В современных экономических и социальных условиях вопросы
мотивации и стимулирования профессиональной (трудовой) деятельности
приобретают всю большую практическую значимость. Большую значимость
имеет мотивация и стимулирование педагогов образовательных учреждений,
так как от этого напрямую зависит качество образовательных услуг. Главной
задачей современного менеджмента становится исследование, создание и
совершенствование стимулов труда, при которых потенциал персонала будет
использован наилучшим образом. Для образовательного учреждения особо
актуальным является задача повышения профессионального уровня
педагогов, их профессионального развития. В связи с этим руководитель
образовательного учреждения должен быть заинтересован в высоком уровне
профессионализма своего персонала и должен для этого использовать необходимые современные мотивационные механизмы.
В настоящее время вопрос о мотивации педагогической деятельности в
нашей стране стоит особенно остро, поскольку из-за низкой оплаты труда
значительно усилился отток молодых педагогических кадров из средних
общеобразовательных учебных заведений. Уже многие годы престижная
оценка профессии учителя у выпускников средней школы была невысока,
устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа. У тех, кто начал
осуществлять педагогическую деятельность и не собирается прекращать ее,
главным внутренним мотивом является получение удовлетворения от работы
с детьми, к нему добавляются мотивы личностного и профессионального
роста.
Проблематика успешности профессиональной деятельности педагога входит в область исследований таких научных дисциплин, как психология, менеджмент, социология, педагогика, а так же других, связанных с изучением профессиональной деятельности субъекта труда и педагога. По проблеме мотивации профессиональной деятельности педагогов написано большое количество научных трудов, кандидатских и докторских диссертаций.
Исследования по этой проблематике присутствует в работах С.М. Редлиха, Н.В. Кузьминой, Л.В. Абдалина, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Т.П. Афанасьева, А.К. Байметова, А. Бакурадзе, Ю. Забродина, B.C.Лазарева, Е. Лепешова, В.Н. Никитенко, Б.А. Сосновского, К.М.
Ушакова, Р.Х. Шакурова; применительно к проблеме психологии
управления (Е.П.Ильин, Н.Н.Вересов.), с позиций основ управленческой
деятельности и оценки поведения педагогов в условиях социальных
изменений (П. Мартин, Ш. Ричи .). Сущность, факторы и условия профессионального роста педагогов рассматривались в работах А.А. Бодалева, Т.Г. Браже, Б.З. Вульфа, П.Т.Долгова, Л.М. Митиной. Исследователи характеризуют личность педагога, его образование, развитие и профессиональную деятельность как многоаспектную, сложную, развивающуюся систему. Дополнить в соответствии с темой ВКР
Проблема локуса контроля давно изучается в философии, социологии, психологии при рассмотрении вопросов, так или иначе затрагивающих способности человека управлять своими поступками, поведением. Разработкой проблемы локус контроля занимались как отечественные исследователи, так и зарубежные ученые. Основные подходы к пониманию локуса контроля разработаны зарубежными исследователями Дж. Роттером, Е. Маккоби, Р. Сирсом, К. Мертоном, Д. Рисменом, Л. Уайтом, Х.М. Лефкоурт, Г.Бир, Л. Вулри, Д. Уотсоном, Н.Т Визер, Ф.У. Весманом, С Тайером, Д.С. Горманом, Ф.Хайдером. и их направления исследовании в соответствии с темой ВКР
В отечественной психологии изучению различных сторон проблемы локуса контроля посвящены работы многих учёных (М. Г. Ярошевский, А. А. Бодалев, Л. Н. Собчик, Е. Г. Ксенофонтова, О. П. Елисеева, В. В. Столин, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Эткинд, С.В Быков, А.А. Реан, И.М Кондаков, М.Н. Нилопец, Л.И. Дементий, А.Ю. Маленова, Е.В. Распопин, Е.А. Яковлева, О.В. Кружков, А.А. Ухтомский).
Изучив и проанализировав различные подходы к определению феномена «локус контроля», в нашем исследовании мы опираемся на определение данное Джулианом Роттером: «Локус контроля – это характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам» . Анализ основных теоретических подходов к изучению локуса контроля личности позволяет нам прийти к тому, что он рассматривается как психологический фактор, характеризующий склонность человека атрибутировать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности либо внешними обстоятельствами, либо своими индивидуальными особенностями, способностями и возможностями. []
Актуальность исследования проблемы управления мотивацией профессиональной деятельностью педагогов является одной их наиболее сложных и малоразработанных.
Практически нет специальных исследований, в которых прослеживалась взаимосвязь управления и мотивация профессиональной деятельностью педагогов. Проблема управления мотивацией профессиональной деятельности педагогов также мало рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Попытки приспособить к современности классические теории мотивации и управления ею во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы управления мотивацией профессиональной деятельности педагогов определяется также слабой изученностью особенностей данного процесса.
Цель исследования – заключается в исследовании взаимосвязи между мотивацией профессиональной деятельности педагога и уровнем локуса контроля.
Объект исследования: особенности процесса управления мотивации профессиональной деятельности педагогов и локуса контроля.
Предмет исследования: управление мотивацией профессиональной деятельности педагога в образовательной организации посредствам учёта их локуса контроля.
Гипотеза исследования: предположим, что педагоги с интернальным локусом контроля обладают мотивацией достижения успеха и высокой мотивацией профессиональной деятельности педагога, а экстернальным локусом контроля - демонстрируют мотивацию избегания неудач и более низкий уровень мотивации профессиональной деятельности педагога.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблеме исследования.
2. Изучить особенности мотивации профессиональной деятельности
педагогов и локуса контроля в образовательной организации.
3. Составить программу в форме рекомендаций для руководителя образовательной организацией по управлению мотивацией профессиональной деятельности
и ее повышению у педагогов посредствам учета их локуса контроля.
В качестве методов исследования использовались:
1)Теоретические методы - анализ научно - методических источников.
2) Эмпирические методы – тестирование:
Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана);
М
методы обработки данных – количественный и качественный анализ первичных данных;
4) интерпретационные методы – описание исследовательских данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Наводовская ОШ». В исследовании приняли участие 10 педагогов.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в результате исследования и составленная программа, могут быть использованы административными службами образовательных учреждений в работе, направленной на повышение уровня мотивации профессиональной деятельности педагогов и уровня локуса контроля. Кроме того, результаты проведенного исследования могут быть востребованы в учебном процессе средних и высших учебных заведений, а также в системе повышения квалификации педагогов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: теоретической («Теоретические основы изучения проблемы управления мотивацией профессиональной деятельности педагога и теоретические основы локуса контроля») и практической («Экспериментальная работа по управлению мотивацией профессиональной деятельности педагогов в образовательной организации посредством учёта их локуса контроля педагогов»), заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (таблицы). Общий объем основного текста дипломной работы составляет 71 страница, 2 таблицы, 3 приложения.
Первая глава «Теоретические основы изучения проблемы управления мотивацией профессиональной деятельности педагогов» носит теоретический характер, в ней рассмотрены сущность понятий «управление», «мотивация», «управление мотивацией», «профессиональная деятельность»; способы и методы управления профессиональной мотивацией педагогов, условия управления мотивацией профессиональной деятельности.
Вторая глава «Экспериментальная работа по управлению мотивацией профессиональной деятельности педагогов» – экспериментальная
В заключении представлены выводы теоретической и практической работы.
Критериями научной новизны диссертации являются:
В отечественной и зарубежной литературе пока не выявлено единого подхода к определению феномена мотивации много определений, подходов и теорий.
Новизна данной темы исследования «Управление мотивацией профессиональной деятельности педагогов в образовательной организации посредством учёта их локуса контроля» состоит в том что существует не так много практических исследований где объединены сразу три блока: Мотивация профессионального развития, локус контроля. А также применения локуса контроля.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы административными службами образовательных учреждений в работе, направленной на повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, результаты проведенного исследования могут быть востребованы в учебном процессе средних и высших учебных заведений, а также в системе повышения квалификации педагогов. В результате это дает повышение производительности труда педагогического персонала.
Необходимо доработать пункты введения
Образец:
Объект исследования: взаимодействие «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
Предмет исследования: организация системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
Цель исследования: разработать комплекс взаимосвязанных организационно-управленческих и методических мероприятий, направленных на организацию системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
Гипотеза исследования:
Организация системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО будет возможно при соблюдении следующих организационно-управленческих условий:
- учет профессиональной мотивации педагогов ДОО,
- наличие нормативно-правовой базы, регулирующей данный вопрос,
- наличие взаимосвязанных как организационно-управленческих, так и методических мероприятий по данной теме.
В соответствии с объектом, предметом, целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме организации системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
2. Проанализировать документацию ДОО, регламентирующую организацию системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
2. Провести практическое исследование организации конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
3. Разработать проект, направленный на организацию системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний по проблеме организации системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта, содержащего комплекс взаимосвязанных организационно-управленческих и методических мероприятий, направленных на организацию системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
Методы исследования: метод теоретического анализа и синтеза (изучение научной литературы и педагогической практики), конкретизация и обобщение, трансформация и преобразование; изучение нормативно - правовых документов в области образования; анкетирование, опытно-поисковая работа; математические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №74 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава содержит теоретическое исследование основ конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в условиях ДОО, специфику профессиональной мотивации педагогов ДОО, природу управления организацией системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
Вторая глава содержит практическое исследование организации системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО на базе МАДОУ «Детский сад №74 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар и возможное решение выявленных в ходе практического исследования проблем на основе разработанного нами проекта «Организация системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов ДОО».
В заключении представлены итоги изучения организации системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО.
Основные положения исследования опубликованы в следующих работах:
1. Статья «Взаимосвязь профессиональной мотивации воспитателей и их субъективной оценки взаимодействия с родителями воспитанников» (конференция «Февральские чтения», 2021).
2. Статья «Организация системы конструктивного взаимодействия «воспитатель-родитель» в зависимости от профессиональной мотивации педагогов в условиях ДОО: проблемы и перспективы» (конференция «Перспективы и реалии педагогического образования, 2022»).