Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПИСЬМА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «письмо» в специальной психолого-педагогической литературе. Формирование письма у старших дошкольников в онтогенезе
По мнению Т.А. Аристова, 3 Богатеевой, С.О. Филипповой, письмо – сложная форма речи индивида, многокомпонентный процесс, реализуемый разными анализаторами: речеслуховым, рече-моторным, общемоторным. Между ними в ходе письма осуществляется взаимосвязь и взаимообусловленность. Строение данного хода зависит от стадии освоения навыком, задач и тенденции письма. Письмо обусловлено процессом устной речи и реализуется лишь на базе достаточно высокого уровня ее формирования.
С точки зрения М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, процесс письма рассматривается как трудный психофизиологический процесс обобщения звуковых рядов, не сводящийся к элементарному переводу со звука на букву либо даже с фонемы на графему. Акт письма заключается в мыслительной операции более отвлеченная, чем произносительная сторона речи. Сравнение между звуком и буквой крайне трудные и мелкие.
Ряд исследователей (О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова, Е.В. Гурьянов, Т.С. Комарова, Ю.М. Тонкова) указывают, что необходимым условием для письма служит сформированность фонематического фонематического анализа. Решающую роль играет присутствие верных и точных артикуляций, которые вначале принимают участие в ходе письма, а потом в латентном виде, дифференцируя необходимые фонемы. Зрительные образы букв и состояние двигательных навыков руки имеют третьестепенное значение. Эти психофизиологические процессы обеспечиваются здоровыми вербальными кортикальными системами, в которых реализуются высший синтез звуковых и визуальных восприятия речи.
В современной научной литературе различают понятия письма и письменной речи. В психологической литературе письмо представляет собой сложный процесс, характеризующийся соотношением звуков речи,
воспринимаемых на слух, букв, видимых зрением, и речевых движений, производимых человеком. Письменная речь определяется как процесс выражения мыслей в письменной форме и как речевая деятельность, связанная с речью.
Письменная речь – это один из способов формулирования мыслей. Коллективное сознание, выявляя необходимость фиксировать информацию, создает механизмы коллективной памяти. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения, средство представления языка с помощью знаков и, наконец, дополнительное средство связи с использованием звуков речи, с использованием системы графических знаков, позволяющее фиксировать речь, сохранять ее произведения во времени, передавать ее на расстояние.