Глава 1. Современные тенденции развития ИКТ
1.1 Понятие ИКТ и их роль в современном обществе
Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.
Информационные технологии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ)[3]; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90)[4]; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008)[5] (ч.1.).
Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология – это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
В современном мире практически все сферы нашей жизни теснейшим образом связаны с информационными технологиями. Как бы банально не звучала эта фраза, своей истинности она от этого не теряет ни в малейшей степени. Оборонная промышленность и атомные станции, медицина и образование – все это, а также многое другое сегодня уже не может существовать без нормально развитого информационного сопровождения. К сожалению, в нашей стране это начали понимать сравнительно недавно. Давным-давно предрекаемая возможность существования «закладок» получила свое документальное подтверждение после разоблачений одного небезызвестного бывшего сотрудника ЦРУ. После этого наше правительство со скрипом признало необходимость развития собственного производства процессоров и ПО. Так, буквально пару месяцев назад было объявлено о создании новых вычислительных платформ, которые полностью построены на отечественных комплектующих. Кроме того, интенсивная работа в этом направлении ведется и в оборонной промышленности. Вся совокупность такого рода факторов обозначается аббревиатурой ИКТ. Это – информационно-коммуникационные технологии, лежащие в основе современной цивилизации. Если говорить научным языком, то под этим термином понимаются методы работы с массивами информации, их передачу при помощи средств связи.
Вообще эта сфера подвержена едва ли не ежесекундным изменениям и чрезвычайно быстрому развитию. Каждую минуту лидеры отрасли создают новые технологии, предопределяющие развитие всего человечества на годы вперед. Более того, престиж страны на международном уровне во многом определяется именно развитием ИКТ. Это значит, что производимое программное обеспечение, а также контроль над потоками информации позволяют определять вектор развития собственной экономики, опережать на этом поле конкурентов. Даже самые базовые экономические исследования быстро доказали, что между развитостью ИКТ и благополучием экономики того или иного государства существует самая прямая связь. Развитие коммуникационных технологий обеспечивает все возможности для быстрого роста производства и прочих отраслей. Кроме того, если в стране развита соответствующая отрасль, то она легко привлекает иностранные инвестиции, которые благотворно сказываются на общем экономическом состоянии. Приоритетные направления развития отрасли в стране.
В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. современная молодежь все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников. (Ч.1)
За последние десятилетия сектор информацион¬но-коммуникационных технологий (ИКТ) превраща¬ется в один из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового хозяйства, сохраняя за собой репутацию отрасли, подверженной динамичным, не¬прерывным и кардинальным изменениям. К насто¬ящему моменту ИКТ уже давно не являются роско¬шью как для высокоразвитых, так и развивающихся стран, позволяя совершенствовать способы общения, внедрять новые инструменты ведения бизнеса, рас¬ширять спектр предоставляемых услуг.
Значительное расширение международной тор¬говли продукцией ИКТ в последние годы становит¬ся важной тенденцией мировой экономики в целом. С учетом того, что политика РФ в сфере ИКТ скла¬дывается на качественно новом экономическом, политическом и социальном уровнях, в условиях перехода на рыночный путь развития, наше государ¬ство обладает всеми шансами на высокие позиции в рейтингах стран-лидеров мировой инновационной системы. Однако в результате рыночных преобразо¬ваний в России сложились особые черты развития, отличающиеся как от старой советской системы, так и новой, заимствованной в западных странах, со-провождающейся, в том числе, и неблагоприятной статистикой ежегодного оттока высококвалифици¬рованных специалистов.
Помимо указанного, активная интеграция в гло¬бализационные процессы требует от России на¬личия собственных передовых технологий, как весомого фактора обеспечения преимуществ в кон¬курентной борьбе. Предложение отечественных со¬временных технологий на мировом рынке обуслав¬ливает не только динамику мировой торговли, но и уровень развития самого государства.
В результате сказанного, для решения постав¬ленной задачи налаживания производства высоко¬технологичной продукции для последующего им¬портного замещения и в дальнейшем выходом на мировой рынок, необходимо определить перспек¬тивные направления и конкурентные преимущества России путем выявления особенностей отечествен¬ного рынка ИКТ.
Технический прогресс в условиях XXI в. стано¬вится главной движущей силой экономического ро¬ста, значительно меняя концепцию традиционных методов хозяйствования и существенно повышая качество предлагаемых продуктов и услуг. В резуль¬тате этого, обширное проникновение ИКТ во все об¬ласти человеческой деятельности принято считать главным показателем формирования информацион¬ного общества (литература ч.1).
Информационные технологии начали активно развиваться с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).
Развитие интернета, а также инвестиции в инфраструктуру и сервисы вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.
Ранние электронно-вычислительные машины, такие как Colossus, используют перфоленты, длинная полоса бумаги, на которой данные были представлены по ряду отверстий. Эта технология сейчас не используется. Электронное хранилище данных, которое используется в современных компьютерах, датируется Второй Мировой войной, когда форма памяти на линиях задержки была разработана, чтобы удалить беспорядок из радиолокационных сигналов, первым практическим применением которого стала задержка линии ртути. Первым устройством с произвольным доступом цифрового хранения была труба Уильямса, основанная на стандартной электронно-лучевой трубке, но информация, хранящаяся в ней и линия задержки памяти была неустойчивой в том, что она должна была постоянно обновляться, что привело к потере информации после отключения питания. Самой ранней формой энергонезависимой памяти компьютера был магнитный барабан, изобретённый в 1932 году, и который используется в Ферранти Марк 1, первый в мире коммерчески доступный электронный компьютер общего назначения.
Компания IBM выпустила первый жёсткий диск в 1956 году, в качестве компонента компьютерной системы 305 RAMAC. Большинство цифровых данных сегодня по-прежнему сохраняется магнитно на жёстких дисках или оптически на носителях, таких как компакт-диски. До 2002 большинство информации хранилось на аналоговых устройствах, но в том году цифровая ёмкость превысила аналоговое устройство впервые. По состоянию на 2007, почти 94 % данных, хранящихся во всем мире, сохранилась в цифровом виде: 52% на жёстких дисках, 28% на оптических устройств и 11% на цифровой магнитной ленте. Было подсчитано, что в мире ёмкость для хранения информации на электронных устройствах выросла с менее чем 3 эксабайт в 1986 году до 295 экзабайт в 2007 году, увеличиваясь вдвое примерно каждые 3 года.
Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом[7] (ч.2):
Технические средства,
Коммуникационные средства,
Организационно-методическое обеспечение,
Стандартизация.
1.2 Тенденции взаимодействие человека и компьютера
http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-cheloveka-i-kompyutera-tendentsii-issledovaniya-buduschee
Распространение ИКТ беспрецедентными темпами меняет уклад жизни человека и общества, что вызывает массу немаловажных вопросов. Каких эффектов стоит ожидать от связанных с этими процессами трансформаций? Насколько такие технологии позволят повысить качество жизни, как они повлияют на отношения людей, будут ли способствовать реализации их желаний, интересов и устремлений? Смогут ли разработки в области компьютерных наук направить развитие искусственного интеллекта в правильное русло и обезопасить мир от неоднозначных последствий?
Компьютерные технологии не только влекут за собой радикальные изменения в образе жизни, но и преобразуются сами. Если на протяжении последних трех десятилетий здесь совершались преимущественно технологические прорывы, модернизировались технические приемы и методики, то сегодня в образовавшейся экосистеме тотального пользования компьютерами на первое место выходит концепция, при которой люди и машины рассматриваются не изолированно, а сквозь призму развития взаимоотношений между ними.
Смена ориентиров Человеко-компьютерное взаимодействие сегодня становится интегральной частью многих разработок в самых разных секторах. В связи с тем, что удобное пользование и дружественный интерфейс — ключевые аспекты взаимодействия потребителей с усложняющейся техникой, к исследованиям этой области обращаются компании самого разного профиля в целях создания инструментов, обеспечивающих повышение эффективности применения технологий. В плане совершенствования интерфейса уже достигнут определенный прогресс — с компьютерами стало легче и удобнее работать, они выполняют намного больше функций, чем раньше. Теперь стоит вопрос: куда двигаться дальше? Технологические решения — не самоцель, они являются лишь средством реализации человеческих потребностей, которые с развитием технологий возрастают.
В результате прежние исследовательские задачи постепенно теряют свою актуальность, требуя кардинального пересмотра дальнейшей повестки. Новые ориентиры касаются, прежде всего, глубинных сущностей человека, его желаний, стремлений, межличностных отношений, безопасности индивидуального пространства, конфиденциальности.
Чтобы глубже понять развитие отношений между людьми и компьютерами, проследим основные этапы эволюции исследований в этой сфере. В частности, был предложен «закон Фиттса» (Fitts Law), описывающий движения человека [Fitts, 1954]. С его помощью определялся промежуток времени, необходимый для того, чтобы щелкнуть мышью объект того или иного размера. Данная модель нашла широкое применение при проектировании производственных систем, в которых кратчайшее время доступа к нужной «кнопке» имеет критическое значение, а также при оптимизации интерфейса портативных устройств. Производители мобильных телефонов использовали этот подход для измерения скорости ввода текста при помощи двенадцатикнопочной клавиатуры, а позднее — для определения размера и расположения «горячих» клавиш на сенсорном экране смартфона [Grudin, 2007]. Постепенно акценты смещались в сторону изучения интеллекта: каким образом человек осознает объекты и процессы.
В связи с ростом популярности компьютерных сетей в 1990-х гг. акценты исследований сместились на межличностные и внутригрупповые взаимоотношения, приобрела актуальность тема эффективного взаимодействия людей посредством компьютера.
Каждое поколение людей предъявляет к технологиям собственный набор требований, формируя спрос на высокое качество жизни. Но даже если бы заинтересованность общества в технологиях отсутствовала, это не повлияло бы на трансформирующие процессы, которые набирают скорость. Компьютерные технологии уже затронули такие базовые сферы, как образование, семья, медицина, старение, культура и политика.
С распространением новых технологий в образовательной сфере меняются формы обучения и подходы к управлению временем. Учебный процесс может происходить в любом месте, где имеется связь с Интернетом (участие в глобальной дискуссии в рамках виртуальной игры Second Life или просмотр тематических форумов в ожидании транспорта). Учащиеся получают не только расширенный доступ к контенту, но и возможность его создавать. Так, интерактивные технологии (от мультимедийных средств до мобильных измерительных и сенсорных устройств) качественно меняют взаимодействие преподавателя с учениками. У нового поколения учителей, выросших на компьютерах, растет потенциал применения подобных инструментов в учебном процессе, в частности, для стимулирования инновационных форм коллективной работы. Интерактивные игры признаны, например, действенным средством в преподавании физики и химии. По-иному оценивается и успеваемость. Если раньше преподаватель делал выводы о прогрессе студента лишь по качеству курсовых или дипломных работ, то сегодня он отслеживает и промежуточные стадии, выявляет ранее не очевидные пробелы в усвоении материала. Ему требуется по-новому управлять временем. Развитие новых инструментов оценивания становится одним из ключевых драйверов в образовании. С внедрением более прогрессивных технологий преподавания и оценки результативности учащихся в течение ближайшего десятилетия способы применения компьютеров будут ради- кально отличаться от современных. Это повлияет как на характер самого учебного процесса, так и на вовлеченность в него родителей, что приведет к размыванию границ между школой и домом. Семья. Представления о составе семьи (отец, мать и двое-трое детей) быстро устаревают. Тем не менее, желание ее членов постоянно контактировать и заботиться друг о друге все же сохраняется. Появляются новые средства коммуникации (общение по Skype и др.), наблюдения за детьми и престарелыми (сотовый телефон компании Disney с функцией Family Locator, позволяющий родителям отслеживать местонахождение ребенка [Virata, 2007]) и др. Однако с распространением такого рода решений контроль на персональном уровне для «отслеживающих» все чаще приобретает форму психологической зависимости, а «подопечными» воспринимается как ущемле- ние свободы. Другая ниша для новых приложений — про- ведение семейных мероприятий. Поскольку фиксирующие их фото- и видеоматериалы могут оперативно рассылаться отсутствовавшим, последние оказываются виртуальными участниками. Как следствие, возникает заказ на архивирование, ограничение доступа и т. п. Рассматриваемые разработки окажут определенное влияние на социальные и этические аспекты, которое трудно предсказать. Старение. К 2020 г. в общей структуре населения значительно увеличится доля пожилых людей. Их можно рассматривать как «игроков» динамичного высокотехнологичного мира, в ко- тором ИКТ будут иметь решающее значение. Новое поколение пенсионеров, значительную часть жизни взаимодействовавших с компьютерными системами, окажется более восприимчивым к передовым решениям. В результате их старость обретет принципиально иное качество, а роль пожилых в обществе будет восприниматься по-другому. Компьютерные технологии особенно актуальны в здравоохранении. Масштабное распространение получают новые инструменты мониторинга здоровья и усилители когнитивных функций. На фоне роста осведомленности людей о происходящих в организме процессах появляется желание отслеживать такие показатели, как уровень холе- стерина и сахара, работу сердца и др. Чем больше мониторинговых устройств выходит на рынок, тем шире возможности для контроля, что, в свою очередь, изменит баланс между уровнем собственной осведомленности о здоровье и информацией от медицинских экспертов. Вырастет число онлайновых ресурсов, позволяющих размещать персональные медицинские данные и получать квалифицированную консультацию врачей. Станет иным и характер досуга. Социальные сети и специальные игровые сайты предоставят новые формы отдыха и когнитивного тренинга. Интересный пример в этом отношении — виртуальная игра Second Life, в которой динамично растет доля активных пользователей старше 45 лет (11.52% в 2007 г.) [Herman, 2007]. Пенсионеры уже проявляют активность в областях, не доступных предыдущим поколениям: они продолжают успешно работать, осваивают новые виды деятельности, путешествуют, реализуют свои жизненные планы и др. И хотя в ряде стран все еще сохраняются ограничения для «возрастной» группы, связанные с естественными процесса- ми ослабления внимания, новые разработки позволят устранить эти проблемы. Так, в Европе из страховых соображений многие компании по прокату автомобилей не обслуживают тех, кому за 70 [Perkins, 2010, и др.]. Вероятно, ситуация изменится вследствие появления новых препаратов, позволяющих сохранять умственную активность; оснащения автомобилей устройствами, повышающими безопасность вождения (автоматические «парковщики») и т. п. Политика и культура. Сегодня власть как никогда интенсивно использует Интернет, посредством которого, с одной стороны, она взаимодействует с населением, с другой — собирает о нем информацию. В свою очередь, общество прибегает к новым технологиям в целях смены власти. Существует мнение, что Интернет и социальные сети сыграли не последнюю роль в развертывании событий «арабской весны», приведших к падению правящих режимов в ряде североафриканских стран. Повсеместное распространение ИКТ с одной стороны, способствует сближению различных культур, а с другой — подчеркивает их самобытность. По мере приближения к 2020 г. технологические решения, вероятно, будут адаптироваться к соответствующему культурному контексту, что откроет для них новые сферы применения. Учет культурных различий и адаптаций становится все более актуальной темой дискуссий и является источником возможностей для развития научных исследований и разработок. Тенденции и их эффекты.
Рассмотрим базовые тренды, способные радикально преобразить характер взаимодействия людей и компьютерных технологий к 2020 г. Каждый из них представляет определенный комплекс перспектив и проблем, а следовательно, и задач, которые предстоит решать в будущем. Эксперты выделяют пять базовых тенденций, которые не только повлияют на технические аспекты такого взаимодействия, но и затронут те или иные ценности, окажут серьезные социальные эффекты. Обусловленные ими направления исследований и разработок систематизированы ниже. Остановимся более детально на проявлениях рассматриваемых трендов.
Сделать таблицу какие были тренды и какие сейчас тренды.
Добавить понятия.
Таблица №1- Эволюция ИКТ
Повестка исследований в сфере взаимодействия человека с компьютером, обусловленная базовыми тенденциями ближайших десяти лет
Проблемы взаимодействия человека с ИКТ Социальные, политические и этические аспекты
Трансформация интерфейса
• Способы взаимодействия человека с устройствами, не имеющими явно выраженного интерфейса; возможность контролировать работу и управлять информацией
• Механизмы сочетания новых интерактивных технологий и традиционных способов взаимодействия с окружающей средой
• Пересмотр понятий «пользователь» и «интерфейс»
• Обучение взаимодействию с технологическими экосистемами
• Последствия сбоев в работе технологических экосистем
• Способы передачи информации между взаимосвязанными устройствами, обеспечение конфиденциальности и безопасности • Использование имплантируемых биодатчиков в разных сферах
• Этичность проведения скрытого мониторинга человеческого организма
• Этические аспекты внедрения невидимых интерактивных устройств в общественных местах
• Постоянное информирование пользователей о взаимодействии с невидимыми устройствами
• Отказ от скрытого внешнего мониторинга • Законодательное регулирование локальных действий, способных оказывать глобальные последствия
• Распределение ответственности за предотвращение и ликвидацию последствий сбоев технологических экосистем
Усиление технологической зависимости
• Выявление потребностей в новых технологиях
• Идентификация технологий, которые в 2020 г. получат распространение; оценка их влияния на профессиональные компетенции
• Разработка технологий, позволяющих «выжить» в случае поломки критически важных устройств
• Приемлемые способы коммуникации с компьютерами
• Распределение задач между компьютерами и человеком
• Надежность компьютеров, сохранение их подконтрольности владельцам • Перечень навыков, которые будут «упразднены» новыми технологиями; оценка этого процесса
• Распределение ответственности за возникновение сбоев в технологических экосистемах
• Готовность общества доверять компьютерам в той же степени, что и высококвалифицированным профессионалам; передача им определенных человеческих функций
• Социальные последствия распространения искусственного интеллекта
Гиперподключенность
• Определение персональных данных для общего доступа
• Выявление истинной личности онлайновых собеседников
• Анализ механизма возникновения массовой реакции онлайн-сообщества на действия отдельного пользователя
• Разработка инструментов контроля и управления действиями онлайн-сообщества • Определение необходимых механизмов адаптации к жизни в цифровом мире, оценка их совместимости с текущими практиками
• Анализ влияния социальных сетей на отдельного человека, социальные группы и общество в целом
• Поддержка порядка в цифровом обществе, предотвращение неправомерного использования коммуникационных технологий
• Оценка потенциала технологий для мобилизации социальных групп
Развитие электронной памяти
• Определение инструментов эффективного управления большими объемами персональных данных
• Обеспечение конфиденциальности и безопасности при предоставлении доступа к цифровым следам
• Информирование пользователей об их цифровых следах
• Обеспечение обратной связи и контроля со стороны наблюдаемых в тех случаях, где это желательно
• Обеспечение баланса между получением необходимых персональных сведений и сохранением конфиденциальности •