Глава 1. Субъекты административного права
1.1 Понятие субъектов административного права и их виды
Рассматривая вопрос о субъектах административного права необходимо заметить, что он является одним из значимых, так как субъекты административного права выступают участниками административно-правовых отношений. Они решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координируют распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и так далее.
К традиционному субъекту административного права относят физическое или юридическое лицо (организацию), участвующие соответственно в установленном административном законодательстве в публичном управлении, реализуя функции исполнительной власти.
Субъекты административного права являются одной из составляющей стороны, которая обозначена как публичная управленческая работа, поэтому являются представителями управленческих взаимоотношений. Они наделены правами, которые выступают как законодательные права, обязанности, полномочия, компетенция, ответственность, способность вступать в административно-правовые отношения. За субъектами административного права, во время выполнения ими определенных обязанностей реализуются их права, что происходит в рамках конкретного правоотношения. В связи с этим последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.
Субъект административного права - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу - обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.
Субъекты административного права - реальные участники административно-правовых отношений, - обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.
Субъектам административного права дается возможность реализовать свой правовой статус, соблюдая четыре крупнейшие блоки, возникающие при правоотношениях:
? взаимоотношения, входящие в общую организацию управления, относящиеся к различным отраслям и сферам управления – блок, относящийся к организационно-управленческому праву;
? рамки, использующие управленческие процедуры, подготовку и принятие правовых актов управления, применение других административно-правовых форм и методов – блок, относящийся к управленческому процессу;
? система отношений, связанная с обеспечением судебной зашиты, в которые входят права, свобода, законные интересы физических и юридических лиц – блок, относящийся к административному процессу;
? процесс взаимоотношений, возникающий во время принятия мер, носящих административное принуждение органами, которые относятся к уполномоченным и должностным лицам по отношению к субъекту, нарушающего правовое законодательство - это административное деликатное право.
Диапазон субъектов административного права широк. Лицо, наделенное административной правосубъектностью, имеет право пользоваться административными отношениями.
Правосубъектность складывается из двух составляющих.
1. Правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая законом возможность субъекта вступать в различного рода административные отношения, приобретать права и обязанности в сфере государственного управления.
2. Дееспособности, которая подразумевает способность субъекта своими действия приобретать права, создавать юридические обязанности и нести ответственность за свои действия, т.е. возможность реализовывать свою административную правоспособность.
Для административно-правового регулирования характерно, что у ряда субъектов право- и дееспособность совпадают и возникают одновременно. Так, с момента создания государственного органа и закрепления за ним определенных полномочий он одновременно наделяется право- и дееспособностью. В их компетенции получает выражение административная правоспособность этих органов, а в закрепленных за ними полномочия проявляется их административная дееспособность.
Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента их создания.
Иногда административная право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан.
Административное право характеризуется множеством субъектов, наделенных разнообразным правовым статусом.
Административное право различает следующие виды субъектов:
- индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);
- коллективный субъект (юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);
- специальный субъект.
1.2 Индивидуальные субъекты административного права
Индивидуальный субъект административного права - физическое лицо, которое вступает в административные правоотношения. Индивидуальный субъект обладает рядом специфических черт, которые существенным образом отличают его от субъектов других отраслей права. Определение его правоспособности и дееспособности зависит ровно от того качества в каком он будет принимать участие в административно правовом отношении.
У субъектов административного права, наделенных властными полномочиями дееспособность, как правило, совпадает с общими ее условиями. К таким условиям относится возраст и вменяемость.
Согласно общих условий наступление дееспособности лица начинается с восемнадцатилетнего возраста, исключения составляют определенные случаи, которые однозначно закреплены определенными нормативными и правовыми актами. Эти правила используют при возможном занятии определенных должностей при вхождении во властные государственные структуры. Этим же правилом руководствуются и по отношению психического здоровья лица (его вменяемость), который претендует занять должность во властных структурах государства.
В то же самое время есть необходимость не забывать, что в некоторых административных правоотношениях в качестве субъектов подчинения выступают также физические лица, у которых дееспособность наступает гораздо раньше, чем они достигнут восемнадцатилетнего возраста. Эта данность обусловлена потребностью в управлении таковыми лицами, которые наделяются определенными правовыми статусами. К таким лицам относятся школьники, студенты, больные и так далее. Такие же дела обстоят и при определении вменяемости. Больной человек, состоящий на лечении, в определенных медицинских учреждениях, у которых проблемы с психикой, также являются субъектами административных правоотношений.
Соответственно по дееспособности субъекты АП зависят от роли, которую они занимают в административных отношениях, что и обуславливается в правовом статусе.
Правовое положение, в которое включены права и обязанности одновременно зависят от многих разнообразных обстоятельств, которыми обозначены: пол, возраст, гражданство, место проживания, уровень образования, наличие профессии и тому подобное.
1.3 Коллективные субъекты административного права
В качестве коллективных субъектов административного права выступают различные организации и объединения. В то же время административное право предусматривает для коллективного субъекта не обязательное обладание статуса юридического лица. В виде коллективных субъектов административное право признает участников различных митингов, разного рода демонстраций, пикетирование, забастовку и тому подобное. В качестве субъектов административного права выступают органы исполнительной власти государства и местного самоуправления, предприятия и учреждения, общественные организации и объединения и т.п.
Рассмотрим некоторые виды коллективных субъектов административного права.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г, отказавшись от термина «государственное управление», ввела в оборот новое понятие - «исполнительная власть». Исполнительная власть функционирует не сама по себе, реализуется в деятельности специальных органов, формируемых на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации
Орган исполнительной власти можно определить как самостоятельный структурный элемент государственного механизма, действующий на определенной территории, наделенный властными полномочиями, правовыми, материальными, финансовыми, информационными и иными ресурсами и реализующий задачи и функции исполнительной власти.
В соответствии с федеративным устройством России различаются:
- федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов республиканского значения).