Современное образование направлено на всестороннее развитие личности каждого ребенка и создание условий для его творческой самореализации. При этом уровень развития ребенка, успешность усвоения, темп овладения им учебным материалом, прочность и осмысленность знаний зависят не только от учителя, но и от способностей и познавательных возможностей учащихся, которые обусловлены многими факторами, в частности особенностями психического и физического развития детей. Отсюда следует, что перед каждым учителем стоит задача создать условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение данной задачи связано с последовательной реализацией индивидуального подхода к учащимся.
На сегодняшний день существует большое количество педагогических и психологических исследований (Б.М. Теплова, С.Т. Шацкого. Е.С. Рабунского, А.А. Бударного, А.А. Кирсанова, А.А. Люблинской, З.И. Калмыковой, И.В. Дубровиной, И.С. Якиманской, Ю.К. Бабанского, Н.А. Минайловой и др.), которые доказывают, что при обеспечении систематического индивидуального подхода к ребенку при изучении любого учебного предмета можно получить гораздо более высокие учебные результаты.
Проблема реализации индивидуального подхода к учащимся остается актуальной и в начальной школе, в частности на уроках математики. Очень важно поддержать интерес и стремление ребенка к познанию, с которым он приходит в первый класс. Необходимо обязательно помогать каждому ребенку в процессе познания; управлять процессом обучения таким образом, чтобы они постепенно овладели саморегуляцией своей учебной деятельности.
Однако в реальном учебном процессе учитель не может ограничиваться только знанием возрастных особенностей своих учащихся. Эффективная система реализации индивидуального подхода должна создавать специальные условия для его проявления и развития. Поэтому насущной задачей учителя становится выявление и использование индивидуальных особенностей учащихся, и поиск средств обучения, способствующих реализации индивидуального подхода к учащимся.
Установлено, что индивидуальный подход учителя к младшим школьникам является эффективным средством в формировании у них познавательных интересов в учебной деятельности.
Однако на практике, несмотря на современные методические разработки, в реализации учителями начальных классов общеобразовательного учреждения индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, в частности на уроках математики, отсутствует систематичность и последовательность, что в свою очередь не способствует развитию познавательного интереса у учащихся к учебному предмету.
Отсюда возникает противоречие, которое заключается в необходимости реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения математике в начальной школе и отсутствием на практике систематической и последовательной работы учителей начальных классов общеобразовательного учреждения в данном направлении.
Указанное противоречие позволяет нам обозначить проблему исследования: каковы возможности реализации индивидуального подхода к учащимся в формировании познавательного интереса младших школьников к математике?
Вышесказанное определяет тему исследования: «Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в начальных классах».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить на практике возможности индивидуального подхода к учащимся в формировании познавательного интереса младших школьников к математике.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: реализация индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения математике.
Исходя из цели, были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме осуществления индивидуального подхода к учащимся в начальной школе;
- изучить индивидуальные особенности младших школьников в реализации индивидуального подхода в образовательном процессе;
- рассмотреть средства реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения математике в начальных классах;
- разработать систему работы по осуществлению индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения математике в начальных классах и апробировать ее на практике.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что реализация индивидуального подхода к младшим школьникам стимулирует формирование у них познавательного интереса к математике.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение научной литературы; эмпирические - педагогический эксперимент, математические методы обобщение полученных результатов.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шарканская средняя общеобразовательная школа им. Г.Ф. Лопатина» с. Шаркан Удмуртской Республики.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.