ВВЕДНИЕ
Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзивного образования, привело к появлению нового законодательного понятия – «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». _
По определению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дети с ОВЗ – это несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). _
Одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с нарушениями зрения, нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. _
В настоящее время количество детей дошкольного и школьного возраста, имеющих различные нарушения зрения органического и функционального характера, возрастает с каждым годом (Е. С. Либман, О. В. Парамей, Е. В. Шахова и др.). Нарушения зрительной сферы осложняют и изменяют процесс познания окружающего мира, что в свою очередь сказывается на моторном, познавательном и речевом развитии детей, имеющих зрительную патологию. _
В настоящее время амблиопия является одной из наиболее серьезных причин снижения зрения. В Российской Федерации частота амблиопии составляет 2-2,5 % от всего населения. _
По данным медицинской статистики в среднем за последние 10 лет, на первичном приеме детей в структуре офтальмологии – амблиопия составляет 5,6 % и пресечение данной патологии имеет большое практическое значение.
Амблиопия – вторая по частоте (до 6 %), после близорукости, причина снижения остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста. _
И в связи с поздним обращением для назначения соответствующего лечения данной патологии, развитие амблиопии наблюдается в 33–98,4% случаев. _
Благодаря такой тенденции в России появилось значительное количество специализированных образовательных учреждений для детей с патологией зрения. _
После установления диагноза амблиопия необходимо как можно раньше начать проводить реабилитационные мероприятия, направленные на повышение зрительных функций; в противном случае состояние глаз будет только ухудшаться, и есть высокий риск стать инвалидом по зрению. _
Лечение амблиопии, которая возникает в своем подавляющем большинстве случаев в детском возрасте, в поликлинических условиях связано со множеством бытовых трудностей, таким образом эффективность данного лечения неудовлетворительно. Благоприятного исхода с положительной динамикой, как правило, возможно достичь лишь в случае длительного систематического лечения. Весомая часть детей вынуждена поступать в школу, не завершив свое лечения, а продолжение лечения в условиях школы становится трудно осуществимым. Дети нередко подвергаются буллингу сверстников, что может отражаться на их поведении, успеваемости и психологическом, эмоциональном состоянии. _
На сегодняшний день в арсенале имеются многочисленные данные, которые свидетельствуют о том, что эффективность лечения патологии в зрения в специализированных образовательных учреждениях выше, чем в глазных кабинетах, что обусловлено совместным систематическим использованием длительной комплексной интенсивной лечебной работы с коррекционно-педагогическими мероприятиями в условиях обычного режима жизни ребёнка.
Педагогические мероприятия в специализированных образовательных учреждениях имеют направленность, способствующую лечебному процессу.
Амблиопия (синдром «тупого», «ленивого» глаза) – это стойкое одно- или двустороннее снижение зрения, не связанное с органической патологией зрительного анализатора и не поддающееся оптической коррекции, таким образом можно сделать вывод что это обратимый процесс._
Следовательно это одна из разновидностей функциональной патологии высших отделов центральной нервной системы, а патофизиологическую основу составляет стойкое корковое торможение функции центрального зрения, развившееся вследствие сенсорной депривации в раннем детском возрасте. _
Амблиопия представляет собой сложный симптомокомплекс сенсорных и моторных функциональных нарушений. Основным ее проявлением ранее считали снижение остроты зрения. Однако по мере изучения был выявлен ряд других свойственных ему расстройств центрального и периферического зрения, свето- и цвето- ощущения, контрастной, электрической чувствительности и лабильности, а также аккомодационной способности. _
Повышение остроты зрения у детей, страдающих данной патологией, является важнейшей задачей для всех, так как зрение у детей с амблиопией чаще всего носит монокулярный характер, т. е. предметы и объекты, попадающие в поле зрения смотрящего, воспринимаются лишь одним глазом. Восстановление бинокулярного зрения у таких детей – это сложнейший кропотливый многолетний процесс. Систематическое лечение требует постоянного взаимодействия между медиками и педагогами. Ибо достижение высоких показателей в восстановлении зрения возможно лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения. _
Как известно, ведущей тип деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому в настоящее время педагоги-дефектологи специализированных образовательных учреждений разрабатывают множество специальных методических занятий по развитию зрительного восприятия, которые предусматривают использование специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации, повышения и развития зрения. Из выше сказанного вытекает и актуальность работы: будут ли дидактические игры и упражнения способствовать повышению остроты зрения у дошкольников старшего возраста, страдающих амблиопией? _
Цель: выявить эффективность использования дидактических игр и упражнений для повышения остроты зрения у дошкольников старшего возраста, страдающих амблиопией. _
Объект исследования: процесс повышения остроты зрения у детей с амблиопией. _
Предмет изучения: дидактические игры и упражнения, как эффективное средство повышения остроты зрения на этапе плеоптического лечения у детей, страдающих амблиопией. _
Задачи: _
1. изучить и проанализировать медицинскую, психолого-педагогическую и дефектологическую литературу по проблеме исследования; _
2. получить консультацию у врача-офтальмолога, сестры-ортоптистки и дефектолога специализированного дошкольного образовательного учреждения по выявлению и определению диагноза детей, степени их остроты зрения, номера зрительной нагрузки на период исследования; _
3. оформить результаты медицинского обследования; _
4. установить взаимосвязь коррекционной и лечебно-восстановительной работы по повышению остроты зрения и определить их методы и приёмы;
5. разработать систему дидактических игр и упражнений, способствующих повышению зрительных функций, в частности остроты зрения; _
6. сделать сравнительный анализ, позволяющий доказать эффективность разработанной системы дидактических игр и игровых заданий; _
7. сформулировать выводы по проделанной работе. _
Методы: _
1. теоретические: анализ медицинской, психолого-педагогической и дефектологической литературу по проблеме исследования; _
2. эмпирические: изучение и анализ анамнестических сведений, медицинской документации, логопедическое обследование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов. _
Экспериментальная база исследования: _
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2087 «Открытие», в состав которого входят: _
? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центра образования № 1881; _
? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 1142; _
? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада № 2163; _
? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 2209; _
? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 1932; _
? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 1798; _
? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада общеразвивающего вида № 1628_
? Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Школа № 1394_
Гипотеза: дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством повышения остроты зрения при соблюдении следующих медицинских и педагогических условий: _
1. соблюдение сроков плеоптического этапа лечения, определённых врачом-офтальмологом; _
2. обязательное лечение на офтальмологических аппаратах; _
3. знание особенностей такой патологии зрении, как косоглазие и амблиопия, принципов лечения; _
4. знание зрительной нагрузки, рекомендованной врачом-офтальмологом; _
5. учёт возрастных возможностей ребёнка; _
6. индивидуальный подход с учётом диагноза; _
7. правильный подбор наглядных пособий с учётом зрительной нагрузки и диагноза; _
8. специальный отбор привлекательных и интересных игр для детей среднего возраста; _
9. использование разнообразных и специфичных методов и приёмов; _
10. перенос дидактических игр и упражнений в повседневную самостоятельную игровую деятельность.