Дизайн-исследование
1.1.История развития и распространения
Дизайн-исследования занимают основную долю процесса в разработке дизайн-проекта. Традиционно он начинается с аналитики, на которой изучаются все аспекты, связанные с удобством реализации функций, обслуживания, хранения, с эргономическими характеристиками, эстетикой, надежностью, безопасностью и так далее. Чтобы продукт использовался без лишних затруднений, дизайнер исследует все возможные взаимодействия пользователя с продуктом.
Большинство дизайнеров даже не осознают, что зачастую занимаются именно исследованиями. Именно исследования подразумевают формулировку проблемы и, при последовательности неких шагов по изучению проблемы, находят наиболее подходящее решение. Каждый из шагов предполагает некое исследование – процесс отбора информации, для решения каждого из этапов процесса создания продукта.
По типу профессии дизайнер всецело владеет обобщающими и аналитическими знаниями. При разработке продукта, он всесторонне анализирует продукт с помощью понимания ситуации на рынке и в бизнесе, выделяя проблемы потребителей, которые пользователь сам не до конца может осознать, приводя продукт к материализации для конкретного производства. Дизайнер способен охватывать и взаимодействовать с междисциплинарными командами и связывать воедино факты, которые наиболее востребованы на рынке, но являются противоречивыми.
История развития дизайн-исследования делится на четыре этапа:
1. Организация первой группы дизайн-исследователей в Королевском Колледже Искусства в Лондоне (1964 год, Брюс Арчер – промышленный дизайнер, первый профессор Design Research).
2. Основание Общества Дизайн-исследований (1966 год, Лондон).
3. Создание отделов дизайн-исследований (1980-е и 1990-е, на кафедрах университетов США).
4. Разработка всеми мировыми университетами новой модели образования дизайн-исследований. На сегодняшний день дизайн-исследования могут носить самостоятельный характер, но в большей степень, опережающих дизайн-проектирование (2000-е).
Еще пару лет назад в странах Европы и США существовало всего несколько вузов, готовящих специалистов в области дизайн-исследований. Однако, сегодня предмет Design research активно вводится в учебные программы как технических университетов, так и высших школ дизайна. В России данные дисциплины пока не освоены и являются такими же экспериментальными, как и в зарубежном образовании.
Целью дисциплины является подготовка специалистов, которые владеют навыками и знаниями в области дизайн-исследований. Теория курса предполагает изучение тенденций, структуры, методов и техник исследований, направлений, целей и задач, методов обработки и обобщение результатов. Практика же направленна на получение навыков исследования, применение методов и техник, опыта толкования полученных данных, формулирование рекомендаций, опыт работы в группе.
Дизайн-исследование – это некая система процедур теории и практик, способствующих приобретению новых знаний о проектируемом объекте для решения ряда задач при производстве, проектирования, использования, утилизации и поддержания жизненного цикла.
Основными направлениями в области исследований являются:
• Изделие
• Потребитель
• Рынок
1.2.Анализ проектной ситуации
Процесс анализа подразделяется на несколько этапов, потому что каждая ситуация имеет характерные особенности, связанные с признаками к конкретной ситуации и определяющими обстоятельствами.
После осмысления ситуации следует определить направления в исследовании. Выбрать наиболее подходящие методы и техники, которые структурируются на целенаправленные мероприятия.
Для сбора данных у потребителей существует ряд правил, помогающих вести процедуру без предвзятостей и собрать максимальное количество информации.
1. Следует отказаться от распределения фактов по важности на имеющие отношение к деятельности и не имеющие.
2. Следует получать факты внимательно, без границ.
3. Когда дело доходит до необычных фактов, то уделить им столько же внимания, сколько и всем явным.
4. Отделить этап сбора информации от этапа изучения, тогда результат будет беспристрастным.
5. Фиксация полученных данных осуществляется путем условных рисунков и схем, которые могут записываться на отдельных карточках.
Специальная технология, разработанная теорией и практикой в дизайне, для поиска решений, ускоряющая процесс – предпроектный анализ. Данная технология имеет характер, действительный для задач разного типа и класса. Суть методики заключается в разбиении процесса исследования на несколько этапов, самостоятельных по целям и результатам всей работы.
1) Ознакомление с ситуацией, касательно объекта, и необходимых ему свойств. На этом этапе проходит изучение аналогов, обзор данных, выяснение положительных и отрицательных качеств, существующих аналогов, формулировка задач.
2) Дизайнер ставит задачу восприятия объекта как проблемы.
3) Сравнение предложений и выбор среди вариантов наиболее эффективного.
После проведения проектного анализа дизайнер собирает результаты полученной информации в схемы, рисунки, инфографику и другое, для наилучшего восприятия (рис.1).
Рис.1. Проектный анализ для линейки приборов нейростимуляции
Результатами проектного анализа могут быть различные данные, будь то ценностные ориентации, себестоимость продукта, регулирование спроса, выявление назначения продукта и так далее (Приложение 1).
1.3.Анализ существующих дизайн-аналогов
Способ сбора информации для анализа аналогов могут осуществляться с помощью журналов, научных статей, учебников, справочников, отчетов, буклетов и интернет-ресурсов.
Рассмотрим несколько популярных на рынке аналогов, которые могут являться прямыми конкурентами для нейростимуляторов и нейро-интерфейсов:
Нейростимулятор Brainstorm (рис.2), разработанный Санкт-Петербургской командой нейробиологой, исследователей и инженеров, которые решили объединить и улучшить когнитивные способности человека без использования каких-либо препаратов. Данный нейростимулятор активирует зоны мозга, которые способствуют увеличению концентрации, реакции и внимания.
Рис.2. Нейростимулятор Brainstorm
Другой пример нейростимулятора Cefaly от бельгийской компании STX-Med (рис.3). Нейростимулирующее утройство, выглядящее как тиара из будущего может стать спасением для людей, страдающих мигренью. Согласно исследованию Американской академии неврологии, ношение данного устройства в течении 20 минут в день улучшает состояние и уменьшает количество мигреней также эффективно, как от лекарства.
Рис.3. Нейростимулятор от мигрени Cefaly
Halo Sport (рис.4). Специальные наушники, повышающие качество тренировок с помощью посылаемых электрических импульсов. Halo sport – специализированный спортивный электронейростимулятор, проигрывающий музыку. Интересное решение для меломанов.
Рис.4. Halo Sport
На выставке IFA 2011 в Берлине китайская компания Haier представила прототип устройства Brain Wave, предназначенного для управления телевизорами силой мысли (рис.5). Данное устройство интересно с функциональной точки зрения и имеет неплохой подход со стороны дизайна.
Рис.5. Brain Wave
Следующее устройство Emotiv EPOC, Имеющее четырнадцать электродов для доступного поребительского нейроинтерфейса на уровне научного прибора (рис.6). По своему дизайну, из-за большого количества электродов, напоминающее паучьи лапки, устройство может негативно сказаться на потенциальных потребителях.
Рис.6. Emotiv EPOC
Рассмотрев существующие на рынке новинки и лидирующие варианты нейроприборов были выявлены достоинства и недостатки каждого из продуктов, ценовой контингент, преимущества дизайна и функциональная составляющая устройств.
1.4.Проектный анализ
После рассмотрения существующих аналогов и проанализировав всевозможные дополнительные функции, было решено поставить и решить ряд определенных задач, а также сформулировать предназначения устройства и определиться с его функционалом.
А также был проведен опрос потребителей относительно разработанных нейростимуляторов.
Результаты опроса показали, что возраст потенциальных потребителей варьируется от 20 до 45 лет. На фоне чего можно составить портрет потребителя.
Большинство отвечавших плохо знакомы с такими устройствами как нейроприборы. Однако, хотели бы его приобрести за невысокую цену.
Относительно представленных концептов потребитель выбрал минималистичный дизайн, с функционалом, вместо дизайна с обилием деталей. Также отметив креативный подход в создании второго концепта и удобство при его использовании. Сочетание материала, формы и цветового решения большинство покупателей предпочло пятый вариант концепта.
Для личного приобретения представленных концептов мнения разделились. Но при небольшой разнице в процентах, в выигрыше оказался второй вариант.
Основанием для покупки продукта для пользователей важны такие критерии как надежность и стабильность продукта, внешний дизайн и многочисленные функции.
Приемлема ценовая категория от 12990 до 30000 рублей.
При разработке нейроприборов стоит обратить внимание на расположение электродов и эргономику объема головы. Визуально продукт не должен отталкивать потребителя от покупки продукта, иметь минималистичный дизайн, без лишних деталей, чтобы избежать случайных поломок во время использования.
Функционал нейростимулятора определяется рядом функции и назначения устройства. Было выбрано разработать нейростимулятор, который необходим для улучшения концентрации и работоспособности студентов и работников компаний.
Самой удачной формой конструкции прибора является такая форма-аналог как наушники или гарнитура, которые максимально повторяют форму головы человека, при этом не соскальзывая при движении головой.
Анализируемые нейроприборы имеют множество альтернатив и конкурентов на рынке. Однако, каждый из продуктов имеет свою индивидуальность как в дизайне, так и в материале, функциях и назначении.
По техническим характеристикам устройство должно соответствовать области его применению, из чего следуют и включенные в него функции. Эксплуатационные характеристики должны соответствовать конструктивным и технологическим решениям.
Результаты и характеристики для разрабатываемых устройств представлены в Приложении 2 и Приложение 3.