ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломной работы. В рамках обеспечения единого образовательного пространства страны актуальной проблемой является обеспечение системного и функционально полного регулирования общественных отношений в сфере образования, в целях реализации конституционного права на образование и соответствующих государственных гарантий, повышения доступности и качества образования, внедрения новых форм, моделей, технологий образовательной деятельности.
Действующим законодательством на федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации в сфере образования возложены полномочия по обеспечению контроля за деятельностью образовательных учреждений, достаточно пристальное внимание проблемам обеспечения права на образования в Российской Федерации уделяют и общественные институты, однако, этого, как показывает практика, оказывается в ряде случаев недостаточно.
В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законодательства в деятельности высших учебных заведений в Российской Федерации.
Практика прокурорской деятельности свидетельствует о продолжающемся росте нарушений образовательного законодательства в Российской Федерации. Если в 2007 г. прокурорами выявлено более 150 тыс. нарушений образовательного законодательства, то в 2010 г. всего выявлено почти 170 тыс. нарушений прав граждан на получение и реализацию образования.
Безусловно, надзор за исполнением законов в сфере образования - важное, многогранное направление деятельности органов прокуратуры, что требует особого подхода к организации деятельности прокурорских работников на данном участке. Значимость исполнения законов в этой сфере обусловлено, в первую очередь, тем, что право на образование закреплено в ряде международных нормативных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст.26), Конвенции ООН о правах ребёнка (ст.28), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13), Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, где закрепляется право каждого человека на получение образования. Аналогичная норма содержится в ст. 43 Конституции РФ.
Таким образом, надлежащее осуществление прокурорского надзора в сфере образовательных отношений имеет международно-правовое и конституционно-правовое значение.
Актуальность настоящей темы исследования подтверждает и тот факт, что законодательство в области образования очень динамичное, относительно недавно (01.09.2013 года) вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) (далее - закон об образовании в РФ). Кроме того, согласно п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, что предопределяет правовое регулирование этой сферы как нормативными правовыми актами федерального, так и регионального уровня.
Теоретическая база дипломного исследования. Исходной теоретической базой дипломной работы послужили научные исследования Алексеева А.И., Ашурбекова Т.А. Батеевой Е.В., Барабановой С.В., Баскова В.И., Белецкого В.М., Берензона А.Д., Березовской С.Г., Бут Н.Д., Верина В.П., Винокурова Ю.Е., Винокурова А.Ю., Викторова И.С., Власова А.А., Волжен Б.В., Булгаковой С.Н., Бессарабовой Т.В., Бессарабова В.Г., Брючко А.М., Бойкова А.Д., Воронова А.А., Власова А.А., Сухарева А.Я., Гайсиной А.В., Граничиной О.А., Глущенко П.П., Гонибесова Д.А., Денисовой Е.Э., Ефремова
A. Ф., Ергашева Е.Р., Ереминой Н.В., Ермакова А.В., Женетль С.З., Журбина Р.В., Казора Н.Ф., Казариной А.Х., Лейфа А.В., Липкиной Е.Д., Лысенкова
B. И., Мадякина Д.А., Минина А.Я., Мельника В.В., Мархгейм М.В., Макеева
Н.Н., Маматова М.В., Никифорова С.В.,Николаева А.В., Назарова С.Н., Стуканова А.П., Сигитовой Н.В., Скоблевой Э.И., Седышева А.Г., Сухочева В.И., Субановой Н.В., Ткачевой Н.А., Тризно И.Н., Устименко И.В., Щербининой И.В.
Нормативно-правовая база дипломной работы. Нормативную базу исследования составили:
- Конституция Российской Федерации;
- международно-правовые акты;
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон «о воинской обязанности и военной службе»;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
- иное федеральное и региональное законодательство.
В исследовании использовались указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты - приказы, указания, информационные письма Генерального прокурора Российской Федерации.
Объект исследования составили объективные процессы и явления, возникающие в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности образовательных организаций, совокупность правоотношений, возникающих в процессе осуществления указанного направления прокурорского надзора, нормативно-правовая база образовательной деятельности и ее применение в прокурорской практике, а также объективные процессы и явления, возникающие в ходе осуществления прокурорского надзора за деятельностью учебных заведений.
Предметом исследования являются вопросы, определяющие основные тенденции развития прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования, проблемы указанного направления прокурорского надзора, устранения и предупреждения правонарушений в сфере образования.
Цель настоящего исследования состоит в выделении основных аспектов прокурорского надзора за исполнением законов в образовательной сфере.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- исследовалось законодательство, регулирующее прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования;
- анализировалась практика прокурорского надзора за исполнением законов сфере образования;
- определялись особенности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования;
- вырабатывались и обосновывались предложения по совершенствованию действующего законодательства, определяющего основы прокурорского надзора за исполнением законов сфере образования.
Сущность, особенности организации и специфика прокурорского надзора в образовательной сфере нуждается в более глубоком изучении и, возможно, в дальнейшем закреплении в российском законодательстве.
Методологической основой исследования выступили диалектический метод как всеобщий метод научного познания правовых явлений и системный подход, который позволил показать комплексность исследования. Нами использованы общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, такие, как исторический, сравнительно-правовой, логико-правовой, статистический, социологический.
Эмпирической базой исследования выступают:
-материалы практики прокурорских проверок (справки, обзоры, докладные записки, акты реагирования и другие материалы, сосредоточенные в Г енеральной прокуратуре РФ и прокуратурах субъектов федерации).
-опубликованные в периодической печати и в Интернете сведения о работе контролирующих органов (в особенности, органов прокуратуры) различных регионов страны.
Работа структурно состоит из введения,двух глав,состоящих из трех параграфов, заключения.