ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена проблемам с развитием координационных способностей у глухих и слабослышащих детей 10-12 лет.
Актуальность данной темы обусловлена значительной распространенностью детей с нарушением слуха.
Массовые исследования слуха в различных странах показали, что примерно 4-6 % от всего населения земного шара имеют нарушение слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом, около 2 % населения имеет двухстороннюю значительно выраженную тугоухость и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а до 4% страдают выраженной односторонней тугоухостью. В России - более 13 млн. людей со сниженным слухом. Еще у 4 млн. диагностировано нарушение, обусловленное профессиональной деятельностью и другими факторами. Кроме этого, по статистике, сегодня на одну тысячу новорожденных появляется один ребенок с врожденной глухотой, в будущем эти цифры будут с каждым годом только увеличиваться. («Страна глухих» http://www.deafworld.ru/.нарушения)
Произошедшие за последние годы изменения в отечественной системе специального образования, связанные с ее развитием, привели к расширению форм обучения детей с нарушением слуха в отклонении в развитии. Одновременно с этим возникла необходимость поддержки и совершенствования деятельности функционирующих государственных специальных (коррекционных) учреждений, в частности - школ для глухих и слабослышащих детей, способных обеспечить создание оптимальных условий для максимально возможного развития этой категории учащихся.
Повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не готовых к обучению (т.е. не готовых осваивать определенный объем знаний, умений, навыков в определенные сроки) на последовательно сменяющихся этапах образования: от дошкольного - к младшему школьному и от него - к младшему подростковому, а затем к подростковому. Известно, что глухой и слабослышащий ребенок при поступлении в школу-интернат отстает в психическом и физическом развитии от здорового ребенка на 1-3 года. В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития. Для этого необходимо знание общетеоретических закономерностей ребенка с нарушением в развитии, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе. Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста. (Литош И.Л. Адаптивная физическая культура. Психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. – С 125.)
На данный момент процесс интеграции детей с нарушением слуха увеличивается благодаря раннему началу диагностики, а также ранней коррекционной и компенсаторной работе. Всестороннее и полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого и слабослышащего ребенка. (Бабенкова Р.Д., Трофимова Г.В. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в школьных учреждениях //– М. - 2007. – С 32).
Многие ученые, в числе которых Ю. А. Пеганов, А. Г. Спицин, утверждают, что занятия с детьми, имеющими нарушение слуха, необходимо начинать, как можно раньше, объясняя это тем, что подобные занятия способствуют развитию ребенка на уровне, близком к нормально слышащим детям. В противном случае, нарушения у ребенка в познавательной и физической сферах с каждым годом могут увеличиваться. В этой связи, востребованность комплексной методики формирования пространственных представлений, разрабатываемой в целях развития и интеграции детей с депривацией слуха в современное общество, не вызывает сомнений.
Ранняя коррекция отклонений в двигательной сфере может быть эффективной только при условии активизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха. Решение проблемы подбора средств и методов педагогического воздействия для детей данной нозологической группы с целью повышения уровня физической подготовленности и развития координационных способностей является одним из главных направлений физической реабилитации. (Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников: Ю. А. Пеганов, А. Г. Спицин. – М.: Дефектология. - 2008. - №2 - С. 37-48.)
Научная новизна исследования заключается в постановке вопроса о необходимости экспериментального исследования эффективности физических упражнений для развития координационных способностей у детей 10-12 лет с нарушением слуха.
Практическая значимость исследования заключается в сборе и систематизации сведений по данной проблеме, содержащихся в научной и методической литературе, а также в разработке плана педагогического эксперимента направленного на развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей 10-12 лет и использоваться в реабилитационных и лечебных учреждениях в практике работы с детьми.
Объект исследования – ЛФК в процессе физической реабилитации глухих и слабослышащих детей.
Предмет исследования - развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей 10-12 лет с помощью комплекса физических упражнений в процессе физической реабилитации
Цель исследования - теоритически обосновать и разработать комплекс физических упражнений для физической реабилитации глухих и слабослышащих детей, оценить его эффективность.
Гипотеза. Предполагалось, что разработанный нами комплекс физических упражнений будет способствовать повышению уровня координационных способностей у глухих и слабослышащих детей 10-12 лет и положительно повлияет на общее состояние организма.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные и электронные источники по вопросам развития координационных способностей глухих и слабослышащих детей 10-12 лет в физической реабилитации.
2. Подобрать методы тестирования.
3. Разработать комплекс физических упражнений для развития координационных способностей глухих и слабослышащих детей 10-12 лет.
?