1.3 Ценностные ориентации молодёжи и современный российский кинематограф
Ценностные ориентации играют большую роль в становлении поколений. Они зависят от множества факторов, такие как воспитание, условия воспитания, служба в армии, выбор будущей профессии и так далее. В России много проектов, направленных на национальные ценностные ориентации, но они практически не работают из-за тяжелой демографической, экономической и других проблемных ситуаций в стране. Но именно правильно выбранные ценностные ориентации помогают человеку жить в обществе и социуме, выполняя перед ними обязанности.
Нередко ведь ценностные ориентации называют социальными ценностями, которые личность усваивает в процессе социализации и будут регулировать мотивацию и поведение человека. А с другой стороны, основная цель воспитания и есть формирование ценностных ориентаций.
Функции ценностных ориентаций:
- регуляция и контроль социального поведения
- отображение и защита идеалов
- определение цели жизнедеятельности, ведущих принципов и мотивации
- критерий выбора, альтернативного решения и их оценка
- объяснение человеческого поведения
Классификации:
Традиционнаяклассификация:
универсальные – здоровье, любовь,безопасность;
внутригрупповые – религиозные, философские, научные, политические;
личностные.
Классификация ценностей по В.П.Тугаринову:
материальные – жилище,одежда;
социально-политические – справедливость, свобода,равенство;
духовные – искусство, образование,наука.
Классификация ценностей по Г.Оллпорту:
теоретические – истина в избранной технике,науке;
социальные – уважение и любовь окружающихлюдей;
политические – власть, влияние (слава,известность);
религиозные – понимание мира как единого целого через понимание высшего смысламироздания;
экономические – польза, выгода,практичность;
эстетические – форма и гармония, жизнь ради самогосебя.
Классификация ценностей по М.Рокичу:
терминальные (убеждение человека в превосходстве определённых жизненных целей)
инструментальные (убеждение человека в правильности определённого поведения человека в любой ситуации)
Первостепенные ценности для молодёжи:
1. Семья.
2. Друзья.
3. Здоровье.
4. Вера.
5. Деньги.
6. Интересная работа.
7. Справедливость.
Важно сохранить их ценность, первоначальный смысл и актуализировать в сознании народа ради предотвращения деградациисоциума.
Агенты воздействия и трансляций ценностных ориентаций:
1. Социальные сети.
2. Кинематограф
Исследование ВЦИОМ показало, что 36% молодых людей указали на то, что в семье не понимают друг друга, 10 % затруднились ответить и только 17% считают,что у них нет противоречий в детско-родительских отношениях. Также 75% опрошенных считают, что от образа жизни родителей стоит отказаться в пользусобственныхубеждений,83%уверены,чтоэтопроисходитужесейчас. И в данных исследованиях мы видим, что сейчас молодёжь идет к тому, чтобы отказаться от ценностей в сторону единоличия. С одной стороны, это может привести к тому, что молодёжь самостоятельно будет добиваться своих целей и развиваться. А с другой, это ярый прецедент того, что гедонические ценности явно начали преобладать в молодых умах.
И сейчас, после изучения ценностных ориентаций, можно рассмотреть то, какие ценностные ориентиры даёт российское кино, как часть молодёжи.
Ценности, которые даёт российское кино, поддержанное государством:
- знание важных моментов и эпизодов нашей истории. В 2000-е годы стали популярны фильмы о победах русского человека в различных сферах: будь то война или спорт. Но с каждым годом фильмы становились более героизирующими, возвеличивающими подвиги прошлого, но вместе с этим пропало человеческое переживание. Фильмы стали драмами одного народа, где любая жертва имеет малую ценность, потому что мы сильны все вместе.
- важность денег и абстрагирование от реальности. С 2014 года в российском кино был запрещён мат, что отразило желание оторваться от реальности со стороны государства.
- романтизация советского периода истории и 1990-х годов. Слишком быстро период социально-экономической разрухи стал ностальгическим для россиян. Такие сериалы и фильмы, как «Бригада», дилогия «Брата» и «Бумера», а также «ментовские» сериалы стали для россиян неким элементом ностальгии для поколения, которые жили в начале тысячелетия. Сейчас дилогия «Брат» является одним из тех элементов, которые создают деструктивное поведение молодёжи и неверные понятия о «добре» и «зле». Что быстро поняло наше государство. И оно начало спонсировать фильмы, чьё действие происходит в СССР и всячески данный период истории либо романтизировать, либо показывать, как там было «плохо жить». Артек. Большое путешествие» - самый недавний пример поддержанной киноленты, чьё действие происходит в лагере Артек в 1988 и в 2021. Стерильная и неинтересная для молодёжи картина, которая снята по всем стандартам российских фильмов о дружбе.
- патриотизм, коллективизм, готовность пойти на все ради Родины. Как было отмечено, современные российские фильмы на военную тематику стали боевиками, которые созданы ради окупаемости в прокате, соревнуясь с иностранными лентами. Представлены главные герои, которые на все идут ради страны и государства. Представлены символы, свойственные другим эпохам, но вызывающие трепетные чувства не у молодёжи, а у тех, кто застал советскую эпоху, тех, кто в кинотеатры ходит мало. Образ одного народа обычно предстаёт в героях различных национальностей, но ими обычно предстают те народы, которые входили в СССР, а не в современную Россию.
- Самостоятельность народа. Отдельный человек и народ без помощи власти может пойти на важные для страны решения в важные моменты.
Вывод. Современные российские фильмы, которые поддерживают государством не отвечают запросу времени и современным ценностям молодёжи, хотя они и сняты по шаблону американских фильмов, но это не даёт им импульс популярности, что видно по статистике и различным опросам. «Выстреливают» фильмы редко из-за своего качества и явного государственного посыла, поэтому молодой зритель активно идёт либо на иностранную киноленту, либо на онлайн-кинотеатры, которые только начали создавать конкуренцию кинотеатрам, так как на сервисах ещё нет такого сильного государственного контроля.