Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Содержательные и организационные аспекты формирования функциональной грамотности школьников средствами ИКТ

кондратьев_михаил 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.01.2023
Объект исследования: процесс обучения в общеобразовательной школе. Предмет исследования: формирование функциональной грамотности школьников средствами ИКТ на уроках математики. Цель исследования: разработать комплекс методических материалов, способствующих формированию функциональной грамотности школьников средствами ИКТ. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы формирования функциональной грамотности. 2. Рассмотреть управление функциональной грамотностью в условиях ФГОС. 3. Выявить роль дидактического материала, разработанного с помощью современных технологий, в процессе формирования функциональной грамотности. 4. Разработать методические материалы с использованием средств ИКТ, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся. 5. Обосновать и экспериментально доказать эффективность комплекса разработанных методических материалов с использованием средств ИКТ, способствующих формированию функциональной грамотности обучающихся. Методологическую базу исследования составляют: - компетентностный подход (И.А. Зимняя, В.А. Калней, В. А. Козырев, И.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, Л.А. Петровская, С.А. Писарева, А.П. Тряпщына, А.B. Хуторской); - личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); - системный подход (А.Н. Аверьянов, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.C. Леднёв, Ю.Г. Татур, Э Г. Юдин). Стоит подчеркнуть, что в настоящее время значительно увеличивается количество научных открытий в области функциональной грамотности обучающихся, что подтверждается результатами исследований в области понимания и формирования данного вида грамотности (А.А. Леонтьев, Г.С. Ковалева и др.); формирования стратегий и тактик функционального чтения (И.Ю. Алексашина раскрыла вопросы формирования и оценки функциональной грамотности учащихся, Ю.П. Киселев рассмотрел специфику заданий, Г.А. Цукерман предложила инструменты оценки читательской грамотности и др.);. реализации метапредметного подхода в обучении (А.Г. Асмолов, А.В. Хуторской и др.) и образовательных технологий работы с текстом (И.О. Загашев и С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская и др.). Большое внимание уделяется вопросам, связанным с эффективным применением вышеперечисленных знаний. Так, ФГОС ООО функциональную грамотность определяет как основополагающий метапредметный образовательный результат, поскольку его формирование происходит в процессе изучения разных дисциплин в совокупности [ФГОС]. Практическая значимость исследования заключается в том, что все методические материалы, разработанные на основании современных образовательных технологий, могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ для формирования функциональной грамотности обучающихся, а также студентами во время прохождения педагогической практики. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в практической деятельности в МБОУ СОШ имени М.И. Калинина г. Бугуруслана. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных и межрегиональных научно-практических конференциях, публиковались в научных журналах с размещением в научной электронной библиотеке Elibrary.ru: 1. Макогон, А.А. Виртуальные туры как форма организации внеурочной культурно-просветительской деятельности / А.А. Макогон // Научный электронный журнал «Академическая публицистика». – 2022. – № 8-2. – С. 130-136. 2. Макогон, А.А. Квест с использованием ИКТ-технологий как прием формирования функциональной грамотности на уроках математики в 6 классе / А.А. Макогон // Структура исследования включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования и определяется методологический аппарат исследования. В первой главе изучаются теоретические основы формирования функциональной грамотности. Во второй главе рассматривается специфика процесса управления функциональной грамотностью в условиях ФГОС. В третьей главе разрабатывается методический материал с использованием средств ИКТ, способствующий формированию функциональной грамотности обучающихся, а также обосновывается и экспериментально доказывается его эффективность.
Введение

В 2018 году, в рамках программы национального проекта «Образование», перед Россией была поставлена одна из главных задач, заключающихся в том, что она будет входить в число ведущих мировых стран, отличающихся высоким качеством общего образования. В связи с этим были определены основополагающие личностные качества, которые необходимо формировать у каждого учащегося в общеобразовательной школе для достижения поставленной цели: инициативность, креативность, умение решать нестандартные ситуации, в том числе применять для этого творческое мышление, эффективно использовать знания, умения и навыки на практике, на протяжении всей жизни стремиться к саморазвитию и самообразованию. Если проанализировать ежегодные результаты международных исследований в образовательной сфере, то можно отметить такую проблему, как неумение учащихся применять полученные предметные знания на практике, в ходе решения тех или иных жизненных ситуаций несмотря на их прочное усвоение в условиях школьного обучения. Также данная проблема подтверждается невысокими результатами российских выпускников основной школы и низким уровнем их овладения общеучебными умениями и навыками, подразумевающими под собой учебно-организационные (умение планировать собственные действия), учебно-информационные (умение работать с различными источниками информации) и учебно-коммуникативные (умение выстраивать эффективное взаимодействие с окружающими людьми, работать в парах и группах) компетенции. На наш взгляд, выявленная проблема непосредственно связана со спецификой организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, заключающейся в формировании предметных знаний, умений и компетенций, например, посредством решения типичных (стандартных) задач, содержащихся в демоверсиях КИМов ЕГЭ и ОГЭ, а также отсутствии нужных учебно-методических пособий и материалов, созданных на основе современных технологий. Также большую роль играет уровень подготовки учителей в области формирования функциональной грамотности у обучающихся, поскольку ее отсутствие не позволит в полной мере владеть необходимыми методами и средствам для развития основных функциональных личностных качеств. Выявленная проблема может быть устранена как посредством регулярных комплексных изменений, касающихся непосредственно образовательной деятельности обучающихся, так и с помощью переориентации образовательной системы на достижение совершенно новых результатов, имеющих тесную взаимосвязь с навыками XXI века, к которым относятся: - фундаментальные знания (как обучающиеся применяют ключевые навыки в решении повседневных задач), включающие в себя все виды функциональной грамотности; - компетенции (как обучающиеся справляются с решением задач сложного уровня, что применяют для этого), подразумевающие под собой критическое мышление, креативность, коммуникацию и сотрудничество; - черты характера (как обучающиеся справляются с решением задач в сложных условиях, для которых характерны частые изменения), среди которых: инициативность, любознательность, лидерство и т.п. Исходя из всего вышесказанного, тема нашего исследования является актуальной и обусловлена следующими противоречиями, заключающимися в необходимости формирования функциональной грамотности обучающихся как одной из главных целей современного образования и педагогами, использующими в учебном процессе традиционные формы и методы, направленные на становление базовых знаний, умений и навыков, и не рассматривающими достижение обучающимися метапредметных результатов как неотъемлемой части функциональной грамотности, выступающей качественно новым образовательным результатом. Отметим, что развитию функциональной грамотности обучающихся уделяется большое внимание со стороны российских и зарубежных исследователей. Так, например, одни авторы данный вид грамотности рассматривают как компонент культуры, характеризующий информационное общество [Гаврилюк, Сорокин], другие – как значимый элемент, способствующий достижению образовательных результатов в различных областях, а также личностному развитию и профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров [Лебедев].
Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной грамотности………………………………………………………………... 8 1.1. Понятие «функциональная грамотность» и анализ его содержания.. 8 1.2. Функциональная грамотность в свете образовательных стандартов современной школы……………………………………………………….. Выводы по 1 главе…………………………………………………………. Глава 2. Управление функциональной грамотностью в условиях ФГОС………………………………………………………………………. 2.1. Система формирования и развития функциональной грамотности в общеобразовательной школе…………………………………………… 2.2. Выявление дидактического потенциала ИКТ при формировании функциональной грамотности……………………………………………. Выводы по 2 главе…………………………………………………………. Глава 3. Экспериментальное исследование условий формирования функциональной грамотности обучающихся…………………………… 3.1. Диагностика уровня развития функциональной грамотности у обучающихся 6 класса…………………………………………………….. 3.2. Формирующий эксперимент с использованием средств ИКТ……... 3.3. Динамика развития функциональной грамотности у обучающихся 6 класса…………………………………………………………………….. Выводы по 3 главе…………………………………………………………. Заключение………………………………………………………………… Список использованных источников…………………………………….. Приложения………………………………………………………………...
Список литературы

Белов, С. В. Формирование информационно-медийной грамотности у студентов – будущих учителей математики и информатики / С.В. Белов, И.В. Белова // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе : V Международная заочная научная конференция : электронное издание сетевого распространения – Москва : МПГУ, 2020. – С. 256-261. Белова, И.В. Использование интерактивных онлайн платформ в процессе обучения математике / И.В. Белова, С.В. Белов //Состояние и перспективы развития ИТ-образования : Всероссийская научно-практическая конференция : сб. докл. и науч. ст. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – С. 210-217. Груздева Ю.А. Формирование функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов через решение тестовых заданий на уроках математики / Ю.А. Груздева // Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: сборник трудов студенческой научной конференции. - Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2021 - С. 14-16. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. - Текст : электронный // Федеральный институт оценки качества образования : [официальный сайт]. – 2018-2021. - URL: https://fioco.ru/pisa (дата обращения: 22.12.2021). Беликов В.А. Дидактика учебнопознавательной деятельности. - Москва: Изд-во Перо, 2017. - 296 с. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? - Москва: Изд-во Авангард, 2014. - 15 с. Жампеисова К.К. Актуальные проблемы педагогического образования Республики Казахстан. - Вестник КазНПУ - Алматы: Изд-во Артикль, 2016.- 39 с. Математика : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф, дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф. fioco.ru/примеры-задач-pisa
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной грамотности 1.1. Понятие «функциональная грамотность» и анализ её содержания На протяжении всего этапа становления и развития сферы образования задачи, связанные с всесторонним развитием, образованием и воспитанием личности обучающегося, оставались актуальными, а со временем приобретали все большую значимость. Так, в связи с активными трансформационные процессами, затронувшими все сферы общества, совокупность вышеперечисленных задач стала подвергаться кардинальным изменениям. Появилась необходимость не только развивать конкретные предметные знания в рамках той или иной дисциплины, но и формировать необходимые навыки у обучающихся, позволяющие им применять данные знания в ходе решения жизненных проблем. Так начался активный процесс по формированию функциональной грамотности обучающихся, включающей в себя все необходимые фундаментальные знания, способствующие эффективному использованию ключевых навыков на практике, в ходе решения вопросов из повседневной жизни. Ряд ученых под функциональной грамотностью рассматривали умение человека взаимодействовать с окружающей средой и быстро приспосабливаться к ее изменяющимся условиям [Мацкевич]. В ходе сравнительной характеристики функциональной и элементарной грамотности мы выявили, что последняя является способностью, выражающейся в чтении и понимании смысла прочитанного, составлении текстов по шаблону, выполнении элементарных математических операций. В свою очередь, функциональная грамотность подразумевает под собой уровень знаний, умений и навыков, способствующих полноценному осуществлению деятельности обучающегося на этапе становления современного общества, в то же время он выступает тем минимум, который необходим для проявления личностных качеств в определенной культурной среде [Басова]. Функциональная грамотность как научный термин была документально закреплена в 1965 г., когда в Тегеране состоялся Всемирный конгресс министров просвещения. В 1978 г. такая организация, как ЮНЕСКО, предлагает в рамках стандартизации данных в образовательной сфере говорить о функционально грамотном человеке только в том случае, если он может участвовать во всех видах деятельности, где для эффективной работы его группы необходима грамотность, и благодаря которым у него появляется возможность продолжать применять чтение, письмо, счет для саморазвития и самосовершенствования [Юнеско]. Будет неправильным рассматривать грамотность как узкое образовательное вмешательство по причине того, что грамотность – активный процесс познания посредством обучения, где человек становится грамотным. Одним из первых, кто объединил понятия активного обучения с социокультурной средой, был П. Фрейре, являющийся популярным педагогом функциональной грамотности для категории взрослого населения. Он утверждал, что процесс обучения не может быть выстроен эффективно без включения в него социально-культурных реалий. В то же время для изменения существующих условий в социуме Фрейре Пауло предлагал воспользоваться процессом обучения и его конечными результатами. Критическая грамотность в его педагогической теории выступала основополагающим элементом и достигалась посредством работы с литературными источниками и различными письменными материалами, но наиболее полно – с помощью чтения и письма [Фрейре]. Такие психологи из Америки, как М. Коул и С. Скрибнер, проведя в 1981 г. собственное исследование, отметили, что грамотность имеет непосредственную взаимосвязь с уровнем развития рефлексивных и коммуникативных навыков. Следовательно, механизмы и специфические особенности социально-обусловленной деятельности человека в ее разных проявлениях напрямую связаны с функциональной грамотностью [Шрибон, коле ИНОСТРАН]. В научных исследованиях Шейды Уайт функциональная грамотность является многосоставным понятием, включающим в себя текст-задачу-навык. Она выделяет несколько типов задач, представленных на рисунке 1. Рисунок 1 – Типы задач, представленные Ш. Уайт [White S] Так, по ее мнению, функциональная грамотность является совокупностью конкретных умений и навыков, подразумевающих под собой: - работу с информацией; - формулировку выводов, понимание смысла текста и его главной идеи, описание или разъяснение нужной фразы; - использование найденной информации, иначе, прогнозирование, сравнение, объяснение причинно-следственных связей, которые открыто не упоминаются в источнике, изменение информации в другую форму, отличную от оригинала. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективная работа с документами, а также любой другой текстовой и цифровой информацией в реальной жизни будет основываться на вышеперечисленные умения и навыки [White S]. Отметим, что на основании большого количества исследований как зарубежных, так и отечественных авторов, в 90–е годы XX века в международной политике функциональная грамотность начала рассматриваться не просто как грамотность, подразумевающая под собой овладение элементарными когнитивными умениями и навыками, а как процесс их применения (внесение значимого вклада в становление и развитие социально-экономической системы общества, развитие способности к критическому осмыслению, являющемуся основой перемен в личном и общественном направлении) [Levine K.]. Эффективной деятельности человека в общественной сфере особое внимание уделяется в рамках программ оценки грамотности. Такое понятие, как грамотность чтения, было сформулировано в рамках международного исследования, направленного на изучение качестве чтения и понимания текста. Оно подразумевает под собой способность понимать текст и использовать различные языковые формы, исходя как из индивидуальных соображений, так и из требований, предъявляемых обществом [Mullis I. V.]. Следовательно, неправильно рассматривать грамотность с позиции совокупности конкретных знаний, умений и навыков, поскольку она является одним из показателей успешного социального становления в общественной сфере. Похожее определение предлагается в рамках Международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования [Trends in Mathematics], где функциональная научная грамотность (автор – Байби Р.) выступает его основой и предполагает некую способность пользоваться математическими и естественнонаучными знаниями не только при поиске ответов на отвлеченные от реальности учебно-тренировочные задания, но и на практике, в ходе решения жизненных вопросов. Отметим, что в настоящее время знания и умения обучающихся, связанные с функциональным чтением, математической грамотностью и естественными науками, оцениваются в рамках международной программы PISA, запущенной Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Оценивание компетентности обучающихся, позволяющей им оставаться активными после завершения обучения в общеобразовательном учреждении, является основополагающей целевой установкой данной программы. То есть PISA проводит оценку того, на каком уровне обучающиеся владеют способностью использовать полученные умения и навыки на практике, в жизни, различных ситуациях личного, социального или глобального характера. Умение школьника применять знания в решении повседневных задач закладывается в основу содержательной стороны функциональной грамотности как понятия. Рассмотрим более подробно, как трактовалось и изменялось данное понятие посредством анализа взглядов различных ученых. Так, например, О.Е. Лебедев считал, что функциональная грамотность является основой, на которой развивается успешная личность со всеми необходимыми компетенциями, позволяющими решать ей возникающие проблемы [Лебедев]. Г.А. Ключарев и Е.А. Огарёв разделяли точку зрения О.Е. Лебедева и отмечали, что данный вид грамотности является способностью к эффективным действиям, основанным на сформированных компетенциях, в реальной жизни [Ключарев Г.А., Огарев Е.А.]. Важно подчеркнуть, что учебно-познавательная деятельность выступает главным условием овладения информацией. Для того, чтобы использовать в профессиональной сфере усвоенные знания, умения и навыки, или успешно адаптироваться в социальной среде, человек должен быть активно в нее включен. А.А. Леонтьев считал, что формальная грамотность, подразумевающая под собой владение совокупностью навыков, и функциональная грамотность, трактующаяся как умение использовать полученные навыки на практике, в жизни, должны разграничиваться в понятиях [Леонтьев]. В свою очередь, в исследовании В.В. Мацкевич и С.А. Крупник отмечается, что функциональная грамотность отличается наличием социального аспекта, поскольку подразумевает под собой способность личности выстраивать взаимодействие с окружающей средой, в максимально короткие сроки адаптироваться к ее условиям и осуществлять эффективные действия [Мацкевич]. По мнению авторов, социальные факторы и контекст рассмотрения оказывают непосредственное влияние на то, как будет трактоваться определение функциональной грамотности. С.Г. Вершловский и М.Д. Матюшкина считают, что уровень технологического развития общественной сферы и сформированность функциональной грамотности имеют непосредственную взаимосвязь, и трактуют функциональную грамотность как способ становления социально ориентированного человека, подразумевающего под собой объединение образовательных аспектов, в особенности общего образования, и совокупность разного вида деятельностей [Вершловский]. Е.А. Басова под функциональной грамотностью рассматривает такую совокупность основных личностных компетенций, которая способствует успешному становлению и развитию современного человека в обществе []. Она делает акцент на том, что именно с помощью функциональной грамотности возможно определить, насколько образован человек, и на каком уровне он может выстраивать коммуникации в обществе в различных ситуациях, в том числе нестандартных, применяя при этом усвоенные знания, умения и навыки. В рамках общего образования функциональная грамотность выступает метапредметным результатом образования. Умение применять усвоенные знания для решения проблем, возникающих в процессе образовательной и коммуникативной деятельности, а также на этапе выстраивания личного и социального взаимодействия, говорит об уровне образованности. Также понять, насколько обучающийся готов выполнять те или иные социальные роли, например, потребителя или избирателя, представляется возможным средствами функциональной грамотности. Как уже отмечалось ранее, в настоящее время существует международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment), На оценку качества образования в различных странах мира через диагностику, в т.ч. уровня функциональной грамотности выпускников основной школы направлено международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment), которое проводится один раз в три года по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA понимает функциональную грамотность в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально-экономическое развитие страны; в узком смысле – как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества. PISA не просто определяет, могут ли обучающиеся воспроизводить знания; она также проверяет, насколько хорошо ученики могут экстраполировать то, что они узнали; могут применять полученные знания в незнакомых условиях, как в школе, так и за ее пределами. В исследованиях PISA функциональная грамотность представлена в шести компонентах (первые три – основные, последующие три – дополнительные): 1) грамотность в чтении – способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; 2) грамотность в математике – способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (личностный, общественный, профессиональный, научный). Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину; 3) грамотность в области естествознания – способности человека осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественно-научной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием; 4) финансовая грамотность – способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны; 5) под глобальными компетенциями понимаются способности изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития; 6) креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения [PISA]. К составляющим функциональной грамотности относятся содержательные аспекты: основные и дополнительные (Таблица 1) . Таблица 1 Составляющие функциональной грамотности Компоненты функциональной грамотности Содержательные аспекты Основные аспекты Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты Естественнонаучная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями Дополнительные аспекты Финансовая грамотность Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни Глобальные компетенции Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем Креативное мышление Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения Все вышеперечисленные компоненты функциональной грамотности реализуются общеобразовательными организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерными основными образовательными программами основного общего образования. 1.2. Функциональная грамотность в свете образовательных стандартов современной школы В условиях вариативности образования неизбежно встает вопрос об образовательном стандарте. Образовательный стандарт является моделью содержания образования, взятого в единстве состава и деятельности, - соответственно является предельно обобщенной формой выражения целей образования и его результата. Образовательный стандарт как модель образованности человека (уровня образованности) выступает эталоном оценки качества образования, его основных сторон, по которым можно судить об обученности, воспитанности и развитости учащихся. Он отражает нормативные требования к образовательным программам, обучению, является показателем образованности членов общества, гарантирующим социальную адаптацию к реальным социально-экономическим и культурным условиям, средством самоидентификации человека в обществе. Образование - это не только процесс, результат, система и ценность, это еще и деятельность самого человека, и связь между образованием и деятельностью обеспечивается содержанием образования. Схематически связь между образованием, деятельностью и образовательным стандартом выглядит следующим образом (рис. 1) Образование Общество Деятельность Рисунок 1. Социально-педагогический смысл образовательного стандарта В стратегии российского школьного образования концепция образовательного стандарта предстает в единстве общего, особенного и частного. В качестве общего выступает федеральный образовательный стандарт; категорию «особенного» представляют региональные образовательные стандарты; частное находит свое выражение в уровнях образованности, достигаемых учащимися различных типов образовательных учреждений (общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях и т.д.). Например, Петербургский образовательный стандарт отражает категорию особенного в системе уровней образованности, и непосредственный результат школьного образования заключается в достижении учеником определенного уровня образованности. Образованность - это качество личности, которое характеризуется способностью использовать в познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями. Уровень образованности отражает круг продуктов духовного и материального труда, социальных норм и ценностей, которые личность способна использовать в своей деятельности для достижения своих целей. Развитие современной школы ориентировано на последовательное достижение следующих уровней образованности: элементарной грамотности (начальная школа), функциональной грамотности (основная школа), социальной компетентности (средняя школа), - так стандарты ЮНЕСКО постепенно встроились в содержание проблемы стандартизации школьного российского образования; образовательные стандарты ЮНЕСКО можно определить как общегуманитарные. Следует иметь в виду, что на каждой ступени обучения имеют место все три уровня образовательного стандарта, но при наличии ведущего среди них. Так, уже в начальной школе, которая ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, закладываются основы - в виде отдельных навыков и способностей - функциональной грамотности и социальной компетентности. В основной школе ведущим уровнем образованности является функциональная грамотность, однако ее достижение связано с качеством достигнутого уровня образованности в начальной школе, т.е. элементарной грамотностью, - в то же время в основной школе развиваются предпосылки социальной компетентности. Достижение социальной компетентности немыслимо без элементарной грамотности, и полноценная самореализация личности, как показывает мировой опыт, предполагает овладение и функциональной грамотностью. Однако, забегая вперед, подчеркнем, что для формирования определенного уровня образованности существуют свои сензитивные периоды, поскольку достижение определенного уровня образованности опирается на высшие психические функции, закономерное становление и развитие которых исследовано психологами (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.С. Якиманская и др.). Приведем описание общегуманитарных образовательных стандартов. Так, уровень элементарной грамотности включает: сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т.д.). Элементарная грамотность характеризуется способностью использовать основные способы познавательной деятельности (чтение, письмо, счет, компьютерную грамотность как язык) для достижения элементарных, ближайших целей своей деятельности. В этом плане определенно можно говорить о культурном использовании языка как знаковой системы (распредмечивание культурно-исторического содержания и смысла Знака). Уровень функциональной грамотности предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний (прежде всего правил) и умений, наиболее простым случаем является умение действовать по алгоритму). Образовательный стандарт «функциональная грамотность» включает: - общие учебные умения, формируемые в 5-9 кл.; - «функциональные» межпредметные умения, ведущие к практическому применению системы знаний для решения типовых жизненно-образовательных задач; - практические умения взаимодействия школьника с социальными институтами города (умения социальной технологии, социальной коммуникации); - предметные базовые и дополнительные знания и умения, необходимые для продолжения общего и (или профессионального образования. Эту сторону функциональной грамотности можно выделить как содержательно-деятельностную, составляющую «технологическую базу» жизни человека и общества. Другая сторона функциональной грамотности может быть охарактеризована как потребностно-мотивационная, определяющая внутреннюю, психологическую готовность и способность, предрасположенность к: - повышению уровня образованности; - выбору профессии (на основе самоидентификации с требованиями, предъявляемыми профессией, специальностью); - пониманию особенностей жизни в крупном городе, ориентации в культурной жизни города-мегаполиса; - коммуникативной деятельности в новой социально-культурной среде. Особенностью содержания социальной компетентности как уровня образованности является способность к использованию знаний и умений, материальных и духовных ценностей в сфере теоретической деятельности. Данный уровень образованности подразделяется на три вида: общекультурную компетентность, допрофессиональную и методологическую компетентность. Компетентность связана с умением использовать научно-теоретическое знание как средство оценивания, т.е. в его методологическом значении. Таким образом, последние два уровня образованности отличны друг от друга, по крайней мере, двумя существенными чертами: областью использования знания и видом знания. Функциональная грамотность - это уровень повседневной жизни и деятельности, поведение в стандартных или несколько видоизменненых ситуациях, круг которых может быть сведен к некоторому инварианту. Это - освоение динамики каждодневной жизни в ее «горизонтальных» связях. Социальная компетентность требует деятельности ума по «вертикали»: идентификации, соотнесения имеющихся у человека знаний, умений, представлений и ценностей с высшими видами развития научного знания - законами и теориями, с содержанием мировоззренческих идей (таблица 2). Таблица 2 Содержание функциональной грамотности применительно к образовательным областям Образовательные области Содержание функциональной грамотности Язык и литература Чтение и понимание сложных текстов Деловое письмо Математика Решение прикладных задач. Ориентация в базовых математических понятиях Природа Научное объяснение явлений природы, наблюдаемых в повседневной жизни Экологическая грамотность (знание, понимание и соблюдение правил экологического поведения) Химическая грамотность Общество Ориентация в среде проживания Правовая грамотность Экологическая грамотность. Политическая грамотность Экономическая грамотность Этическая грамотность Коммуникативная (языковая) грамотность. Ориентация в мире профессий и в своих профессиональных возможностях Ориентация в ценностях отечественной и мировой культуры Искусство Эстетическая грамотность. Ориентация в памятниках культуры среды проживания Технология Техническая грамотность Домашнее хозяйство Информатика Компьютерная грамотность (подготовка на уровне пользователя ЭВМ) Физическая культура Валеологическая грамотность Эстетическая культура тела Интеграция образовательных областей Личная безопасность
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg