ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике налоги выступают ключевым фискальным и регулирующим инструментом. Поэтому, в современной системе государственного финансового контроля именно налоговый контроль обладает наибольшей значимостью.
Обусловлено это, прежде всего, тем, что он способствует созданию эффективной налоговой системы государства за счет обратной связи между органами государственной власти и налогоплательщиками. В свою очередь от эффективности налогового контроля и налоговой системы зависят экономическое, политическое и социальное благополучие государства.
Экономические процессы и состояние рынка постоянно ставят перед налоговым контролем новые задачи, среди которых, например, сближение финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов, формирование соответствующей нормативно - правовой базы, определение экономической целесообразности контрольных действий.
Изменение задач налогового контроля предопределяет формирование новых принципов, методов и инструментов контроля за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств. Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые подразделяют на камеральные налоговые проверки и выездные.
Однако, как и в любом государстве, в Российской Федерации организация и проведение налогового контроля также имеют проблемы, обусловленные различными факторами.
К их числу следует отнести низкий уровень информационного взаимодействия по вопросам передачи сведений о налогоплательщиках с органами внешней среды, малая доля субъектов, использующих современные методы передачи данных по телекоммуникационным каналам связи, несоответствующий современным условиям уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения налоговых проверок.
Перечисленные проблемы наиболее явно проявляют себя, безусловно, на местном и региональном уровне власти, но, тем не менее, федеральный уровень власти не является исключением.
Вышесказанное определяет актуальность темы исследования, которая состоит в выявлении направлений повышения эффективности встречных налоговых проверок.
Цель работы заключается в исследовании особенностей и методики проведения встречных налоговых проверок, а также выработке рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть налоговые проверки в системе налогового контроля, их значение в экономике;
- рассмотреть нормативное регулирование налогового контроля и организации встречных налоговых проверок;
- провести анализ порядка истребования документов при встречных налоговых проверках и сроки их предоставления;
- рассмотреть процессуальные аспекты встречной налоговой проверки на примере ИФНС РФ.
- провести оценку результативности встречных налоговых проверок в Российской Федерации.
- разработать предложения по совершенствованию организации и методики планирования встречных налоговых проверок.
Практическая значимость работы заключается в формировании новых научно-методологических подходов к налоговому контролю и разработке прикладных механизмов его реализации, в доведении его основных положений до конкретных предложений по организации деятельности территориальных налоговых органов, обеспечивающих более высокий уровень мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Проблемы формирования эффективной налоговой системы рыночной России, включающие и вопросы организации налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, рассматривались в трудах многих российских ученых и специалистов. В их числе И.И. Бабленкова, А.В. Брызгалин, В.И. Волковский, А.З. Дадашев, И.Н.Куксин, М.В. Мишустин, Л.П. Окунева, М.П. Павлович, В.Г. Пансков, А. Б. Паскачев, И.А. Перонко, К.В.Сомик, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина и др. Однако вопросы организации налогового контроля, особенно по разработке концептуальных основ деятельности налоговых органов по осуществлению планирования, подготовки и проведения налоговых проверок, требуют дальнейшего развития.
Объект исследования: ИФНС №20 по г. Москва.
Предмет работы составляют налоговые отношения, возникающие в процессе проведения встречных налоговых проверок.
Методологическая основа исследования представлена следующими научными методами: методы диалектического, системного, исторического анализа, синтез.
Информационную базу исследования составили совокупность специальной, научной и учебной литературы, нормативно-правовые акты Российской Федерации справочная и периодическая литература, данные Федеральной налоговой службы, а также Интернет-ресурсы.
При написании работы были изучены труды научных деятелей, специалистов в области теории и практики налоговых проверок, налогового контроля, финансового права.
Проведен анализ учебной, монографической литературы, проведены исследования и анализ специальной литературы, изучены законодательные и нормативно-правовые акты, в том числе посредством анализа Интернет-ресурсов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования налоговых проверок способствуют расширению теоретической базы, необходимой для обеспечения эффективного функционирования налоговой системы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть полезны при разработке норм налогового законодательства, направленных на реформирование действующей системы налогового контроля при встречных налоговых проверках.
Структура исследования определена содержанием темы и поставленными в ходе настоящего исследования задачами.
Выпускная квалификационная работа состоит введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, в главе 1 представлено обоснование актуальности исследования условий организации, планирования и проведения встречных налоговых проверок, глава 2 носит расчетный характер, в Главе 3 на основании выводов, сделанных в результате оценки состояния организации планирования встречных налоговых проверок выработаны и сформулированы предложения, направленные на совершенствование данного вида налогового контроля.