Введение
По мере развития психологической науки растет интерес к проблеме формирования активного субъекта деятельности, а также в частности профессиональной деятельности, поэтому особенно важно учитывать особенности становления профессионального самосознания и идентификации студентов. Необходимость формирования этих качеств в процессе социализации связана с ориентацией современной системы образования на профессиональное развитие, активизацию творческого потенциала студентов и их жизненной позиции. В результате этого студенты должны развивать творческий потенциал, самостоятельность и профессиональную позицию студента.
Если говорить о процессе образования, то период обучения в университете является сенситивным для становления мировоззрения личности студентов. Он способствует формированию их ценностных ориентации и личностного и профессионального самоопределения, развитию профессиональных навыков и ценностей.
Эта идентичность является важным результатом формирования целостности личности студента, который показывает степень принятия им определенных профессиональных навыков как средств самореализации или развития. И наконец: признание себя профессионалом. По мнению большинства психологов становление личности студента зависит от успешности их социализации и формирования позиции субъекта деятельности. В студенческой среде самая активная фаза социализации, связанная с обучением в университете, является периодом получения основы профессиональных знаний, навыков, ценностей и представлений для дальнейшего профессионального становления личности. С этой точки зрения, одной из важных составляющих является профессиональная социализация студентов, весомым критерием успешности которой является сформированная профидентичность. Она обеспечивает надлежащую производительность учебного процесса в звене высшего образования и профессиональное развитие личности студентов, актуализацию их субъектной активности, успешную карьеру.
С точки зрения психологии, идентичность - это специфическое образование. В структуре личности заложены основы регуляции ее социального поведения или деятельности. Именно поэтому, изучение проблемы становления профессиональной идентичности студентов - это актуальная и практически важная задача для решения проблем личностного роста современной молодежи, формирования механизмов саморегуляции и самоуправления своим поведением, профессионализма специалиста. Его жизненной и профессиональной идеологии.
В современной психологии целый ряд работ посвящен изучению проблемы профессиональной идентичности, в том числе особенностям ее становления в процессе получения высшего образования. Учеными определены особенности формирования и развития профидентичности (Е. П. Ермолаева, Э. Эриксон, А. Маслоу, Ю. П. Поваренков, Л. Б. Шнейдер, Н. Л. Иванова и др.) раскрыты некоторые вопросы становления профидентичности студентов, в том числе в процессе социализации в вузе (Д. А. Леонтьев, Ю. П Поваренков, Л. Б. Шнейдер, А. К. Маркова, Т. С. Березина, И. Е. Григорьевич, В. С. Родыгина и др.) проведен анализ процесса профессиональной социализации вообще (В. Я. Нечаев, Н. А. Перинский, Ю. К. Чернова и др.), И в частности, студентов (И. С. Кон, Б. Г. Немировский, Н. С. Пряжникова, И. В. Воробьева, А. С. Студеникина и др.) выявлены особенности профессиональной самоидентификации и самосознания специалистов разных профессий (Э. Эриксон, В. Л. Зливков, В. Г. Панок, Н. В. Чепелева и др.). В этих исследованиях раскрыты закономерности и этапы становления профессиональной идентичности, особенности ее развития и кризисные явления в период обучения в вузах, влияние учебной студенческой группы на ее формирование и др.
Вместе с тем, полностью раскрыты личностные факторы, влияющих на формирование профессиональной идентичности на этапе обучения в вузе, а именно недостаточно изучены особенности ее становления в зависимости от содержания ценностных ориентаций и мотивации студентов в процессе социализации в вузе.
Благодаря популярности и интенсивному научному изучению проблемы идентификации, не хватает работ о профессиональной идентичности. Среди них большинство посвящено профессиональной идентичности, профессиональному росту психологов-педагогов и психотерапевтов. В последнее время - психотерапевтов. У нас нет ответа на вопрос о внутреннем, индивидуально-личностном механизме формирования профессиональной идентичности. Сложные вопросы исследования феномена не разработаны. Прежде всего, это диагностический инструментарий и его основные требования к точности или надежности - что делает невозможным тщательное эмпирическое исследование. По этой причине у нас нет четкой классификации понятий «идентичность», «идентификация», «самоидентификация» и "Я-концепция». Это создает методологическую путаницу.