Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактическая игра-как средство формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Workhard 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2023
Введение Произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении часто очень затрудняют контакт. Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе. Они, как правило, пишут так, как говорят. Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью. Некоторые дети успешно справляются с этим процессом, но у многих он задерживается. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты. Дошкольный возраст — это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Обучение правильному звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап — подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. На этом этапе необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания. II этап — становление звуков речи, или постановка звука. В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Педагогам нужно прислушиваться к произношению детей. При неправильном произнесении звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильной речи. Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки могут вызвать у него старое, привычное произношение звука. III этап — закрепление и автоматизация звуков. Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются. В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз. Педагог показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком. IV этап — этап дифференциации смешиваемых звуков. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. ДЛЯ дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом. На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука. Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждение проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Итак, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Ф.Ф.Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие. Объект обследования: дети старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. Предмет обследования: коррекционная работа с использованием дидактических игр как средство преодоления речевых расстройств и формирование внятной речи. Целью нашего воздействия является формирование умений и навыков правильного воспроизведения свистящих звуков речи в усЛОВИЯХ дошкольного учреждения с использованием дидактической игры. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить литературу по данной тематике. 2. Выделить особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. 3. Создать систему игр по преодолению нарушения свистящих звуков. 4. Сформулировать методические рекомендации по применению дидактических игр. Гипотеза: предположить, что коррекционная работа с использованием дидактических игр поможет детям более правильно произносить свистящие звуки. База исследования: МКДОУ детский сад № 21 «Светлячок» (Свердловская область, Талицкий район, г. Талица, ул. Пушкина, 4а). Структура аттестационной работы: 1. Введение (актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования); 2. Две главы, в которых последовательно раскрываются теоретический и практический этапы исследования; 3. Заключение; 4. Список литературы; 5. Приложения. Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка используемой литературы. Во введении рассматривается актуальность проблемы правильного звукопроизношения, а также ставятся цель и задачи данной работы. В первой главе составлено полное теоретическое представление оособенностях формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, о нарушениях в произношении свистящих звуков, а также об основных направлениях коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста по развитию правильного звукопроизношения. Во второй главе содержится описание организации экспериментального исследования, выявление нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников, преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников и дается анализ полученных результатов. Заключение состоит из выводов, сделанных по каждому разделу аттестационной работы, и оценки значимости исследованного материала для практической работы педагогов дошкольного образования. Приложение состоит из комплекса игр на развитие правильного звукопроизношения свистящих дошкольников. В списке литературы представлены все авторы, работы которых были использованы для написания аттестационной работы.
Введение

Введение Произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении часто очень затрудняют контакт. Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе. Они, как правило, пишут так, как говорят. Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью. Некоторые дети успешно справляются с этим процессом, но у многих он задерживается. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты. Дошкольный возраст — это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Обучение правильному звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап — подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. На этом этапе необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания. II этап — становление звуков речи, или постановка звука. В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Педагогам нужно прислушиваться к произношению детей. При неправильном произнесении звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильной речи. Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки могут вызвать у него старое, привычное произношение звука. III этап — закрепление и автоматизация звуков. Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются. В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз. Педагог показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком. IV этап — этап дифференциации смешиваемых звуков. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. ДЛЯ дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом. На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука. Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждение проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Итак, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Ф.Ф.Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие. Объект обследования: дети старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. Предмет обследования: коррекционная работа с использованием дидактических игр как средство преодоления речевых расстройств и формирование внятной речи. Целью нашего воздействия является формирование умений и навыков правильного воспроизведения свистящих звуков речи в усЛОВИЯХ дошкольного учреждения с использованием дидактической игры. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить литературу по данной тематике. 2. Выделить особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. 3. Создать систему игр по преодолению нарушения свистящих звуков. 4. Сформулировать методические рекомендации по применению дидактических игр. Гипотеза: предположить, что коррекционная работа с использованием дидактических игр поможет детям более правильно произносить свистящие звуки. База исследования: МКДОУ детский сад № 21 «Светлячок» (Свердловская область, Талицкий район, г. Талица, ул. Пушкина, 4а). Структура аттестационной работы: 1. Введение (актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования); 2. Две главы, в которых последовательно раскрываются теоретический и практический этапы исследования; 3. Заключение; 4. Список литературы; 5. Приложения. Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка используемой литературы. Во введении рассматривается актуальность проблемы правильного звукопроизношения, а также ставятся цель и задачи данной работы. В первой главе составлено полное теоретическое представление оособенностях формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, о нарушениях в произношении свистящих звуков, а также об основных направлениях коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста по развитию правильного звукопроизношения. Во второй главе содержится описание организации экспериментального исследования, выявление нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников, преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников и дается анализ полученных результатов. Заключение состоит из выводов, сделанных по каждому разделу аттестационной работы, и оценки значимости исследованного материала для практической работы педагогов дошкольного образования. Приложение состоит из комплекса игр на развитие правильного звукопроизношения свистящих дошкольников. В списке литературы представлены все авторы, работы которых были использованы для написания аттестационной работы.
Содержание

Содержание 1. Введение…………………………………………………………………… 3 2. Глава 1.Дидактическая игра - как средство формирования правильного звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения…....7 1.1. Характеристика старшего возраста……………………………....7 1.2. Основные этапы работы по звукопроизношению…………….....16 1.3. Игра-прекрасное средство совершенствования речи…………....24 1.4. Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности……………………....30 3. Глава 2. Система использования дидактических игр при преодолении нарушений свистящих звуков у детей. ……………………………………37 2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………37 2.2. Формирующий эксперимент………………………………………41 2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………46 2.4. Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи……………………………………49 4.Проектная часть…………………………………………………………54 5.Заключение………………………………………………………………56 6.Список использованной литературы…………………..………………58 7.Приложение………………………………………………………………61
Список литературы

1. Акредоло, Л., Гудовин, С. 68 игр для Развития мозга [Текст] / Л.Акредоло, С.Гудовин.- М.: Просвещение ,2013.-14-23с 2. Александрова, Т.В. Живые звуки или Фонетика для Дошкольников [Текст] /Т.В. Александрова - СПб.: 2009.- 27-47с. 3.Алябьева, Е.А. Логопедические Упражнения без музыкального сопровождения [Текст]/ Е.А. . Алябьева. — М.: Просвещение ,2008.- 36-55с. 4. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи У Дошкольников[Текст]/ Р.А . Белова- Давид .- М.: Просвещение ,1912.-41-55с. 5. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика[Текст]/ Т.В . Буденная — СПб.: 2011.- 31-39с. 6. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления[Текст] / СЕ. Большакова — М.: Просвещение , 2005.- 88-100с. 7. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] Л.С.Волкова - М.: Просвещение , 2009.- 148-156с. 8. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой, Л.С. —М.: Просвещение , 2009 .-129-152с. 9. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. /ПОД ред. Гаркуши, Ю.Ф. -М.: Просвещение , 2010.-9-19с. 10. Грибова, О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит [Текст] /О.Е.Грибова - М.: Просвещение ,2011, 9-19с. 11. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж [Текст] /Е.А.Дьякова. - М.: Просвещение , 2009,- 12-32с. 12. Залмаева, Р. Сам себе логопед. [Текст] /Р.Залмаева. - СПб.- 2007, с. 20-34 13. Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников [Текст] /В.И.Ковалько. - М.: Просвещение , 2010, с. 5-31 14. Кузнецова, Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. - Р.- на Д., 2009. С. 107; 115-121 15. Мальцева, М, Костыгина, В. Мой логопедический альбом. Я.,2003.с.41- 46. 16. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] /А.И.Максаков — М.: Просвещение , 1982, с. 52-76; 112-116. 1 7. Мелехова, Л. В. Дифференсация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса [Текст] /Л.В.Мелехова — М.: Просвещение , 1967. С. 80-85 1 8. Парамонова ,ЛГ. Логопедия для всех[Текст] /Л.Г.Парамонова — СПб.:- 2004 С. 97-117. 19. Павлова, Л.Н., Теречева, М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения [Текст] /Л.Н.Павлова,М.Н.Теречева — СПб.: 2004 с.20-47; 100-132. 20. Поваляева ,МА. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. [Текст] /М.А.Поваляев — Ростов —н/Д, 2003 С. 32-51. 21. Руденко, В.И. Логопедия [Текст] : практическое пособие/В.И.Руденко,- Ростов —н/Д., 2004с. 13-22. 22. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность [Текст] /В.М.Смирнов, -М.: Просвещение , 2000 с. 81-104. 23. Соколова, Н.В. Логопедическая тетрадь/ учебное пособие/, -М.:- 2005 с. 5-10 24. Степанова ,О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /О.А.Степанова,- М.: Просвещение , 2004 С. 41-63 25. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей [Текст] /О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, - М.: Просвещение , 1989, с. 26-37, 41-51 26. Фомичева, Т.Б., Чевелева, НА.. Чиркина, Г. В. Основы логопедии [Текст] /Т.Б.Фомичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина,- М.: Просвещение ,1989, с. 38-47 27. Хватцев ,М.Е. Логопедия [Текст] 1М.Е.Хватцев,-М.: Просвещение ,1959, С. 85-94; 96-108 28. Цвентарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] /В.В.Цвентарный,- спб., 1996 С. 7-21 29. Цвентарный, В.В Радость правильно говорить [Текст] /В.В.Цвентарный, _ М.: Просвещение , 2004 с. 24-40 30. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]/Г.С.Швайко,— М.: Просвещение ,1988 с. 46-55 31. Шембель, А.Г. Механические дислалии. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] /А.Г.Шембель; под ред. Ляпидевского С.С. — М.: Просвещение , 1969 С. 128-134; 140-144.
Отрывок из работы

Глава 1 Дидактическая игра - как средство формирования правильного звукопроизношения у детей старшей группы в условиях дошкольного образовательного учреждения 1.1. Характеристика старшего возраста На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать свое эмоциональное отношение. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например, не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк — это дикие звери, а корова, лошадь, кошка — домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь. Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 91 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg