Актуальность темы исследования. Система образования ориентирована на обучение и воспитание детей в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта различных ступеней образования. В них, в том числе, отражена и необходимость всестороннего развития подрастающей личности.
Современное общество на сегодняшний день как никогда нуждается в разносторонних, эрудированных и любознательных людях, имеющих развитые интеллектуальные навыки, творческое воображение и дивергентное мышление. Под последним в общем виде понимается способность мыслить шире, нестандартно, творчески, в разных направлениях, осуществляя поиск многообразных решений одной и той же задачи.
Наиболее благоприятным периодом для развития данного вида мышления, как и многих иных психических процессов, является период дошкольного детства – в частности, возраст 6-7 лет, когда ребенок активно приобретает необходимые для предстоящего школьного обучения качества, навыки и умения. Наличие любознательности, склонности к воображению и интереса к изучению окружающего мира способствуют активной поисковой деятельности, и соответственно развитию дивергентного мышления.
В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности образовательных организаций. Результаты социологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что, значительная часть молодежи, делают свой профессиональный выбор разрозненно, мозаично и противоречиво, под влиянием информационного поля окружающих субъектов (сверстников, родителей, публичных личностей и др.). Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных и финансовых результатов. Следует констатировать, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии. Ориентируясь на получение профессионального образования как такового, без учета склонности к профессии, фактически ради диплома, молодые люди испытывают неудовлетворенность собственным профессиональным выбором и, как следствие, теряют мотивацию к труду. В связи с этим важно ориентировать молодых людей на выбор направлений профессионального образования и получение профессий, востребованных предприятиями и организациями региона.
И работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным.
Уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношению к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека
В 2015 году разработан проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. В данном проекте определены основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (по ступеням образования). Так для дошкольного образования в проекте Концепции поставлены задачи: формирование первичного представления о мире профессий и развитие интереса к профессионально-трудовой деятельности. Также в Концепции определены основные средства: игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры); педагогическое просвещение родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения.
Данные положения определяют актуальность и своевременность нашего исследования. При этом проблема ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых не нова для отечественной дошкольной педагогики. В настоящее время существуют альтернативные подходы к формированию представлений о труде взрослых. Первыми представителями являются В.И. Логинова, М.В. Крулехт, которые говорят о том, что важно знакомить ребенка с процессом самого труда взрослых, необходимо говорить о создании и получении разных продуктов труда. Тогда у детей сформируются правильные представления о трудовой деятельности взрослых, будет прививаться уважение к труду взрослых. Другие же авторы (А.Ш. Шахманова, С.А. Козлова), считают, что важно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, его отношением к своему труду, и постепенно будет формироваться представление о том, что в результате потребности людей в профессиях появляются новые профессии. Знакомство с трудовым процессом должно быть содержанием, общим фоном, на основе которого уже можно будет конкретизировать деятельность взрослого человека.
В последнее время стали появляться методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но, по преимуществу они основаны на словесных методах формирования представлений у детей, что значительно обедняет практику дошкольного образования в данном направлении. Можно обозначить существующее противоречие между социальным заказом на осуществление ранней профориентации начиная с дошкольного образования и отсутствием научно-обоснованных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в дошкольной образовательной организации.
На основании вышесказанного, можно обозначить проблему исследования: какими должны быть организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить ??? эффективность организационно-педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что эффективность ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:
– выявление уровня сфомированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиональной деятельности взрослых;
– организация процесса ранней профориентации детей в совместной с воспитателем проектной деятельности;
– осуществление методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в осуществлении ранней профориентации детей дошкольного возраста;
– обогащение развивающей предметно-развивающей среды группы материалами и атрибутами, необходимыми для ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых в разных видах деятельности.
В исследовании решались следующие задачи:
1) изучить теоретические основы проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста;
2) выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиональной деятельности взрослых и состояние организационно-педагогических условий организации этого процесса в дошкольной образовательной организации;
3) определить и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. это к диплому
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме (анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме); психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическую основу данного исследования составили:
– концепция В.И. Логиновой о формировании системных знаний о труде взрослых;
– положения исследований О.В. Дыбиной, В. Ливи, С.А. Козловой об ориентации ребенка на взрослого, потребности подражать, участвовать в его жизни;
– положения педагогических исследований в области формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, В.П. Кондрашов, В.И. Логинова, А.В. Кузьмина).