К числу важнейших задач, стоящих перед нашим государством, относится повышение благосостояния граждан. На это неоднократно обращалось внимание Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в своих выступлениях.
Рост благосостояния граждан связан не только с повышением реальных денежных доходов населения, с развитием и укреплением социальной сферы, но и с предоставлением возможности для граждан рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья и имущества, т.е. напрямую связан с обеспечением и защитой их прав как покупателей.
Актуальность темы в том, что законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав покупателей, появилось лишь в двадцатом веке. Его принятие было обусловлено расширением ассортимента товаров (работ, услуг), сложностью и динамичностью технологий производства, развитием экономических связей, а также значительным увеличением количества хозяйствующих субъектов. При таких условиях гражданин-потребитель на рынке оказался в неравном положении по сравнению со своими контрагентами - изготовителями, исполнителями, продавцами. Это неравенство вызвано не только экономической ограниченностью покупателей по сравнению с хозяйствующими субъектами, но и, как правило, с отсутствием у них специальных знаний в области экономики, права, техники, технологий и т.д. Безусловно, такое смещение баланса преимуществ в сторону хозяйствующих
Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее, если не оговорено особо, - Закон) были урегулированы отношения, возникающие между потребителями, с одной стороны, и изготовителями, исполнителями, продавцами, с другой. Закон установил права покупателей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации покупателей. Кроме того, Закон определил механизм реализации указанных прав и процедуру восстановления нарушенных прав, разъяснил возможность возмещения имущественного и морального вреда, причиненного потребителям; дал определения таких понятий, как «потребитель», «изготовитель», «исполнитель», «продавец» и т.п. Также Закон определил правовые последствия нарушения прав покупателей в различных сферах - при продаже товаров, при выполнении работ (оказании услуг). Таким образом, принятие Закона имело большое значение для покупателей, который стал своего рода «конституцией потребителя».