1.История возникновения ООО «УПТО-ТГС».
1.1. Трест «Томскгазстрой» . УПТК - структурное подразделение треста «ТГС»
ООО «УПТО-ТГС» одна из самых крупных организаций Томского ре-гиона, осуществляющих комплекс профессиональных услуг по погрузке и раз-грузке, транспортировке нефтегазопромыслового оборудования и строитель-ных материалов.
Производственная база и складские площади ООО «УПТО-ТГС» суще-ствуют в г.Томске с 1975 года. Тогда они были структурным подразделением треста «Томскгазстрой». В 70-90-е годы через базу прошли почти все грузы, кото-рые необходимы были для строительства томского севера, в частности, для горо-да Стрежевого.
Трест «Томскгазстрой» был основан в 1968 году на базе Специализиро-ванного управления № 15 Треста «Мегионгазстрой», входящего в структуру Главка «Главтюменьнефтестрой» Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. В 1992 году Трест «Томскгазстрой» был преобразован в открытое акционерное общество (1992 год АООТ «Томскгаз-строй», 1996 год ОАО «Томскгазстрой»). С первых дней основания трест «ТГС» выполнял сразу две одинаково важные задачи. Во-первых, строитель-ство магистральных и промысловых трубопроводов и обустройство объектов нефтегазодобычи, во-вторых, строительство города Стрежевой.
За короткое время в тресте были созданы три строительных управления - два в Стрежевом и одно в Каргаске. По мере того, как наращивал свои темпы трест, в его составе появлялись новые подразделения: Парабельское, Молча-новское и Томское. И к 1980 году в составе треста уже насчитывалось около 14-ти подразделений: СМУ-1, СУ-3, СУ-4, СУ-5, СУ-6, СУ-17, КМСУ-1, СУ-ОР, УМиА, АТК, Автобаза 6, ХРЭУ, Батуринский ДОК и УПТО. Таким обра-зом, трест втянул в сферу своей деятельности практически весь томский север, а его численный состав всего за несколько лет вырос с трехсот человек до пяти с половиной тысяч.
За период своей деятельности силами ОАО «Томскгазстрой» построе-ны тысячи километров магистральных и промысловых трубопроводов, десят-ки площадочных объектов подготовки и транспорта нефти и газа, обустроены многие нефтяные и газовые месторождения, для таких крупных Заказчиков как: ОАО «Томскнефть» ВНК (ПАО НК «Роснефть»), АО «Центрсибнефте-провод» (ПАО «Транснефть»), ООО «Газпром трансгаз Томск» и ООО «Во-стокгазпром» (ПАО «Газпром»), ПАО АНК «Башнефть».
«Томскгазстрой» принимал активное участие в строительстве городов Стреже-вой и Кедровый, расположенных на территории Томской области, были по-строены – сотни тысяч квадратных метров жилья, административные здания, школы, детские сады, больницы, аэропорт, сети тепло и водоснабжения.
Одной из самых ярких страниц в трудовой деятельности треста «Томскгазстрой» стало строительство самого крупного на тот момент в мире магистрального нефтепровода Александровское - Анжеро-Судженск. Свой участок протяженностью в 300 километров - от Стрежевого до Парабели - трест построил в установленные сроки и с высоким качеством. Кроме того, были возведены насосные станции в Стрежевом, Александровском и Парабели. За успешную сдачу в эксплуатацию этого важнейшего народнохозяйственного объекта страны, управляющий трестом «Томскгазстрой» Геннадий Федорович Муравьев был удостоен высочайшей в стране награды - ордена Ленина.
В 1992 году предприятие трест «Томскгазстрой» акционировалась и в настоящее время ОАО «ТГС» является одним из крупнейших в Западносибир-ском регионе предприятием, специализирующимся на строительстве, рекон-струкции и капитальном ремонте трубопроводов различного назначения; строительстве объектов подготовки и транспорта нефти и газа, обустройстве нефтегазовых месторождений.
1.2. Создание ООО «УПТО-ТГС». Учредители ООО «УПТО-ТГС».
25 апреля 2003 с года с целью дальнейшего развития база УПТО (одно из под-разделений ОАО «ТГС») выделилась из акционерного общества ОАО «ТГС» в самостоятельную, независимую структуру - Общество с ограниченной ответ-ственностью «УПТО-ТГС».
В соответствии с достигнутой договоренностью, на основании Граж-данского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью», граждане Рос-сийской Федерации:
Шамин Иван Петрович, действующий на основании паспорта РФ
Домовников Валерий Георгиевич, действующий на основании паспорта РФ
- именуемые в дальнейшем «Учредители» (Участники) заключили учредительный договор о создании общества и порядке участия учредителей в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «УПТО-ТГС».
Шамин Иван Петрович – генеральный директор ОАО «Томскгазстрой»
Родился в г. Белорецке Башкирской АССР.
Окончил Уфимский нефтяной институт.
В г. Стрежевом работал в тресте «Томскгазстрой» (с 1977 г.) главным инженером управления, затем руководителем предприятия.
С 2000 г. – генеральный директор ОАО «Томскгазстрой».
И.П. Шамин – заслуженный работник Минтопэнерго РФ, Почетный строитель России, Почетный работник ОАО «Газпром».
Награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового ком-плекса Западной Сибири».
Домовников Валерий Георгиевич – директор ООО «УПТО-ТГС»
Родился 27.12.1970 г. в г.Томск
Окончил в 2001 году Томский политехнический университет
Трудовую деятельность начал в 1991 году в Облкоопзаготпром А/О «Томскзаготпром» заготовителем, затем переведен исполняющим обязанности зам. директора, товароведом.
С 1999 г. назначен руководителем Стржевского филиала Томского центра стандартизации, метрологии и сертификации.
С декабря 2000 г. заместитель генерального директора ОАО «Томск-газстрой».
С мая 2003 года по настоящее время директор ООО «УПТО-ТГС».
Награжден знаком «За заслуги перед городом Стрежевым», юби-лейной медалью «400 лет г.Томску», имеет почетные грамоты и благо-дарности Администрации Томской области.
1.3. Уставный капитал общества. Органы управления обществом.
Уставный капитал ООО «УПТО-ТГС» определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов и составляет 100 000 (сто тысяч) рублей. Доли участников в уставном капитале Общества определяются в следующих размерах:
Таблица 1. Распределение уставного капитала по учредителям.
Учредители (участники) Размер доли в уставном капитале, % Номиналь-ная стои-мость доли, руб.
Гражданин РФ Шамин Иван Петрович 60 60 000
Гражданин РФ Домовников Валерий Георгиевич 40 40 000
Общество является коммерческой организацией, главной целью кото-рого является максимальное извлечение прибыли и достижение положитель-ных финансовых результатов.
Основным видом деятельности Общества является – оказание транс-портных услуг, в частности деятельность автомобильного грузового транспор-та и внутреннего водного грузового транспорта.
Вспомогательными видами деятельности являются: организация пере-возок грузов, хранение и складирование грузов, вспомогательная деятельность на железнодорожном транспорте.
Общество вправе заниматься любой не запрещенной хозяйственной и производственной деятельностью. Виды деятельности, подлежащие лицензи-рованию или требующие специальных разрешений, осуществляются Обще-ством только после получения таких лицензий и разрешений.
Общество вправе раз в полгода или раз в год принимать решение о рас-пределении своей чистой прибыли между участниками Общества. Решение об определении части прибыли Общества, распределяемой между участниками Общества, принимается общим собранием участников общества.
Часть прибыли, предназначенной для распределения между участника-ми, распределятся пропорционально их долям в уставном капитале Общества.
Органами управления Общества являются общее собрание участников Общества и Директор. Высшим органом управления является общее собрание участников. Общее собрание состоит из участников или назначенных ими представителей. Все участники имеют право присутствовать на собрании, при-нимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при приня-тии решений. Каждый участник имеет на общем собрании число голосов, про-порциональное его доле в уставном капитале Общества.
Единоличным исполнительным органом Общества является Директор, избираемый общим собранием участников Общества из числа участников Об-щества сроком не более 5 лет.
Директор подотчетен общему собранию участников Общества. Компе-тенция директора определяется ГК РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной от-ветственностью» Уставом Общества.
С момента создания организации в 2003 году ООО «УПТО-ТГС» ди-ректором является Домовников Валерий Георгиевич.
1.4. Реквизиты ООО «УПТО-ТГС».
Согласно Единого Государственного Реестра Юридических лиц РФ внесены сведения об организации ООО «УПТО-ТГС»
Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «УПТО-ТГС»
Сокращенное наименование: ООО «УПТО-ТГС»
Дата внесения в ЕГРЮЛ: 25.04.2003 года
ОГРН 1037000122070
ИНН 7017071490 КПП 701701001
Наименование регистрирующего органа: Межрайонная инспекция Фе-деральной налоговой службы №7 по Томской области
Дата постановки на учет: 30.04.2003 г.
Юридический и почтовый адрес: 634024 г. Томск ул. Причальная д.10
1.5. Коды ОК ТЭИ
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) - 69401000000 (Томск)
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) -4210014 (Организации, учрежденные юридическими лицами или гражданами)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образова-ний (ОКТМО) – 69701000001 (Томск)
Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) - 16 (частная)
Общероссийский классификатор организационно правовых форм (ОКОПФ) - 12300 (Общества с ограниченной ответственностью)
Основной вид деятельности (согласно Общероссийскому классифика-тору видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-20144 КДЕС.Ред.2):
49.41.1 Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами
Дополнительные виды деятельности (согласно Общероссийскому клас-сификатору видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-20144 КДЕС.Ред.2):
52.21.1 Деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом
50.40 Деятельность внутреннего водного транспорта
52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками
46.73 Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием
47.30 Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах
46.71 Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами
52.10.4 Хранение и складирование прочих грузов
ООО «УПТО-ТГС» имеет лицензию № ПРД 7006259 от 13.12.2012 г. на Погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
2. Организационная и производственная структура ООО «УПТО-ТГС».
2.1.Характеристика предприятия.
Предприятие обладает автотранспортной базой, речным флотом, огромными открытыми и закрытыми складскими площадями, погрузо-разгрузочной площадкой на железнодорожной ветке.
Сегодня компания занимает обширную территорию в 107 тысяч квад-ратных метров с выходом на федеральную трассу и дорогу на север Томской области. Удобство географического положения дополняются ещё и собствен-ной причальной стенкой на реке Томи. Береговая полоса дает прекрасные воз-можности для перевалки грузов, оборудованы две площадки для сыпучих гру-зов. Есть возможность для получения и отправки контейнеров различной гру-зоподъемности. Для хранения грузов предприятие располагает складскими помещениями общей площадью более 2500 квадратных метро. Все они обору-дованы электрическим автономным отоплением.
Открытые площадки для хранения ТМЦ общей площадью 90 тысяч квадратных метров, из которых забетонировано и заасфальтировано более 50 тысяч «квадратов». Названные площадки приспособлены для погрузочно-разгрузочных работ с привлечением кранов и погрузчиков.
Особо важным звеном предприятие является крановое хозяйство, кото-рые насчитывает более 12 единиц – от погрузчиков различной системы и направленности до 40 тонного КАТО, уникального для Томска, как по своей весовой категории, так и по высоте подъёма груза.
С такими мощностями предприятие способно перерабатывать в сутки и отправлять на хранение до 40 вагонов грузов.
Основную часть перевозок компании занимают автомобильные пере-возки. Зимой, когда идёт центрозавоз, в сутки отправляются с базы по 100 -120 машин, или по 2000 тонн грузов. Отправляются трубы, железобетон дру-гие товароматериальные ценности на Шингинское, Ураманское, Арчинское, Лугинецкое, Западно-Крапивинское и ещё ряд месторождений, куда никак иначе не забросить габаритные и тяжёлые строительные материальны и комплектующие. Именно автотранспортом практически круглогодично, за исключением периодов, когда падает и становится зимник, обеспечиваются поставки грузов в труднодо-ступные районы томского севера. По этой причине компания уделяется особое внимание развитию своего автотранспортного цеха. Сегодня он насчитывает более 80 единиц. С таким парком техники предприятие стало одним из самых крупных томских перевозчиков.
2.2. Структурные участки ООО «УПТО-ТГС».
ООО «УПТО-ТГС» имеет структурные участки, каждый из которых оказывает определенные виды услуг:
Участок перегрузочного комплекса (ПРР) – оказание погрузо-разгрузочных работ с автотранспорта, на железнодорожном тупике, на откры-тых площадках и в складских помещениях. Осуществляет погрузо-разгрузочные работы, используя крановую технику, погрузчики. Оказывает погрузо-разгрузочные работы вручную в складских помещениях.
Участок главного механика (ОГМ) – оказание услуг по перевозке гру-зов автотранспортом, оказание услуг спецтехникой – бульдозеры, коматцу, тралы, бензовозы, самосвалы.
Участок службы перевозок и движения флота (СПиДФ) – оказание услуг по перевозке грузов речным водным транспортом, погрузо-разгрузочные работы плавкраном.
Участок отдела охраны – услуги по охране территории базы ООО «УПТО-ТГС», складов и открытых площадок.
Согласно, утвержденного штатного расписания, в состав структуры предприятия входят – 186 единиц:
• Участок перегрузочного комплекса - 39 единиц,
• Участок главного механика - 50 единиц,
• Участок отдела охраны - 4 единицы,
• Участок службы перевозок и движения флота - 42 единиц,
• Технические исполнители - 10 единиц,
• ИТР - 41 единица
.
Рисунок 1. Структура предприятия по участкам.
Рисунок 2. Организационная структура ООО «УПТО-ТГС».
3. Доходы предприятия по видам деятельности.
Предприятие ведет деятельность по приемке, хранению, перевозке гру-зов на нефтяные и газовые месторождения Томской области. Имея значитель-ный опыт и знания в сфере оказания экспедиционных услуг, Общество облада-ет отработанной годами и проверенной временем системой производства, вы-соким кадровым потенциалом и прочими ресурсами необходимыми для вы-полнения сложных и важных задач, стоящих перед субъектами хозяйственной деятельности занятых в добыче углеродосодержащего сырья (нефти, газа).
Основной деятельностью общества является деятельность автомобиль-ного грузового специализированного транспорта по перевозке грузов на ме-сторождения по зимним дорогам и ледовым переправам (ОКВЭД 60.24.1). Предприятие имеет возможность перевозить тяжеловесные и крупногабарит-ные груза в большом объеме на дальние расстояния, как по Томской области, так и по России.
ООО «УПТО-ТГС» осуществляет перевозки грузов внутренним вод-ным транспортом (ОКВЭД 61.20.2) по бассейнам больших и малых рек Том-ской области, ведет вспомогательную деятельность железнодорожного транс-порта по подаче и уборке вагонов на свой железнодорожный тупик (ОКВЭД 63.21.1.), обеспечивает хранение и складирование прочих грузов на открытых площадках и в складских помещениях (ОКВЭД 63.12.4), осуществляет опто-вую и торговлю топливом (ОКВЭД 51.51), лесоматериалами, строительными материалами (ОКВЭД 51.53).
Доход от обычных видов деятельности ООО «УПТО-ТГС» - это вы-ручка от оказания работ, услуг и продажи товаров.
Выручка по видам деятельности предприятия за 2016 год распределя-ется следующим образом:
Таблица 2. Выручка по видам деятельности.
№ п/п Наименование Сумма, тыс. руб. без НДС (18%) %
1 Деятельность автомобильного гру-зового специализированного транспорта (Автоуслуги)
21 108
19
2 Деятельность внутреннего водного грузового транспорта 52 080 46
3 Прочее вспомогательная деятель-ность Ж/Д транспорта 7 497 7
4 Хранение складирование прочих грузов 11 173 10
5 Оптовая торговля строительными материалами 20 416 18
Итого 112 274 100
Рисунок 3. Выручка по видам деятельности.
Около 50 процентов выручки предприятия составляют деятельность внутреннего водного транспорта. Это является особенностью предприятия – сезонность оказания услуг. Речные перевозки осуществляют транспортировку грузов судами по водным путям – рекам. Важнейшим преимуществом здесь выступает низкая себестоимость таких перевозок, что способствует повышен-ной популярности речных перевозок, даже, несмотря на их сезонность, а также низкую скорость.
Речные перевозки грузов выгодно применять для больших партий гру-зов. Это может быть гравий, щебень, песок, пиломатериалы и другие. Такие перевозки идеальны для транспортировки больших и тяжеловесных грузов, которые из-за своих габаритов и веса не могут быть транспортированы с по-мощью обычного транспорта – автомобильного, авиа, железнодорожного. Ес-ли груз необходимо доставить в труднодоступные места (перевозки в районы крайнего севере), то речной транспорт является единственным способом до-ставки.
Существенным минусом речных перевозок является только сезонность перевозок, так как на различных водных бассейнах дата открытия навигации может отличаться из-за географического положения. В данной сложившейся ситуации ООО «УПТО-ТГС» применяет целый комплекс логистических услуг для получения выручки предприятия: в зимний период – перевозка грузов ав-тотранспортом по зимним дорогам и ледовым переправам на месторождения Томской области, а в навигацию – перевозка грузов внутренним водным транспортом. Заключая договора на оказание услуг или участвуя в тендерах ООО «УПТО-ТГС» использует это свое преимущество, предлагая заказчикам весь комплекс логистических услуг по перевалке грузов круглогодично.
4. Деятельность ООО «УПТО-ТГС» - оказание логистических услуг.
4.1 Маркетинг услуг.
Услуга - это любая деятельность или благо, которую одна сторона мо-жет предложить другой. Услуга по сути своей является неосязаемой и не при-водит к передаче собственности. Погрузо-разгрузочные работы, хранение, пе-ревозка грузов, складирование, использование услуг железнодорожного тупи-ка и т.д. все эти ежедневные операции связаны с приобретением услуги.
Маркетинг услуг – это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов.
Маркетинг услуг специфичен настолько, насколько услуги отличаются от материально - вещественных продуктов, а рынок товаров - от рынка услуг.
Характерными признаками маркетинга услуг являются следующие:
1. многие виды услуг неотделимы от того, кто их предоставляет. Поэтому контакт с заказчиками часто рассматривается как неотъемлемая часть предоставления услуги;
2. в маркетинге услуг в предложении превалируют услуги, а товары дополняют его;
3. чем менее осязаемы услуги, тем менее маркетинг услуг напоминает маркетинг товаров;
4. нередко трудоемкость услуг становится важнейшим фактором при выборе форм оказания услуг. Как правило, чем выше трудоемкость услуг, тем больше склонность потребителей к самообслуживанию;
5. чем теснее контакты с заказчиками услуг, тем выше значение социальной компоненты маркетинга услуг.
Поэтому среди пяти основных концепций маркетинга (производствен-ной, товарной, сбытовой, маркетинговой и социальной) в сфере услуг должна доминировать концепция социального маркетинга: «она утверждает, что пред-приятие должно предопределять нужды, желания и интересы, своего целевого рынка и удовлетворять их более эффективно, чем конкуренты, причем так, чтобы поддерживать или повышать уровень благосостояния потребителей и общества в целом»
Основными целями маркетинга услуг являются:
1. постоянное расширение ассортимента услуг, что позволяет повышать рыночную власть производителя услуг;
2. непрерывное повышение качества обслуживания, что способствует росту конкурентоспособности фирмы;
3. обеспечение устойчивой тенденции роста рентабельности производства услуг, что делает экономически выгодным данный вид предпринимательской деятельности.
Важнейшими принципами маркетинга услуг являются:
1. комплексный подход к решению маркетинговых проблем. При этом катего-рия «комплексный» включает разработку комплекса маркетинга услуг, комплексное обслуживание заказчиков, комплексное решение маркетинго-вых проблем, стоящих перед производителем услуг;
2. концентрация усилий на решение узловых маркетинговых проблем, вклю-чая концентрацию ресурсов на реализацию стратегии и тактики маркетинга услуг;
3. специализация и кооперация в обслуживании клиентов, что позволяет заво-евывать и удерживать рынки на основе активного использования конку-рентных преимуществ в сфере услуг.
Задачи маркетинга услуг
1. повышение надежности услуг, оказываемых потребителям, по времени, месту, качеству, цене и другим, наиболее существенным для потребителей свойствам услуг;
2. рост конкурентоспособности предприятия - производителя услуг -на основе последовательного воплощения в жизнь планов маркетинга услуг;
3. безопасность обслуживания клиентов, что предполагает обеспечение не только физической безопасности в процессе удовлетворения спроса на услуги, но и безопасность экономическую, социальную, экологическую, морально-этическую и пр.
Формально функции маркетинга товаров и маркетинга услуг совпада-ют, т.е. они включают маркетинговые исследования рынка, маркетинговое планирование и организацию маркетинга, в том числе маркетинговый контроль и аудит. Отличия обнаруживаются при содержательном наполнении каждой из перечисленных функций, ибо услуга как предмет маркетинговых усилий до-статочно специфична, что хорошо видно из общей модели процесса маркетин-га услуг.
4.2. Номенклатура и ассортимент оказания услуг.
Номенклатура - это совокупность производимых или реализуемых фирмой товаров и услуг на предприятии. Вся номенклатура делится на от-дельные группы, включающие товары, услуги, сходные по своим потребитель-ским свойствам и характеристикам. Их принято называть ассортиментными группами.
Ассортимент - состав однородной продукции по видам, сортам и мар-кам. Различают ассортимент услуг, ассортимент продукции и торговый ассор-тимент.
Ассортимент услуг - набор услуг, предлагаемых потребителям. По сте-пени детализации ассортимент услуг подразделяется на три основных вида: групповой, видовой и внутривидовой.
Формирование ассортимента на услуги - это сложный и непрерыв¬ный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетво-рении потребностей заказчиков. Кроме того, правильно сформированный ас-сортимент на услуги позволяет обеспечить прибыльную работу предприятия.
Разрабатывая прайс- лист по оказанию услуг ООО «УПТО-ТГС» стави-ло перед собой задачи ассортиментной политики:
1. Удовлетворение запросов заказчиков;
2. Оптимальное использование технологических знаний и опыта;
3. Оптимизация финансовых результатов;
4. Завоевание новых заказчиков
Анализируя прайс-лист по оказанию услуг можно выделить несколько видов номенклатуры услуг ООО «УПТО-ТГС»:
1. Услуги железнодорожного тупика : подача и уборка ж/д вагонов; использование ж/д пути ООО « ТОПРР»; использование ж/д пути ООО «УПТО-ТГС»; получение или отправка контейнеров; предварительный расчет провозной платы за 1 вагон; слежение за вагоном,контейнером; очиства вагона от мусора; использование ж/д рампы для выгрузки с платформы авто-и спецтехники; оформление при получении/отправке ж/д вагонов, контейнеров.
2. Погрузо-разгрузочные работы: погрузо-разгрузочные работы (1 тн); погрузо-разгрузочныеработы, выполненные вручну., погрузо-разгрузочные работы опасных грузов; услуги экспедитора; перевозка груза по территории базы.
3. Усолуги по хранению: Хранение на открытой площадке; хранение в отапливаемом складском помещении; хранение в складском помещении; хранение на ж/д рампе,
4. Услуги автотранспорта и спецтехники: автокраны, тралы, полуприцепы, погрузчики, экскаваторы, бульдозеры;
5. Услуги речного флота: использование причальной стенки, услуги плавкрана, услуги с использованием буксиров-толкачей (теплоход+баржи) .
ООО «УПТО-ТГС» используя многолетний сложившейся опыт по вы-полнению экспедиционных услуг сформировало определенную номенклатуру на свои услуги, которая отражена в прайс-листах в разнообразном ассортимен-те услуг. Заключая договоры, заказчик имеет возможность выбрать тот вид услуги, который ему необходим, с расценкой по каждому виду услуги (по ас-сортименту), либо выбрать комплекс логистических услуг, сложив определен-ный ассортимент услуг и получив общую цену за весь комплекс выбранных услуг. Как показала практика- это очень удобно заказчикам, т.к можно вывести стоимость доставки товара до места с формированием цены за одну тонну.