Актуальность темы в том, что философия столь же древняя, как и религия, и древнее, чем любая церковь. Философия взросла благодаря высоте и чистоте ее отдельных проявлений, продемонстрированных тем или иным конкретным человеком, и .благодаря правдивости ее духовного отношения к церковному миру, к которому она хотя и не всегда, однако большей частью относилась одобрительно (как к чему-то другому). И все же по сравнению с церковным миром философия оказывается бессильной ввиду отсутствия у нее собственной общественной формы.
Философия живет в ситуации случайного покровительства со стороны властей в мире, в том числе и церковных. Она нуждается в благоприятной социологической ситуации для того, чтобы объективно обнаружить себя в своем действии. Вместе с тем в своей действительности она в любое время открыта каждому человеку; в той или иной форме она всегда присутствует там, где живет человек
Философией в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской, нельзя: национального философа, каким являются, например Декарт для французов, Кант для немцев, Бэкон для англичан, в России не было.
Современная реальность создает новые, ранее неизвестные, а порой полярно противоположные возможности для дальнейшего духовного развития человечества.
С одной стороны, преодолеваются границы старых, архаичных стереотипов культуры, мышления, мировоззрения в связи с созданием свободного, открытого, демократического общества, наращиванием мировых интеграционных процессов, включающих в себя социокультурные, информационные, образовательные, экономические и многие другие аспекты.
С другой стороны, кризисные явления, охватившие наше общество и включающие в себя издержки демократических преобразований и экономических реформ, вызвали к жизни и активизировали разного рода негативные тенденции в духовном развитии людей. Массовая нищета, отчуждение, борьба за выживание приводит к искажению духовного мира человека. Старые идеологические принципы, идеалы, моральные и нравственные ценности претерпели значительные деформации, частично оказались утраченными. Человек духовно ослаб и утратил мировоззренческую ориентацию.
Поэтому разрешение проблем, связанных с спецификой и сущностью, формированием и становлением мировоззрения, адекватного нынешней эпохе, является одной из насущных задач философской науки