Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, СОЦИОЛОГИЯ

Тенденции развития социальной системы

вторушин_н 230 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 23 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.12.2022
Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимо-связанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Еще древнегреческие фи-лософы обратили внимание на то, что целое “больше суммы входящих в него ча-стей”. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые ме-ханически не сводимы к сумме его элементов. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные со-общности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного ин-дивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В ре-зультате данная общность становится системой, целостностью с качествами, кото-рых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных соци-альных систем, в основе которых в конечном счете лежит материальное производ-ство, но которые не сводимы к нему одному. Структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изме-нение структуры определяются не законом, стоящим как бы “вне ее”, а носит ха-рактер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие элементов внутри структуры.
Введение

Все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, облада-ющие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социаль-ной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятель-ность которых обуславливается определенным социальным статусом, которые они выполняют, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, соци-альными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также инди-видуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.). Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый ас-пект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй - как иерархия соци-альных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание пове-дения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной организации, второй - с понятием социальной организации, третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое един-ство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры. Обычно под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т.п. Общество как естественноисторическая целостная система представляет со-бой органическое единство четырех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая - функцию материального про-изводства, социальная - социализации, политическая - социального управления, идеологическая - духовного производства. Каждая общественная система (обще-ственная формация) отличается от предшествующей характером своих систем об-разующих элементов и способом их связи между собой. Социальная система представляет собой явление или процесс, состоящие из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Под социальной структурой обычно понимаются устойчивая связь элементов в социальной системе.
Содержание

Введение……………………………………………………………..……..3 Глава 1. Общая характеристика социальной системы…………………..5 1.1. Понятие социальной системы. Структура и типология общества…5 1.2. Социальные институты и их роль в жизни общества……………..10 Глава 2. Тенденции развития социальной системы……………………14 2.1. Функциональный аспект развития социальной системы…………14 2.2. Проблемы развития социальных систем…………………………..17 Заключение……………………………………………………………….22 Литература………………………………………………………………..24
Список литературы

1. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.– 271 с. 2. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998 357 с. 3. Андрей Ермолаев Выборочный метод в социологии Методическое по-собие Москва 2000. - 25 с. 4. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатерин-бург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. — 169 с. 5. Основы социологии: Курс лекций /Под ред. Эфендиева В. - М.: Знание, 1993. 6. Отношение к кетчупу — это посерьезнее, чем классовая борьба //“Московские Новости” 4-11 сентября 1994 г. 7. Смелзер Н. Социология - М.: Феникс, 1994. 8. Социология /Под ред. Осипова М. - М.: Мысль, 1990. 9. С.П.Капица, С.П.Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, "Синергетика и прогно-зы будущего", М, 2001.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 1.1. Понятие социальной системы. Структура и типология общества Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это вза-имодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентирован-ных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складыва-ющихся в процессе их совместной деятельности. Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной си-стеме элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Система – это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Таким образом, социальная система – это целостное образование, основны-ми элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизво-дятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. [1] Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстан-ция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё. Таким образом, общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объедине-ние людей становится обществом? Признаки общества как социальной системы таковы: 1) Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества). 2) Браки заключаются (преимущественно) между представителями данно-го объединения. 3) Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями. 4) Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной. 5) У него есть собственное название и своя история. 6) Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом). 7) Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида. 8) Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, за-конов, правил, нравов), которую называют культурой. Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия – страна, государство, общество. Страна – это часть света или территории, которая имеет определённые гра-ницы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая опре-делённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). Общество – социальная организация данной страны, основой которой явля-ется социальная структура. [4] Каковы же основные элементы структуры общества? Прежде всего общество можно представить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, нацио-нальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является домини-рующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделённость от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер. Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из кото-рых являются классы, слои и группы. Идея разделения общества на классы принадлежит французским общество-ведам ХVIII–ХIХ вв., но наибольшее внимание анализу классового деления обще-ства уделяли К. Маркс и М. Вебер. Они заложили традицию определения классов в экономических понятиях. М. Вебер, например, делил население на классы в соот-ветствии с неравными жизненными шансами. А классическое марксистское опре-деление классов было дано В.И. Лениным: “Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе обще-ственного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”. Альтернативную традицию, согласно которой класс не представляет собой исключительно экономическое яв-ление, развивают некоторые американские социологи. В частности, независимыми факторами класса называются социальный статус и престиж. Понятие социального слоя было введено в науку первоначально как альтер-натива марксистской трактовке классов и имело больше идеологический (направ-лено против теории классовой борьбы), чем научно разработанный характер. Од-нако в настоящее время рассмотрение общества с точки зрения его деления на слои стало важным предметом исследования социологии. Сейчас можно говорить о том, что понятие социального слоя значительно дополняет классовую модель социальной структуры. Действительно, социальный класс нельзя рассматривать как однородную социальную общность. Выделив в каждом классе несколько слоёв, можно отразить объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса. Социальная группа – это наиболее общее и специальное понятие социоло-гии, означающее определённую совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями. [3] Социальные группы можно делить в зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делят на малые, средние и большие. Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учи-тывать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как относительно самостоятельные “действующие лица”. Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты (о них – второй вопрос). Субъекты социальной системы вступают между собой в различного рода со-циальные отношения. Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности и её результат. Таким образом, действие ин-дивида или группы получает статус социального только в том случае, если оно осмыслено и социально ориентировано на других людей. Наиболее общее деление социальных отношений на виды традиционно включает в себя экономику, политику, идеологию. При научном анализе социальной системы конкретного общества необходи-мо учитывать её социально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные, социально-профессиональные и социокультурные характери-стики.[1] Всё мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов обществ, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии [2]: • по наличию письменности – дописьменные и письменные; • по числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) – простые и сложные; • по способу производства, т.е. способу добывания средств существования, – охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; ин-дустриальное; постиндустриальное; • по способу производства и форме собственности (К. Маркс и его учение об общественно-экономической формации) – первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое. Современная социология использует все типологии, объединяя их в своего рода синтезированную модель. Её автором считают американского социолога Да-ниела Белла (р. 1919). Он разделил всемирную историю на три стадии – доиндустриальную, инду-стриальную и постиндустриальную. Доиндустриальное общество ещё называют традиционным. Здесь определяющим фактором выступает сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе, в постиндустриальном – тео-ретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточе-ния. Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровожда-ется превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую (превос-ходство сферы услуг над сферой производства). Изменяется социальная структура – классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как кри-терий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уро-вень образования и знания. 1.2. Социальные институты и их роль в жизни общества. Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельно-сти людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мо-раль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной по-требностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отно-шений и социальной деятельности. Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией соци-альной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеоло-гическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы: • регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.); • воспитания, образования, обучения, производства; • обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика); • регулирующие деятельность в сфере культуры. По характеру организации различают формальные и неформальные институ-ты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе. Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установле-ны и не зафиксированы в виде устава. Из каких элементов состоит социальный институт? Каждый институт включает в себя: - определённую сферу деятельности; - группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных обществен-ных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей; - организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент); - материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), не-обходимые для решения поставленных задач. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами [2]:
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg