Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

miya_pal 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.10.2018
Целью данного исследования на тему «Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства» стала разработка методических основ и практических предложений по ознакомлению с произведениями искусства и их анализу. Систематическое знакомство с картинами известных художников должно рассматриваться как необходимый элемент интегрированного процесса образования и использования смежных дисциплин гуманитарного блока. Результатом проведенной работы могут служить следующие выводы: - Комплексный характер современного образования, предполагающий объединение нескольких образовательных линий при изучении гуманитарных предметов, обуславливает использование искусствоведческих бесед как инструмента для проведения интегрированных занятий по смежным дисциплинам.
Введение

Введение. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. Необычайный современный технический прогресс, освоение людьми земного и космического пространства, развитие новейших информационных технологий убеждают нас в огромных возможностях человеческого интеллекта. По моим наблюдениям ученики все чаще стремятся получить глубокие знания по техническим дисциплинам, информатике, иностранному языку. Эти проблемы ощущаются теми, кто призван развить в ребенке духовное начало, чувство красоты и гармонии. Наиболее благоприятной средой для духовно-нравственного развития личности в современном образовательном пространстве является школа. Задача педагога изобразительного искусства, не ограничивая интеллектуального развития, высвободить путь для духовных исканий и для утверждения в душе ребенка чистых и светлых нравственных идеалов, при этом сохраняя и развивая драгоценный дар живой души. Анализ методов преподавания изобразительного искусства на различных этапах развития общества показывает, что во все времена процесс обучения базировался на творческом обобщении опыта прошлого, использовании устоявшихся художественно-эстетических традиций изобразительного искусства. Этот важный принцип сохраняет актуальность и на современном этапе художественного образования и эстетического воспитания школьников. Вопросы эстетического воспитания в общеобразовательной школе привлекают к себе все более пристальное внимание педагогов, работников искусства и широкие круги общественности. За последнее время проделана значительная работа по обсуждению и выработке определенных программ, рекомендаций и методических указаний, как по общим, так и по частным вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства. Однако состояние преподавания изобразительного искусства в массовой школе еще не отвечает должным требованиям, предъявляемым программой. Эстетическое воспитание на уроках нередко сводится лишь к обучению элементарным навыкам рисования. Интересы специалистов, разрабатывающих инновационные концепции образования, не соприкоснулись с проблемами развития у школьников способностей самостоятельного анализа произведений на занятиях по изобразительному искусству. Тогда как, именно знакомство со структурой художественного произведения и с законами восприятия искусства должно актуализировать исследовательскую позицию учащегося, благодаря которой он сможет самостоятельно постигнуть смысл живописного (или графического) произведения, освоить способы художественного мышления. Сухомлинский писал: «Через красивое – к человеческому, такова закономерность воспитания».. [19, с. 72.]. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку. Необходимо, образно говоря, тщательно вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею. Пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина. Влияние красоты на нежную детскую душу огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и создавать своими руками, он вырастет гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью, словом, весь окружающий мир. Казалось бы, в рамках школьных программ учащихся знакомят с художественными техниками, приемами и материалом, с творчеством отдельных художников, стилями и направлениями. Однако при обращении к произведениям искусства учитель чаще всего выступает в качестве всезнающего лектора, ученик же в качестве пассивного зрителя и слушателя. Школьники редко пробуют сами рассказать о содержании и структуре картины, собственном понимании ее образов. Если это иногда и происходит, то в основном в форме примитивного пересказа «своими словами» увиденного на картине. До сих пор не существует технологий и методик, благодаря которым учащиеся могли бы самостоятельно анализировать произведения изобразительного искусства. Анализ состояния преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах нередко показывает поверхностный уровень знаний учащихся в области изобразительного творчества. Значительная часть выпускников школ не владеют языком культурного описания или графического произведения. Недостаточная разработанность вопросов эстетического воспитания школьника средствами изобразительного искусства, а также актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования обусловили выбор темы «Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства». Цель исследования – поиск путей, форм и методов формирования и совершенствования художественного вкуса школьников в процессе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства. Задачи исследования: - изучить и теоретически обобщить возможности использования произведений изобразительного искусства в художественно-педагогическом образовании школьников; - определить и разработать содержание уроков и воспитательных мероприятий, посвященных творчеству художников; - разработать и апробировать на уроках изобразительного искусства педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства; - определить критерии, сформированные художественно-эстетическим восприятием произведений изобразительного искусства в процессе приобщения к художественной культуре. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, влиянием изобразительного искусства на эмоциональную и духовную жизнь школьников, формирование стойких эстетических интересов влияющих на развитие культуры в целом. Знакомство со структурой художественного произведения и с законами восприятия искусства позволяет актуализировать исследовательскую позицию учащегося, благодаря которой он сможет самостоятельно, через постижение внутренних законов построения и структуры художественного произведения последовательно приближаться к пониманию смысла живописного или графического произведения; освоить способы художественного мышления. Обоснование научной концепции данного исследования базировались на изучении научных трудов ученых-исследователей, анализе и творческой переработке соответствующей методической литературы, сборников научных статей и сообщений, а также на основе практического опыта преподавателей учебных заведений города. В определении условий эффективности эстетического воспитания школьников – развития воображения, формирования изобразительных способностей, воспитания эстетического вкуса в процессе освоения произведений изобразительного искусства, большую помощь нам оказали в области психологии художественного творчества труды Ананьева Б. Г., Волкова Н. Н., Выготского Л. С., Игнатьева Е. И., Кириенко В. И., Ломова Б. Ф. Важное значение для данного исследования имели также труды известных ученых-искусствоведов Алпатова М. В., Гуляницкого Н. Ф., Голубовой Э. И., Даниловой И. Е., Ильиной Т. В., Киселева М. Ф., Пилявского В. И., и другие, в которых достаточно четко показаны и обобщены этапы развития изобразительного искусства и его характерные особенности. Вопросам художественно-эстетического воспитания учащихся, а также освещению общеобразовательного значения уроков изобразительного искусства посвящены работы таких известных ученых, как Алехин А. Д., Бабанский Ю. К., Кузин В. С., Комарова Т. С., Неменский Б. М., Ростовцев Н. Н., Рожкова Е. Е., Сокольникова Н. М., Снаткин М. Н., Шпикалова Т. Я. и другие.
Содержание

Введение…………………………………………………………….……….2 I глава. Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства …………………………………………..……………..………………...6 1.1. Формирование искусствоведческих и эстетических знаний и представлений школьников в процессе восприятия и анализа произведений искусства…………………………………………………………………………..6 1.2. Взаимодействие искусства и действительности как принцип эстетического воспитания. ………………………………………………….....10 1.3. Художественный вкус. ………………………………………….…………11 II глава. Методика формирования художественного вкус………………………………………………………………………………..13 2.1. Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства ......................................................................................................................13 2.2. Восприятие произведений изобразительного искусства……………….15 2.3. Формы и методы формирования художественного вкуса школьников на уроках изобразительного искусства в процессе восприятия и анализа произведений искусства…………………………………………………………18 Выводы…………………………………………………………………………..25 Список используемой литературы ………………………………………..…26
Список литературы

1. Арнина Н. Л. Уроки прекрасного. М., 1983г. 2. Волков Н. Н. Восприятие картин / Н. Н. Волков; Под.ред.д-ра пед.наук И. П. Глинской. – М. : Просвещение, 1976. – 32 с.; 12 л.ил.; цв.ил. 3. Волков Н. Н. Художественное восприятие. – М. : Просвещение, 1997. – 302с. 4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 год. 5. Витковская Н. С., Джола Д. Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. – К., Радянська школа, 1980. – 151 с. 6. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л.,1989 7. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М. : Педагогика, 1986. – 128 с. 8. Голубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора. М., Советский художник, 1960, с.12 9. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты. – М. : Просвещение, 1997. – 120с. 10. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусств. – М. : Просвещение, 1991. – 115с. 11. Дмитриева Н. А. Краткая история искусства. Т.2. – М.: Искусство, 1991. – 318с. 12. Косминская В. Б., Каледова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. – М. : Просвещение, 1987. – 124с. 13. Леонидова Л. А. Методические рекомендации по составлению плана-конспекта занятия по изобразительному искусству и художественному труду. Для студентов факультетов эстетического воспитания, педагогики и психологии. Изд. 2-ое, перераб. и доп. – Ялта: РИО КГУ, 2008.-36 с. 14. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г. 15. Лопухова И. В. Духовное воспитание на уроках изобразительного искусства. // Изобразительное искусство в школе. – 2005. - № 2. – СС. 49-67. 16. Методика проведения бесед по искусству. Составитель Гавриков А. Я. Пособие для учителей. – М. – Л.: Просвещение, 1965. 17. Пикулев И. И. Русское изобразительное искусство. – М. : Просвещение, 1977. – 263с. 18. Румянцева Г. Детям о художниках. – Семья и школа. 1977. № 10. 19. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. - М. : Просвещение, 1983. – 304 с. 20. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М., 1974 год. 21. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Под ред. В. В. Колокольникова. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. – 48с.
Отрывок из работы

I глава. Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства. 1.1. Формирование искусствоведческих и эстетических знаний и представлений школьников в процессе восприятия и анализа произведений искусства Искусство – это неотъемлемая часть культуры России, художественная деятельность человека. Изучение изобразительного искусства в 5-7 классах направлено на достижение основной цели - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально - ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. В основные задания курса входит формирование воображения сущности, виды и жанры изобразительного искусства, особенности художественно-образного языка, усвоение основных художественных приемов и закономерностей и соответствующей терминологии. В 5 - 7 классах ученики распознают и характеризуют виды изобразительного искусства и их специфику, предметное и беспредметное (абстрактное) искусство, архитектурные стили и национальные традиции. Приводят примеры творчества реалистичного и декоративного, первобытного и современного искусства, произведений разных видов и жанров. Высказывают суждение о специфике образов пейзажного жанра, натюрморта как жанра изобразительного искусства, анимации, книжной графике и т. п. [21, с. 60 - 90]. Искусство не только отражает реальную жизнь, оно одновременно творит особую реальность, служит неким дополнением, а иногда и заменой реальной жизни. Творения искусства, являясь элементами материальной культуры, всегда несут в себе информацию об определённом культурно-историческом опыте человечества. Говоря об искусстве с детьми, преподаватель сам должен иметь сформированные представления о стадиальном развитии искусства, о закономерностях смены художественных явлений. Поэтому он обязан уметь оперировать такими понятиями, как «культурно-историческая эпоха», «стиль в искусстве», «художественное направление». И не только различать эти понятия, но и уметь донести их смысл до сознания подростков, научить видеть их во взаимодействии и развитии [18, с. 53]. Понятие «культурно-историческая эпоха» было введено в обиход европейскими мыслителями 1-й половины ХIХ века, прежде всего философами Й. Гердером и Г. В. Гегелем [2, с. 26]. В современном толковании это понятие складывается на основе взаимодействия множества факторов – экономических, политических, социальных, духовных. К примеру, значительным достоянием древнерусского искусства, имеющим мировое значение, является иконопись. К шедеврам иконописи ХI – ХII веков относятся иконы, художественный образ которых доносит до нас средневековые представления об «идеальном» человеке: «Спас», «Великая Панагия», «Св. Георгий», «Богоматерь Умиление», «Ангел «Златые Власы». В этих иконах влияние византийского искусства объединилось с собственно славянскими элементами [9, с. 41]. Изображение на иконах основано на тонком колористическом соотношении золотисто-желтых, вишневых, синих тонов, создающих в сочетании с мерцающим золотым фоном звучный цветовой аккорд. Проводя параллели между сходными явлениями одной историко-культурной эпохи, преподаватель формирует у учащихся осознанные представления о данных понятиях. Понятие «художественный стиль» основано на выявлении функциональных особенностей предмета, явления. Ю. Борев называл стиль «генным набором» культуры, [3, с. 186] указывая на тот факт, что именно он обуславливает структуру произведения и определяет принадлежность его к определенному типу культуры. Стиль – это набор специфических особенностей, позволяющий сразу определить, в какой исторический период создано произведение искусства. Всю историю мирового изобразительного искусства можно рассматривать как историю стилей. Определенный стиль в искусстве всегда соотносим с той или иной культурно-исторической эпохой, поэтому данные понятия тесно связаны. К великим стилям относятся архаика и классика античности, романский и готический стили Средневековья, барокко и классицизм в эпоху Нового Времени. Последним стилем на рубеже ХIХ – ХХ вв. обычно называют модерн, [10, с. 21] в котором была сделана попытка возрождения единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства. Но ни один из великих стилей не был единственно определяющим в искусстве конкретной эпохи или страны, все они тесно взаимосвязаны. Стили непрерывно преобразовывались и возрождались на следующем этапе в новом качестве. К примеру, классицизм ХVII века во Франции качественно отличается от неоклассицизма последней трети ХVIII века и, конечно же, от неоклассицизма как одного из направлений модерна.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Информационные технологии, 17 страниц
170 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg