологическим и поведенческим процессам присуща обозначаемая как ритмика периодизация активности, которая измерима как форма периодических колебаний амплитуды или частоты в различных процессах. Когда в 19-ом и 20-ом веках понятие ритма рассматривалось как принцип временной организации, оно определялось в соотношении с метром и тактом. Такт функционирует как элемент (строительный материал) метрических схем. Согласно появившейся в 18-ом веке «акцентной теории», такты представляются как абстрактные структуры, состоящие из тяжелых и легких элементов, в которых, в зависимости от вида такта, за каждым восхождением, которым начинается каждый такт, следует одно или несколько нисхождений, в промежутке и другие восхождения. Выделение сильных элементов происходит на основе восприятия. Если целый ряд одинаковых ударов метронома слышатся на одинаковых временных расстояниях друг от друга, они воспринимаются как ритмичные на основе физиологических и нейрологических базовых ритмов. В настоящее время в лингвистике, речеведении и психолингвистике наблюдается усиление интереса к явлению речевого ритма. Темпо-ритмическая организация речи – это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого в
Список литературы

1. Абелева И.Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся / И.Ю. Абелева. – Изд-во: Просвещение, 2019. – С. 330. 2. Арутюнян Л.З. Как лечить нарушение речевого ритма: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 2019. – С. 160. 3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель. 2017. – С. 330. 4. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии // Вопросы психолингвистики. 2012. - № 16. - С. 84–91. 5. Белякова Л. И., Филатова Ю. О., Харенкова А. В. Онтогенез речевых и двигательных ритмов у детей до 3х лет // Вопросы психолингвистики. 2019. - № 2. - С. 100–113. 6. Белякова Л.И. Логопедия: Нарушение речевого ритма / Дьякова, Е.А. – М.: В. Секачев, 2017. – С. 224. 7. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей / С.Е. Большакова. - ТЦ «Сфера». 2014. – С. 64. 8. Бохан О.А. Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у младших школьников / Лашкова Л.В. // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. – С. 100–102. 9. Буренина А.И. Ритмическая мозаика [Текст]: программа поритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И.Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2020. – С. 220. 10. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие младших школьников: Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – С. 144. (Здоровый малыш). 11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС. 2013. – С. 272. 12. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2018. – С. 680. 13. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2020. – С. 220. 14. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: СКРИПТОРИЙ, 2016. – С. 72. 15. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2019. – С. 176. 16. Дедюхина, Г.В. Работа над ритмом в практике: метод, пособие / Г.В. Дедюхина. – М.: Айрис-пресс, 2019. – С. 64. 17. Жинкин Н.И. Механизмы нарушения речевого ритма / Н.И. Жинкин // Вопросы патологии речи. Харьков, 2019. – С. 173-178. 18. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2014. – С. 288. 19. Жулина Е.В. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей младшего школьного возраста со стертой дизартрией / Соловьева Н.Н. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. – 79-82. 20. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – М., 2020. – С. 197. 21. Комаровская А.О. Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией // Мир детства в современном образовательном пространстве. 2017. – С. 225–227. 22. Лазуренко С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте: монография. М.: ЛОГОМАГ, 2015. – С. 255. 23. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика. - М.: ФиС, 2017. – С. 160. 24. Ляпина Н. С. Формирование элементарной ритмической способности у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы // Вестник ЧГПУ. 2016. - № 3. - С. 125–134. 25. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – С. 208. 26. Рау Е.Ю. Возможности педагогической коррекции нарушения общения при заикании учителями общеобразовательной школы / Е.Ю. Рау. – Москва // Логопедия. Нарушение речевого ритма: хрестоматия: учебное пособие: для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – Москва: Академия, 2018. – С. 299-301. 27. Сикорский И. А. О заикании. (СПб., 1889. – С. 38-152) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 2017 28. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т. I. – М.: Педагогика, 2015. – С. 355. 29. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия / Т.А. Ткаченко. – М.: Мир книги, 2018. – С. 220. 30. Тонкова-Ямпольская Р. В. Начальные этапы становления детской речи // Журнал высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова. 2019. Т. 16. № 2. С. 351–356. 31. Филатова Ю. О. Влияние ритмических процессов на развитие речеязыковой функции // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: сб. материалов Международной научной конф., 23-24 апреля 2008 г. Санкт-Петербург: Издательство Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2018. – С. 445-448. 32. Филатова Ю. О. Речевые и моторные ритмические процессы, и модель их развития у детей с нарушениями речи: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2018. – С. 310. 33. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2019. – С. 239 34. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Учпедгиз, 2019. – С. 476. 35. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2019. – С. 240. 36. Чуева И. Г. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. - № 3. - С. 77–79. 37. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для младших школьников с нарушениями речи. М.: Академия. 2018. – С. 192. 38. Шереметьева Е. В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. – С. 282. 39. Шкловский, В.М. Нарушение речевого ритма/В.М. Шкловский. – М., 1994. – С. 248.
Отрывок из работы

стертая форма дизартрии является сложным, систематизированным, трудно корригируемым нарушением, которое проявляется в полиморфном нарушении звукопроизносительной и просодической стороны речи, в частности темпо-ритмической организации, играющей огромное значение в речевом становлении детей. Учитывая сложность данного нарушения, все занятия с данной категорией детей должны быть четко спланированы в соответствии с органо-функциональной речевой патологией. Одновременное использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях будет способствовать формированию темпо-ритмической организации речи, а также развитию речи в целом, так как сочетание музыки, движений и тщательно подобранного речевого материала, активно воздействует на центральную нервную систему и положительно влияет на развитие высших психических функций. Дыхание очень важно для развития речевого аппарата младших школьников. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения вырабатывают диафрагмальное дыхание, а также увеличивают продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. И наша задача научить детей правильно дышать. Проводятся занятия в игровой форме и без принуждения. У детей должна быть полная свобода при выполнении определенного вида действия. Главным мотивом должен являться интерес. Музыка для ритмопластики подбирается с учетом возрастных особенностей детей. Для занятий подбирается одежда, которая не будет стеснять движения. После занятий ритмопластикой у детей улучшается физическая форма, координация движений, формируется красивая осанка; развивается творческая активность, повышается эмоциональный настрой, улучшается память и внимание. Занятия способствуют коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 52 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg