ВВЕДЕНИЕ
Пальчиковые игры являются неотъемлемым компонентом педагогической деятельности: они помогают развивать множество качеств, которые необходимы ребенку в будущем. Пальчиковые игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Известно также, что большую роль упражнения ручками и пальчиками играют в развитии умственной деятельности ребенка.
Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости пальчиковых игр, является принятие таких основополагающих документов, как: Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт, в котором прописаны задачи пальчиковых игр на музыкальных занятиях в ДОУ:
- Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук и точную координацию движений
- Совершенствование зрительно-двигательной координации в пространстве
- Совершенствование умения детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности
Основополагающим компонентом в деятельности музыкального руководителя является приобщение детей к искусству и всестороннее развитие ребёнка, а по средствам пальчиковых игр развиваются следующие навыки: коммуникативные, творческие, развивается внимательность и точность исполнения, умение работы в команде и т.д.
Психологи Д.Б. Эльконин, В. А. Разумный считали, что музыкальное творчество детей в форме игры - это прямой путь вовлечения их в музыку. Пальчиковыми играми занимаются такие известные педагоги и музыканты, как отец и дочь Железновы, Е. Поддубная, М. Ковалевская
В наше время все говорят о проблеме не развитости чувства ритма и т.д., но к сожалению всё заканчивается лишь разговорами, занятия пальчиковыми играми способны устранить эту проблему в развитии детей и способны сделать так, чтоб в дальнейшем жизнь ребёнка была легче, ведь занятие пальчиковыми играми особенно под музыку, задействует сразу два полушария головного мозга, что отлично влияет на развитие молодого организма. Так же на пальцах находятся различные нервные окончания и их на столько много, что аж не пересчитать, учёными доказано что ритмичное стимулирование этих нервных точек благоприятно влияет на весь организм человека.
Актуальность нашего исследования обусловлена поиском условий развития чувства ритма младших дошкольников, которая формируется в процессе пальчиковых игр. Поэтому цель нашего исследования: педагогические условия, способствующие развитию чувства ритма детей младшего возраста посредством музыкальных пальчиковых игр Е. Железновой.
Объект исследования: Развитие чувства ритма детей младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Предмет исследования: Пальчиковая игра как средство развития чувства ритма детей.
Цель исследования: Теоретическое обоснование проблемы развития чувства ритма детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр Железновой на музыкальных занятиях
Задачи исследования:
1. Раскрыть ключевые понятия: чувство ритма, пальчиковые игры, музыкальное занятие в ДОУ
2. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
3. Определить значение пальчиковых игр в процессе музыкальных занятий у младших дошкольников.
4. Охарактеризовать виды пальчиковых игр
5. Разработать комплекс методических рекомендаций, для развития чувства ритма у младших дошкольников в процессе использования пальчиковых игр Е. Железновой.
Гипотеза исследования: развитие чувства ритма детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр Е. Железновой, будет успешным при постепенном и систематическом использовании пальчиковых игр на музыкальных занятиях, использование таких методических приемов как выразительной демонстрации движений педагогом, подпевание в процессе показа пальчиковой игры.
В работе использован комплекс взаимодополняемых методов адекватных предмету исследования: метод анализа, метод дидукции, метод индукции, метод классификации.
Структура работы включает: Титульный лист, содержание, введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.