Введение
Актуальность. Анализ научных источников показал, что проблеме исследования подростковой самооценки принадлежит большое количество исследовательских работ как в отечественной (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.), так и в зарубежной (Р. Бернс, Р. Баумейстер и др.) психологии. Исследователи подчеркивают значимость положительной общей самооценки для той или иной деятельности, мотивации и саморефлексии подростков. На данном этапе своей жизни отрок стремится всеми силами к свободе от родительской опеки и контроля, отдаляется от авторитета взрослых и находит его в сверстниках, которые не всегда могут способствовать его адекватному становлению как личности. Способности как средство достижения успеха в деятельности считаются одним из основных механизмов удовлетворения потребностей личности, в том числе потребности в признании. А. Маслоу, рассматривая структуру мотивации личности, отмечает, что потребность в признании является базовой, она появляется в процессе взаимодействия с окружающими, а ее удовольствие способствует развитию самоуважения.
Мотивация достижения успеха определяется как ожидание похвалы, признания, оценка результата деятельности, но эти потребности актуальны в младшем школьном возрасте, а в подростковом возрасте эти потребности отходят на второй план, так как в подростковом возрасте развивается способность к самоанализу, самонаблюдению и рефлексии, способность анализировать собственные результаты и, тем самым, оценивать себя.
Виды мотивации по-разному должны сочетаться с самооценкой: самооценка как устойчивая внутренняя характеристика личности и ее самосознания должна быть связана именно с внутренней мотивацией. Однако такое предположение не кажется абсолютным: человек с низкой самооценкой более чувствителен и зависим от внешних обстоятельств, от оценок других людей, его поведение характеризуется осторожностью и конформизмом, что должно обусловливать его большую зависимость от ситуативных факторов, а следовательно, вести к преобладанию внешней мотивации.
Таким образом, рассматривая связь самооценки только с двумя характеристиками мотивации достижения (выраженность надежды на успех или страха неудач и большая или меньшая зависимость от внешних факторов), можно предположить возможность разнообразных комбинаций. Но и сама самооценка представляет собой многозначный феномен.
Цель – исследование самооценки у подростков с различным уровнем мотивации достижения.
Объект исследования – самооценка.
Предмет исследования – психологические особенности самооценки у подростков с различным уровнем мотивации достижения.
Гипотеза исследования – существует взаимосвязь между самооценкой и типом мотивации достижения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную психологическую литературу с целью уточнения научных понятий подростковой самооценки и мотивации достижения;
2. Выявить особенности самооценки у подростков с различным уровнем мотивации достижения путем эмпирического исследования:
3. Рассмотреть полученные результаты и сделать выводы эмпирического исследования.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
1. «Мотивация к успеху» (Т. Элерс);
2. «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалёв).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использоваться для дальнейшего составления программ психолого-педагогического сопровождения подростков для развития у них самоконтроля, повышения уровня самооценки и мотивации собственной деятельности.