Актуальность темы в том, что государственная регистрация юридических лиц в современном ее понимании существует в России сравнительно недолго. До 1990 г. регистрация юридических лиц на уровне законодательных актов не регулировалась.
Изменения социально-экономической ситуации и проводимая в стране экономическая реформа в 90-е гг. XX века привели к формированию этого правового института. За период с 1 июля 2002 г. по апрель 2004 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 377 182 юридических лица, что составило 18,6% от общего числа всех зарегистрированных юридических лиц. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за аналогичный период было зарегистрировано 4 481 юридическое лицо, в Омской области - 5410, в Тюменской области -2028. За этот же период количество отказов в государственной регистрации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Тюменской и Омской областях составило 330, то есть 2,7 % от общего числа юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях. Эти цифры показывают значимость регистрации юридических лиц в контексте современной экономической ситуации в России. Таким образом, институт регистрации юридических лиц стал в российском праве важным явлением, требующим научной разработки.
Увеличение нагрузки на судебную систему вызывает необходимость активного поиска путей для ее снижения, развития других форм гражданской юрисдикции, которые осуществляются как в рамках органов исполнительной власти, так и в частно-правовой сфере. В настоящее время значительно расширяется сфера деятельности органов бесспорной юрисдикции создаваемых в рамках системы исполнительной власти. К ней, в частности, может быть отнесена и государственная регистрация юридических лиц. Такая тенденция, в целом, может быть оценена достаточно позитивно, поскольку выводит на более высокий уровень фиксацию прав и фактов бесспорного характера. В связи с этим, рассмотрение проблем государственной регистрации юридических лиц, в том числе и в процедурно-процессуальном аспекте, представляется актуальным. Автором анализируется институт государственной регистрации юридических лиц при их создании. Иные виды государственной регистрации юридических лиц (государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), государственная регистрация юридических лиц в связи с их ликвидацией) остаются вне рамок диссертации, так как представляют собой самостоятельные темы исследования.
Интерес к теме обусловлен необходимостью определения значения, сущности государственной регистрации юридических лиц, роли и места системы государственных органов, на которые действующим законодательством возлагаются функции, права и ответственность в данной области.