2. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Индивидуальный подход чаще всего используется для организации знаний учащихся при обученииих иностранному языку. Подход направлен на то, чтобы учащиеся самостоятельно подбирали, работали с информацией и использовали ее в устной или письменной коммуникации. Для этого школьники активно используют такиеформаты как «круглый стол», дебаты, дискуссия, представление, пятиминутное выступление, а такжепрезентация проектов, которые можно представить, например, в виде телепрезентации. Этонестандартные мероприятия, направленные на совершенствование форм организации знаний при обучениииностранному языку. Использование нестандартных занятий сегодня широко практикуется, так как они способствуют устойчивой мотивации к изучению языков, а значит, готовности к самообучению. Помимо форматовупомянутых выше, мы также включаем следующие: занятия в форме конкурсов и игр(конкурс, турнир, деловая игра, ролевая игра, викторина и др.); занятия, которые напоминают публичные формыкоммуникации (пресс-конференция, аукцион, митинг, устный журнал и т.п.); исследования, основанные на имитации
деятельности учреждений и организаций (суд, следствие, трибунал, патентное бюро, ученый совет и т. д.); занятия, в которых используются традиционные формы внеклассной деятельности (спектакль, концерт, инсценировкапроизведения искусства и др.); занятия на основе форм, жанров и методов работы, известных в общественной практике(исследования, анализ оригиналов, комментарии, интервью, репортажи, рецензии и т.д.). Эти и другие формыорганизации знаний при обучении иностранному языку широко используют возможности сети Интернет, что значительно расширяет круг реальных коммуникативных ситуаций, повышает мотивацию учащихся, позволяетприменять полученные знания и навыки для решения реальных коммуникативных задач. В то же время ученик может самостоятельно работать над языком, используя определенные виды упражнений, связанных с формированиемнавыков письма, аудирования, говорения и т. д. Например, при обучении письму можно выполнять упражнения, направленные на формирование лексико-грамматических знаний и умений, осуществляющееся с помощьюписьма (письменное выполнение лексико-грамматических упражнений на замену, на составление предложения, постановка вопросов с использованием конкретного лексического и грамматического материала), что может служить средством развития других видов речевой деятельности (выписывание цитат из текста,краткая письменная интерпретация содержания текста, например, в виде развернутого ответа навопрос и др.). Другой пример — система упражнений для обучения аудированию, которые носят подготовительный характер(например, упражнения на обучение вербальному слуху, упражнения на обучение вероятностнымпрогнозированиям, упражнения на развитие кратковременной и словесно-логической памяти) и речевые упражнения(например, упражнения в процессе прослушивания аудиотекста).
В настоящее время методологическая наука проявляет все больший интерес к внеязыковым условияминоязычного общения, интеллектуальному уровню обучающихся и их познанию мирана общекультурном уровне. Это определяет культурно-интеллектуальную направленность современных методов обученияиностранным языкам, которая избирает своим объектом языковую личность, реализующую необходимыелексические и грамматические конструкции, соответствующие нормам речевой деятельности лиц изразличных языковых сообществ. Именно поэтому обучение школьников среднего звена иностранному языку как формеорганизации их знаний должно быть представлено как процесс передачи языкового икультурного опыта (в основе этого опыта лежит отношение обучающихся к себе, к мируи опыт творческой деятельности в процессе овладения иностранным языком и другими культурами),что в идеале должно привести к повышению их интеллектуального и общекультурного уровня знаний. Этополож