Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие монокулярного зрения у детей с амблиопией старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Workhard 800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 118 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.12.2022
ВВЕДНИЕ Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзивного образования, привело к появлению нового законодательного понятия – «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». _ По определению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дети с ОВЗ – это несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). _ Одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с нарушениями зрения, нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. _ В настоящее время количество детей дошкольного и школьного возраста, имеющих различные нарушения зрения органического и функционального характера, возрастает с каждым годом (Е. С. Либман, О. В. Парамей, Е. В. Шахова и др.). Нарушения зрительной сферы осложняют и изменяют процесс познания окружающего мира, что в свою очередь сказывается на моторном, познавательном и речевом развитии детей, имеющих зрительную патологию. _ В настоящее время амблиопия является одной из наиболее серьезных причин снижения зрения. В Российской Федерации частота амблиопии составляет 2-2,5 % от всего населения. _ По данным медицинской статистики в среднем за последние 10 лет, на первичном приеме детей в структуре офтальмологии – амблиопия составляет 5,6 % и пресечение данной патологии имеет большое практическое значение. Амблиопия – вторая по частоте (до 6 %), после близорукости, причина снижения остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста. _ И в связи с поздним обращением для назначения соответствующего лечения данной патологии, развитие амблиопии наблюдается в 33–98,4% случаев. _ Благодаря такой тенденции в России появилось значительное количество специализированных образовательных учреждений для детей с патологией зрения. _ После установления диагноза амблиопия необходимо как можно раньше начать проводить реабилитационные мероприятия, направленные на повышение зрительных функций; в противном случае состояние глаз будет только ухудшаться, и есть высокий риск стать инвалидом по зрению. _ Лечение амблиопии, которая возникает в своем подавляющем большинстве случаев в детском возрасте, в поликлинических условиях связано со множеством бытовых трудностей, таким образом эффективность данного лечения неудовлетворительно. Благоприятного исхода с положительной динамикой, как правило, возможно достичь лишь в случае длительного систематического лечения. Весомая часть детей вынуждена поступать в школу, не завершив свое лечения, а продолжение лечения в условиях школы становится трудно осуществимым. Дети нередко подвергаются буллингу сверстников, что может отражаться на их поведении, успеваемости и психологическом, эмоциональном состоянии. _ На сегодняшний день в арсенале имеются многочисленные данные, которые свидетельствуют о том, что эффективность лечения патологии в зрения в специализированных образовательных учреждениях выше, чем в глазных кабинетах, что обусловлено совместным систематическим использованием длительной комплексной интенсивной лечебной работы с коррекционно-педагогическими мероприятиями в условиях обычного режима жизни ребёнка. Педагогические мероприятия в специализированных образовательных учреждениях имеют направленность, способствующую лечебному процессу. Амблиопия (синдром «тупого», «ленивого» глаза) – это стойкое одно- или двустороннее снижение зрения, не связанное с органической патологией зрительного анализатора и не поддающееся оптической коррекции, таким образом можно сделать вывод что это обратимый процесс._ Следовательно это одна из разновидностей функциональной патологии высших отделов центральной нервной системы, а патофизиологическую основу составляет стойкое корковое торможение функции центрального зрения, развившееся вследствие сенсорной депривации в раннем детском возрасте. _ Амблиопия представляет собой сложный симптомокомплекс сенсорных и моторных функциональных нарушений. Основным ее проявлением ранее считали снижение остроты зрения. Однако по мере изучения был выявлен ряд других свойственных ему расстройств центрального и периферического зрения, свето- и цвето- ощущения, контрастной, электрической чувствительности и лабильности, а также аккомодационной способности. _ Повышение остроты зрения у детей, страдающих данной патологией, является важнейшей задачей для всех, так как зрение у детей с амблиопией чаще всего носит монокулярный характер, т. е. предметы и объекты, попадающие в поле зрения смотрящего, воспринимаются лишь одним глазом. Восстановление бинокулярного зрения у таких детей – это сложнейший кропотливый многолетний процесс. Систематическое лечение требует постоянного взаимодействия между медиками и педагогами. Ибо достижение высоких показателей в восстановлении зрения возможно лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения. _ Как известно, ведущей тип деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому в настоящее время педагоги-дефектологи специализированных образовательных учреждений разрабатывают множество специальных методических занятий по развитию зрительного восприятия, которые предусматривают использование специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации, повышения и развития зрения. Из выше сказанного вытекает и актуальность работы: будут ли дидактические игры и упражнения способствовать повышению остроты зрения у дошкольников старшего возраста, страдающих амблиопией? _ Цель: выявить эффективность использования дидактических игр и упражнений для повышения остроты зрения у дошкольников старшего возраста, страдающих амблиопией. _ Объект исследования: процесс повышения остроты зрения у детей с амблиопией. _ Предмет изучения: дидактические игры и упражнения, как эффективное средство повышения остроты зрения на этапе плеоптического лечения у детей, страдающих амблиопией. _ Задачи: _ 1. изучить и проанализировать медицинскую, психолого-педагогическую и дефектологическую литературу по проблеме исследования; _ 2. получить консультацию у врача-офтальмолога, сестры-ортоптистки и дефектолога специализированного дошкольного образовательного учреждения по выявлению и определению диагноза детей, степени их остроты зрения, номера зрительной нагрузки на период исследования; _ 3. оформить результаты медицинского обследования; _ 4. установить взаимосвязь коррекционной и лечебно-восстановительной работы по повышению остроты зрения и определить их методы и приёмы; 5. разработать систему дидактических игр и упражнений, способствующих повышению зрительных функций, в частности остроты зрения; _ 6. сделать сравнительный анализ, позволяющий доказать эффективность разработанной системы дидактических игр и игровых заданий; _ 7. сформулировать выводы по проделанной работе. _ Методы: _ 1. теоретические: анализ медицинской, психолого-педагогической и дефектологической литературу по проблеме исследования; _ 2. эмпирические: изучение и анализ анамнестических сведений, медицинской документации, логопедическое обследование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов. _ Экспериментальная база исследования: _ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2087 «Открытие», в состав которого входят: _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центра образования № 1881; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 1142; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада № 2163; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 2209; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 1932; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 1798; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 1628_ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Школа № 1394_ Гипотеза: дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством повышения остроты зрения при соблюдении следующих медицинских и педагогических условий: _ 1. соблюдение сроков плеоптического этапа лечения, определённых врачом-офтальмологом; _ 2. обязательное лечение на офтальмологических аппаратах; _ 3. знание особенностей такой патологии зрении, как косоглазие и амблиопия, принципов лечения; _ 4. знание зрительной нагрузки, рекомендованной врачом-офтальмологом; _ 5. учёт возрастных возможностей ребёнка; _ 6. индивидуальный подход с учётом диагноза; _ 7. правильный подбор наглядных пособий с учётом зрительной нагрузки и диагноза; _ 8. специальный отбор привлекательных и интересных игр для детей среднего возраста; _ 9. использование разнообразных и специфичных методов и приёмов; _ 10. перенос дидактических игр и упражнений в повседневную самостоятельную игровую деятельность.
Введение

ВВЕДНИЕ Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзивного образования, привело к появлению нового законодательного понятия – «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». _ По определению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дети с ОВЗ – это несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). _ Одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с нарушениями зрения, нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. _ В настоящее время количество детей дошкольного и школьного возраста, имеющих различные нарушения зрения органического и функционального характера, возрастает с каждым годом (Е. С. Либман, О. В. Парамей, Е. В. Шахова и др.). Нарушения зрительной сферы осложняют и изменяют процесс познания окружающего мира, что в свою очередь сказывается на моторном, познавательном и речевом развитии детей, имеющих зрительную патологию. _ В настоящее время амблиопия является одной из наиболее серьезных причин снижения зрения. В Российской Федерации частота амблиопии составляет 2-2,5 % от всего населения. _ По данным медицинской статистики в среднем за последние 10 лет, на первичном приеме детей в структуре офтальмологии – амблиопия составляет 5,6 % и пресечение данной патологии имеет большое практическое значение. Амблиопия – вторая по частоте (до 6 %), после близорукости, причина снижения остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста. _ И в связи с поздним обращением для назначения соответствующего лечения данной патологии, развитие амблиопии наблюдается в 33–98,4% случаев. _ Благодаря такой тенденции в России появилось значительное количество специализированных образовательных учреждений для детей с патологией зрения. _ После установления диагноза амблиопия необходимо как можно раньше начать проводить реабилитационные мероприятия, направленные на повышение зрительных функций; в противном случае состояние глаз будет только ухудшаться, и есть высокий риск стать инвалидом по зрению. _ Лечение амблиопии, которая возникает в своем подавляющем большинстве случаев в детском возрасте, в поликлинических условиях связано со множеством бытовых трудностей, таким образом эффективность данного лечения неудовлетворительно. Благоприятного исхода с положительной динамикой, как правило, возможно достичь лишь в случае длительного систематического лечения. Весомая часть детей вынуждена поступать в школу, не завершив свое лечения, а продолжение лечения в условиях школы становится трудно осуществимым. Дети нередко подвергаются буллингу сверстников, что может отражаться на их поведении, успеваемости и психологическом, эмоциональном состоянии. _ На сегодняшний день в арсенале имеются многочисленные данные, которые свидетельствуют о том, что эффективность лечения патологии в зрения в специализированных образовательных учреждениях выше, чем в глазных кабинетах, что обусловлено совместным систематическим использованием длительной комплексной интенсивной лечебной работы с коррекционно-педагогическими мероприятиями в условиях обычного режима жизни ребёнка. Педагогические мероприятия в специализированных образовательных учреждениях имеют направленность, способствующую лечебному процессу. Амблиопия (синдром «тупого», «ленивого» глаза) – это стойкое одно- или двустороннее снижение зрения, не связанное с органической патологией зрительного анализатора и не поддающееся оптической коррекции, таким образом можно сделать вывод что это обратимый процесс._ Следовательно это одна из разновидностей функциональной патологии высших отделов центральной нервной системы, а патофизиологическую основу составляет стойкое корковое торможение функции центрального зрения, развившееся вследствие сенсорной депривации в раннем детском возрасте. _ Амблиопия представляет собой сложный симптомокомплекс сенсорных и моторных функциональных нарушений. Основным ее проявлением ранее считали снижение остроты зрения. Однако по мере изучения был выявлен ряд других свойственных ему расстройств центрального и периферического зрения, свето- и цвето- ощущения, контрастной, электрической чувствительности и лабильности, а также аккомодационной способности. _ Повышение остроты зрения у детей, страдающих данной патологией, является важнейшей задачей для всех, так как зрение у детей с амблиопией чаще всего носит монокулярный характер, т. е. предметы и объекты, попадающие в поле зрения смотрящего, воспринимаются лишь одним глазом. Восстановление бинокулярного зрения у таких детей – это сложнейший кропотливый многолетний процесс. Систематическое лечение требует постоянного взаимодействия между медиками и педагогами. Ибо достижение высоких показателей в восстановлении зрения возможно лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения. _ Как известно, ведущей тип деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому в настоящее время педагоги-дефектологи специализированных образовательных учреждений разрабатывают множество специальных методических занятий по развитию зрительного восприятия, которые предусматривают использование специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации, повышения и развития зрения. Из выше сказанного вытекает и актуальность работы: будут ли дидактические игры и упражнения способствовать повышению остроты зрения у дошкольников старшего возраста, страдающих амблиопией? _ Цель: выявить эффективность использования дидактических игр и упражнений для повышения остроты зрения у дошкольников старшего возраста, страдающих амблиопией. _ Объект исследования: процесс повышения остроты зрения у детей с амблиопией. _ Предмет изучения: дидактические игры и упражнения, как эффективное средство повышения остроты зрения на этапе плеоптического лечения у детей, страдающих амблиопией. _ Задачи: _ 1. изучить и проанализировать медицинскую, психолого-педагогическую и дефектологическую литературу по проблеме исследования; _ 2. получить консультацию у врача-офтальмолога, сестры-ортоптистки и дефектолога специализированного дошкольного образовательного учреждения по выявлению и определению диагноза детей, степени их остроты зрения, номера зрительной нагрузки на период исследования; _ 3. оформить результаты медицинского обследования; _ 4. установить взаимосвязь коррекционной и лечебно-восстановительной работы по повышению остроты зрения и определить их методы и приёмы; 5. разработать систему дидактических игр и упражнений, способствующих повышению зрительных функций, в частности остроты зрения; _ 6. сделать сравнительный анализ, позволяющий доказать эффективность разработанной системы дидактических игр и игровых заданий; _ 7. сформулировать выводы по проделанной работе. _ Методы: _ 1. теоретические: анализ медицинской, психолого-педагогической и дефектологической литературу по проблеме исследования; _ 2. эмпирические: изучение и анализ анамнестических сведений, медицинской документации, логопедическое обследование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов. _ Экспериментальная база исследования: _ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2087 «Открытие», в состав которого входят: _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центра образования № 1881; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 1142; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада № 2163; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 2209; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 1932; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 1798; _ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 1628_ ? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Школа № 1394_ Гипотеза: дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством повышения остроты зрения при соблюдении следующих медицинских и педагогических условий: _ 1. соблюдение сроков плеоптического этапа лечения, определённых врачом-офтальмологом; _ 2. обязательное лечение на офтальмологических аппаратах; _ 3. знание особенностей такой патологии зрении, как косоглазие и амблиопия, принципов лечения; _ 4. знание зрительной нагрузки, рекомендованной врачом-офтальмологом; _ 5. учёт возрастных возможностей ребёнка; _ 6. индивидуальный подход с учётом диагноза; _ 7. правильный подбор наглядных пособий с учётом зрительной нагрузки и диагноза; _ 8. специальный отбор привлекательных и интересных игр для детей среднего возраста; _ 9. использование разнообразных и специфичных методов и приёмов; _ 10. перенос дидактических игр и упражнений в повседневную самостоятельную игровую деятельность.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ. ОСНОВЫ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ АМБЛИОПИИ. 9 1.1. Влияние понижения остроты зрения на развитие ребёнка. 9 1.2. Глаз и его функции. Амблиопия как заболевание. 22 1.3. Способы повышения остроты зрения при амблиопии. 34 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ 56 2.1. Содержание констатирующего эксперимента 56 2.2 Результаты констатирующего эксперимента 61 ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ. ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98 ПРИЛОЖЕНИЯ 100
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) Е. В. Козина, П. М. Балашова, В. Т. Гололобов, С. С. Ильенков, И. А. Кох, Т. Ф. Кочетова, В. И. Поспелов, С. Ф. Синяпко «Основы клинической офтальмологии издательство», 2018. 2) Епифанцева Т. Б. «Настольная книга педагога-дефектолога» под ред. Епифанцева Т. О., 2-е изд., «Феникс», 2007. 3) Гусева М. Р., Дмитриев В. Г., Плаксина Л. И. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения», «Просвещение», 1978. 4) Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения», «Город», 1998. 5) Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской «Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов» «ВЛАДОС», 1998. 6) Плаксина Л. И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования», 1991. 7) В. П. Жохов, И. А. Кормакова, Л. И. Плаксина «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией», «ВОС», 1989. 8) О. И. Криницкая «Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения», 2010. 9) Аветисов Э. С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. «Руководство по детской офтальмологии», 1987. 10) Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения»: «ВЛАДОС», 2000. 11) Л. П. Григорьева, Н. Н. Зислина, Л. А. Новикова «Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей», «Педагогика», 1978 12) . Л. И. Плаксина «Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения», 1995. 13) Солнцева Л. И., Хорош С. М. «Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста», 3-е издание, 2003 14) Тинькова Е. Л., Козловская Г. Ю. «Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения», «СГПИ», 2009 15) Дружинина Л. А. «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения», «Марины Волковой», 2008
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ. ОСНОВЫ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ АМБЛИОПИИ. 1.1. Влияние понижения остроты зрения на развитие ребёнка. С помощью глаз человек воспринимает освещённость, цвет, форму, величину предметов, определяет движение и направление предметов при движении. Ориентируется в пространстве. При понижении остроты зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Появляются трудности при опознании рисунков, предмета, определении цвета, ориентировке в пространстве. Всё это вместе ограничивает физическую активность человека. т. к. появляются трудности при передвижении, при любой активной деятельности. Поэтому хорошее зрение очень важно для развития ребёнка. Безусловно, влияние состояния остроты зрения ребёнка на формирование опорно-двигательного аппарата. Понижение остроты зрения ведёт за собой сколиозы, плоскостопие, искривление шейных позвонков, как известно, эти заболевания сказываются отрицательно на всех важных жизненных органах и системах. С ухудшением зрения у детей может появиться нарушение координации, аритмичность движений. В связи с этим у детей может быть укороченный шаг, приводящий к нарушению равновесия и уплощению стопы. Всё это предопределяет появление гиподинамии, а затем и снижение функциональных возможностей организма. Следовательно, хорошее зрение – это главная предпосылка формирования правильной осанки и хорошее физическое развитие ребёнка. Понижение остроты зрения ведёт к неблагополучию в психоневрологическом состоянии ребёнка. Повышается психическая ранимость. В этот период может наступить стрессовое состояние, высокая раздражительность, дезорганизация поведения вплоть до отказа от деятельности. Хорошая острота зрения – это залог благополучного эмоционального состояния ребёнка, уверенности в себе, общительности, хорошего настроения. Состояние зрения влияет и на развитие мышления. При низкой остроте зрения представления ребёнка могут быть скудны, неточны, часто бывают ошибочны
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 27 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg