Введение
Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участвовать в нем, что достигается с помощью лингвистических знаний, а также знаний традиций, обычаев, нравов общества. Коммуникативные способности формируются у человека с детства, и происходит это в процессе социализации ребенка. Все коммуникативные способности в системе образуют коммуникативную компетенцию. Понятие коммуникативной компетенции характеризует уровень мастерства человека в межличностном общении и основывается на психологических знаниях о себе и о других [18]. Сказанное убедительно аргументирует большую роль коммуникативных способностей для человека вне зависимости от его возраста.
Для детей коммуникативные способности важны по той причине, что составляющие их навыки характеризуют уровень общего развития дошкольника и уровень его социализации. Коммуникативные способности в этом случае выступают и как результат прохождения некоторого пути социализации, и как необходимое условие дальнейшей социализации. Не овладев основными коммуникативными навыками и умениями, ребенок не может перейти на следующие ступени развития. Недостаточное же владение такими навыками и умениями является одним из факторов, осложняющих не только обычное общение ребенка, но и его учебную деятельность, в том числе, и учебную деятельность в школе.
Вопросы формирования коммуникативных способностей рассматривали С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.М. Алексеева, М.И. Яшина, А.Г. Арушанова и др. Значение игровой деятельности в процессе развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста раскрывается в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и др.
Коммуникативные способности не формируются сами по себе. В большей мере они являются результатом реализации целенаправленной психолого-педагогической работы с ребенком. Также формирование коммуникативных способностей зависит от особенностей личности, окружающего коллектива дошкольного учреждения, внутрисемейных взаимоотношений.Хотя количество научных работ по рассматриваемой теме колоссальное, нужно признать недостаточную изученность многих вопросов в рамках нее.
Все перечисленное определяет сложность процесса формирования коммуникативных способностей, наличие проблем в этой области. Поэтому процесс формирования коммуникативных способностей требует постоянного анализа, поиска проблем, мер по выработке средств решения этих проблем. В данном исследовании проблемы формирования коммуникативных способностей связаны с использованием дидактических игр.
Объект исследования: коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования дидактических игр как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность, объект, предмет и цель исследования обусловили решение следующих задач:
1. Рассмотреть дидактические игры как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста;
2. Исследовать коммуникативные навыки как один из способов развития личности дошкольника;
3. Выявить возрастные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести аналитическую работу практико-ориентированной деятельности по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры;
5. Осуществить диагностику уровня сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста;
6. Представить методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Гипотеза исследования: дидактические игры являются эффективным средством развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования игр, как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста; наблюдение; игра «Секрет» (автор адаптированного варианта Т.А. Репина), методика «Рукавички» (Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной); методика контекстного общения со взрослым (Е.Е. Кравцовой); методика «Да и нет не говорите» (Е.Е. Кравцовой).
Данное исследование проводилось в период с октября по ноябрь 2022 года на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 904», дошкольное отделение.
Работа состоит из введения, в котором мы раскрываем актуальность выбранной темы, цель, задачи, методы исследования. В первой главе нами приведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, во второй главе мы описываем практический эксперимент по данной теме и представляем рекомендации. В заключении подводятся итоги всего исследования.