1. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ УНИЧТОЖЕНИЯ
Согласно ст. 2 п. 34 Таможенного кодекса Евразийского экономическо-го союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийско-го экономического союза) (далее – ТК ЕАЭС), таможенная процедура представляет собой совокупность норм, определяющих для целей тамо-женного регулирования условия и порядок использования товаров на та-моженной территории Союза или за ее пределами. Выбор таможенной процедуры предполагает использование товаров на таможенной террито-рии или за ее пределами.
Одним из видов таможенной процедуры является таможенная проце-дура уничтожения. Существует определенный порядок и условия, при ко-торых товары помещаются под таможенную процедуру при пересечении таможенной границы.
Таможенная процедура уничтожения представлена в главе 34 ТК ЕАЭС. В практике внешнеторговой деятельности таможенная процедура уничтожения наиболее часто применяется в случае, если товар, переме-щенный через таможенную границу ЕАЭС, в период своей транспорти-ровки частично или полностью потерял потребительские качества. И как следствие, такая внеплановая ситуация связана с необходимостью заявле-ния таможенной процедуры уничтожения.
Ст. 248 ТК ЕАЭС определяет содержание и применение таможенной процедуры уничтожения. Так, данная таможенная процедура, применяется в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары уничтожаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специ-альных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под такую таможенную процедуру. Под уни-чтожением понимается приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью уничтожаются либо утрачивают свои потреби-тельские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первона-чальном состоянии экономически выгодным способом.
Так же, содержание и применение таможенной процедуры уничтоже-ния, условия помещения товаров под таможенную процедуру, уничтоже-ние товаров представлены в главе 31 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О таможенном регулировании в Россий-ской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные ак-ты Российской Федерации» .
Иностранные товары, в отношении которых может быть заявлена та-моженная процедура уничтожения, могут быть ввезены в различное вре-мя:
1) это могут быть товары, которые были ввезены на таможенную тер-риторию ЕАЭС и еще не были помещены под какую-либо таможенную процедуру (такие товары могут находиться на складе временного хране-ния или ином месте хранения иностранных товаров);
2) это могут быть иностранные товары, которые были ввезены ранее и помещены под таможенную процедуру, в соответствии с которой статус товаров не изменяется, так как товары находятся под таможенным контро-лем таможенных органов стран-участниц ЕАЭС.
Таким образом, товары, помещаемые под таможенную процедуру уни-чтожения, – это иностранные товары, как ввозимые на таможенную терри-торию ЕАЭС, так и ввезенные ранее на такую территорию. Исходя из это-го, под таможенную процедуру уничтожения могут быть помещены това-ры, ранее помещенные под такие процедуры как: временный ввоз (допуск), таможенный склад, беспошлинная торговля, переработка на таможенной территории, таможенный транзит, свободная таможенная зона.
Данные таможенные процедуры имеют общую особенность: товары, помещенные под указанные процедуры, находятся под таможенным кон-тролем и по своему статусу являются иностранными товарами.
Таможенная процедура уничтожения не применяется в отношении та-ких товаров как:
1) культурные, археологические, исторические ценности;
2) животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответ-ствии с законодательством государств-членов и (или) международными договорами, их части и дериваты, за исключением случаев, когда требует-ся их уничтожение в целях пресечения эпидемий, эпизоотий и распростра-нения карантинных объектов;
3) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета зало-га, до прекращения отношений залога;
4) изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законода-тельством государств-членов.
Комиссия вправе определять перечень иных товаров, в отношении ко-торых не применяется таможенная процедура уничтожения.
Таможенная процедура уничтожения не применяется, если уничтоже-ние товаров:
1) может причинить вред окружающей среде или представляет опас-ность для жизни и здоровья людей;
2) производится путем потребления товаров в соответствии с их обыч-ным предназначением;
3) может повлечь расходы для государственных органов государств-членов.