ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие социальной системы. Структура и типология общества
Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это вза-имодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентирован-ных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складыва-ющихся в процессе их совместной деятельности.
Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной си-стеме элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.
Система – это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
Таким образом, социальная система – это целостное образование, основны-ми элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизво-дятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. [1]
Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстан-ция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё.
Таким образом, общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объедине-ние людей становится обществом?
Признаки общества как социальной системы таковы:
1) Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).
2) Браки заключаются (преимущественно) между представителями данно-го объединения.
3) Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
4) Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5) У него есть собственное название и своя история.
6) Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).
7) Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
8) Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, за-конов, правил, нравов), которую называют культурой.
Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия – страна, государство, общество.
Страна – это часть света или территории, которая имеет определённые гра-ницы и пользуется государственным суверенитетом.
Государство – политическая организация данной страны, включающая опре-делённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
Общество – социальная организация данной страны, основой которой явля-ется социальная структура. [4]
Каковы же основные элементы структуры общества?
Прежде всего общество можно представить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, нацио-нальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является домини-рующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделённость от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер.
Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из кото-рых являются классы, слои и группы.
Идея разделения общества на классы принадлежит французским общество-ведам ХVIII–ХIХ вв., но наибольшее внимание анализу классового деления обще-ства уделяли К. Маркс и М. Вебер. Они заложили традицию определения классов в экономических понятиях. М. Вебер, например, делил население на классы в соот-ветствии с неравными жизненными шансами. А классическое марксистское опре-деление классов было дано В.И. Лениным: “Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе обще-ственного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”. Альтернативную традицию, согласно которой класс не представляет собой исключительно экономическое яв-ление, развивают некоторые американские социологи. В частности, независимыми факторами класса называются социальный статус и престиж.
Понятие социального слоя было введено в науку первоначально как альтер-натива марксистской трактовке классов и имело больше идеологический (направ-лено против теории классовой борьбы), чем научно разработанный характер. Од-нако в настоящее время рассмотрение общества с точки зрения его деления на слои стало важным предметом исследования социологии.
Сейчас можно говорить о том, что понятие социального слоя значительно дополняет классовую модель социальной структуры. Действительно, социальный класс нельзя рассматривать как однородную социальную общность. Выделив в каждом классе несколько слоёв, можно отразить объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.
Социальная группа – это наиболее общее и специальное понятие социоло-гии, означающее определённую совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями. [3]
Социальные группы можно делить в зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делят на малые, средние и большие.
Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учи-тывать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как относительно самостоятельные “действующие лица”. Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты (о них – второй вопрос).
Субъекты социальной системы вступают между собой в различного рода со-циальные отношения. Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности и её результат. Таким образом, действие ин-дивида или группы получает статус социального только в том случае, если оно осмыслено и социально ориентировано на других людей.
Наиболее общее деление социальных отношений на виды традиционно включает в себя экономику, политику, идеологию.
При научном анализе социальной системы конкретного общества необходи-мо учитывать её социально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные, социально-профессиональные и социокультурные характери-стики.[1]
Всё мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов обществ, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии [2]:
• по наличию письменности – дописьменные и письменные;
• по числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) – простые и сложные;
• по способу производства, т.е. способу добывания средств существования, – охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; ин-дустриальное; постиндустриальное;
• по способу производства и форме собственности (К. Маркс и его учение об общественно-экономической формации) – первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в своего рода синтезированную модель. Её автором считают американского социолога Да-ниела Белла (р. 1919).
Он разделил всемирную историю на три стадии – доиндустриальную, инду-стриальную и постиндустриальную. Доиндустриальное общество ещё называют традиционным. Здесь определяющим фактором выступает сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе, в постиндустриальном – тео-ретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточе-ния.
Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровожда-ется превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую (превос-ходство сферы услуг над сферой производства). Изменяется социальная структура – классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как кри-терий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уро-вень образования и знания.
1.2. Социальные институты и их роль в жизни общества.
Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельно-сти людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мо-раль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной по-требностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отно-шений и социальной деятельности.
Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.
Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией соци-альной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеоло-гическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:
• регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);
• воспитания, образования, обучения, производства;
• обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);
• регулирующие деятельность в сфере культуры.
По характеру организации различают формальные и неформальные институ-ты.
Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.
Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установле-ны и не зафиксированы в виде устава.
Из каких элементов состоит социальный институт?
Каждый институт включает в себя:
- определённую сферу деятельности;
- группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных обществен-ных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
- организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);
- материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), не-обходимые для решения поставленных задач.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами [2]: