1. Понятие и сущность ключевых показателей в СМК
Система менеджмента качества (СМК) – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей для руководства и управления организацией применительно к качеству МС ИСО 9000. Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества, обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени. Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям.
Элементами системы менеджмента качества являются политика в области качества, персонал организации, ресурсы (финансы, здания, оборудование, приборы, оснастка, транспорт, энергообеспечение, связь), процессы, документация, продукция предприятия, используемые сырьё и материалы, информационное обеспечение системы менеджмента качества, удовлетворённость потребителей и других заинтересованных сторон. [4]
Основные свойства системы менеджмента качества, отвечающие требованиям современной рыночной экономики:
– гибкость и приспосабливаемость к изменчивости рынка и потребителей;
– быстрая реакция на жалобы потребителя;
– обеспечение безопасности и надёжности с целью минимизации риска потерь от наступления ответственности за некачественную продукцию;
– способность представить доказательную базу бездефектности продукции в момент её выпуска;
– минимизация потерь от некачественной продукции (необходимы учёт и анализ затрат на качество, подготовка предложений по постоянному улучшению).
Менеджмент качества является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием – аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества:
– качество – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не самостоятельная функция управления);
– качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
– ответственность за качество должна быть адресной;
– для реального повышения качества нужны новые технологии;
– повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
– контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;
– политика в области качества должна быть частью