Актуальность темы в том, что одна из главных задач современного этапа становления новой российской государственности - реализация конституционных принципов местного самоуправления. Систему государственной власти нельзя считать устойчивой до тех пор, пока она не подкреплена эффективным механизмом самоуправления территорий. Гражданин государства - это, в первую очередь, житель, и лишь затем участник политических процессов. Успехи ее он оценивает, прежде всего, сквозь призму удовлетворения своих жизненных потребностей: состояние рынка, жилища, общественного порядка, благоустройства и т.д. Почти все государственные решения, затрагивающие его интересы, проходят через местные органы власти. Рациональное управление местной территорией образует принципиально иной климат в обществе, обеспечивающий конструктивное сотрудничество власти и народа.
Всемерное развитие местного самоуправления не только составляет внутреннюю потребность российской государственности, но и является одним из основных критериев, по которым происходит международное признание того или иного государства в качестве полноценного члена демократического сообщества.
Конституция Российской Федерации рассматривает местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, неотъемлемое условие осуществления народом принадлежащей ему власти. Законодательная планка российского местного самоуправления не уступает уровню наиболее демократически развитых стран. В соответствии с Конституцией оно обеспечивает самостоятельное решение населением едва ли не всех вопросов местного значения. Это - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка и прочее. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно, его органы не входят в систему органов государственной власти, хотя могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Авакьян С. А., Бархатова Е. Ю., Волкова В. В., Козлова Е. И., Нудненко Л. А., Самойлов Н. А., Стрекозов В. Г., Чиркин В. Е., Шарнина Л. А. и др., а так же были использованы Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Конституция Российской Федерации.
Объектом исследования являются правовые отношения, связанные с реализацией Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации в области местного самоуправления.
Предметом исследования служат положения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, местные нормативные акты и документы, регулирующие местное самоуправление.