Девиантное поведение в подростковом возрасте является предметом научных дискуссий во многих научных отраслях: педагогике, психологии, социологии, юриспруденции и т.д. В настоящее время данному деструктивному явлению посвящено множество доктринальных разработок.
Н.К. Бакланова, Д.А. Потапов и К.В. Бакланов определяют девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от правовых, моральных, возрастных и других норм и стандартов, принятых обществом . Проанализированные нами литературные источники показывают, что дефиниции различных авторов, раскрывающих сущность девиантного поведения, в целом передают именно такой смысл, какой указан вышеназванными учеными. Например, Н.М. Трофимова утверждает, что девиантное поведение представляет собой отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит .
Девиантное поведение, по мнению Е.В. Васкэ, обусловлено существенными преобразованиями социально-экономического и политического характера отечественного государства. Автор подчеркивает, что подростки, как наиболее уязвимая социальная группа к проявлениям внешнего воздействия, моделируют свое поведение на основе вновь созданных (зачастую искусственно) общественных установок, воспринимая их как нормальные правила поведения .
Мы не можем не согласиться с позицией Е.В. Васкэ, поскольку в современной действительности адаптация общества к рыночным отношениям в социально-экономической сфере закладывает фундаментальные ценности несовершеннолетним, выраженные в том, что критерием успешной жизни выступает количество свободных к распоряжению денег. При этом духовные и культурные приоритеты все больше приобретают в глазах подростков вторичное значение. Однако многие современные подростки не могут выстроить логическую связь между финансовой обеспеченностью и трудом, а потому такие категории как профессионализм, личностный духовный рост, компетентность для современных подростков не являются социально значимыми, что, в конечном счете, может привести к антисоциальному, противоправному поведению.