Религия играла очень важную роль в повседневной жизни Древнего Рима и римлян. Римская религия была сосредоточена вокруг богов, и объяснения событий обычно так или иначе включали богов. Римляне верили, что боги управляют их жизнью, и в результате тратили много времени на поклонение им.
Римская религия, также называемая римской мифологией, верования и обычаи жителей итальянского полуострова с древнейших времен до зарождения христианства в 4 веке н.э.
Римляне, по словам оратора и политика Цицерона, превзошли все другие народы в уникальной мудрости, которая заставила их понять, что все подчинено власти и руководству богов. Однако римская религия основывалась не на Божественной благодати, а на взаимном доверии (fides) между Богом и человеком. Целью римской религии было обеспечение сотрудничества, благожелательностии «мира» богов (pax deorum). Римляне верили, что эта божественная помощь позволит им овладеть окружающими их неведомыми силами, внушающими благоговейный трепет и тревогу (religio), и таким образом они могли бы жить успешно. В результате возник свод правил, jus divinum («божественный закон»), предписывающий, что следует делать или чего следует избегать .
Эти предписания в течение многих столетий едва ли содержали какой-либо моральный элемент; они состояли из указаний для правильного выполнения ритуала. Римская религия делала почти исключительный акцент на культовых актах, наделяя их всей святостью патриотической традиции. Римский церемониал был настолько навязчиво скрупулезен и консервативен, что если различные партизанские наросты, которые росли на нем в течение многих лет, могут быть устранены, то остатки очень ранней мысли могут быть обнаружены вблизи поверхности.
Это свидетельствует об одном из многочисленных различий между римской и греческой религиями, в которых такие пережитки, как правило, глубоко скрыты. Греки, когда они только начали документировать себя, уже прошли довольно большой путь к сложным, абстрактным, а иногда и смелым концепциям о божественности и ее отношении к человеку. Но упорядоченные, законопослушные и относительно невнятные римляне никогда полностью не отказывались от своих старых обычаев. Более того, до тех пор, пока яркое живописное воображение греков не начало влиять на них, им не хватало греческого вкуса видеть своих божеств в персонифицированном человеческом облике и наделять их мифологией. В каком-то смысле римской мифологии не существует или почти не существует. Хотя открытия, сделанные в XX веке, особенно в Древней области Этрурии (между реками Тибр и Арно, к западу и югу от Апеннин), подтверждают, что итальянцы не были полностью немифологичны, их мифология скудна. То, что обнаруживается в Риме, является главным образом только псевдомифологией (которая, в свое время, облекла свои собственные националистические или семейные легенды в мифической одежде, заимствованной у греков). Римская религия также не имела вероучения; при условии, что римлянин совершал правильные религиозные действия, он был волен думать о богах все, что ему заблагорассудится. И, не имея веры, он обычно осуждал эмоции как неуместные в актах поклонения.