Теоретические основы разработки бизнес-плана
1.1. Сущность бизнес-плана, цели и задачи его разработки
Бизнес-план – это документ, который содержит систему увязанных во времени и пространстве и согласованных с целями и ресурсами мероприятий и действий, направленных на получение максимальной прибыли в результате реализации предпринимательского проекта. Хозяйственная деятельность в ры-ночной экономике подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и соци-ально-экономических планов на украинских предприятиях. Некоторые ученые и практики отождествляют их и трактуют все планы, которые составляют пла-ново-экономические службы предприятий, бизнес-планы. Однако между этими видами планов имеются существенные различия, обусловленные наличием у каждого из них своего предмета и места в области планирования внутри пред-приятия .
Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрихозяйственного корпоративного планирования, объединяет не весь комплекс целей предприя-тия, а только одну, которая определяет содержание предпринимательского проекта. Бизнес-план ориентируется преимущественно на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может предусматривать различные виды текущей и перспективной деятельности.
Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные конкретными сроками их выполнения, по истечении которых работа над этим бизнес-проектом завершается. Внутрихозяйственное планиро-вание осуществляется непрерывно на всех уровнях управления предприятием. После выполнения годового плана предприятие по соответствующей коррек-тировки переходит к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план дол-жен не только четко определенные сроки, но и узкие пространственные грани-цы, тогда как любой внутрипроизводственный план таких четких ограничений не имеет.
В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в разработке на предприятии инновационного (инвестиционного) проекта и получении на его выполнение необходимых производственных ресурсов и, прежде всего, денеж-ных средств. Поиск надежных инвесторов требует тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрихозяйствен-ные планы необходимы предприятию для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужнее для внешних инвесторов и кредиторов.
В-четвертых, бизнес-планы разрабатывают непосредственно под руко-водством и при непосредственном участии руководителя предприятия. Внут-рихозяйственным планированием, как правило, занимается планово-экономическая служба предприятия. Личное участие каждого руководителя в разработке бизнес-плана нового проекта способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем лучшую организацию выполнения бизнес-проекта. Работа в рыночной эконо-мике требует от руководителей предприятий принимать самостоятельные ре-шения в новых условиях неопределенности и рисковать. Однако такие решения должны быть взвешенными, а риск минимальным, что может быть достигнуто с помощью детально разработанных планов деятельности. Бизнес-план являет-ся результатом исследования и организационной работы руководителя, ставит целью изучение конкретного направления деятельности предприятия на опре-деленном рынке в конкретных организационно-экономических условиях.
Таким образом, в отличие от внутрипроизводственных планов, бизнес-план направлен на разработку и детальное описание процесса выполнения про-екта предприятия, а не на установление плановых показателей работы самого предприятия. Поэтому предприятие может иметь в разработке и выполнении одновременно несколько бизнес-планов (в зависимости от количества бизнес-проектов) или один бизнес-план может принадлежать нескольким предприяти-ям (если проект объединяет деятельность нескольких предприятий). Кроме того, цель составления бизнес-плана может быть различной (проектное плани-рование будущей деятельности, получения финансирования для осуществле-ния проекта, координация работы предприятий в общем проекте) .
Значение бизнес-плана в деятельности предприятия обусловлено сле-дующим:
1) бизнес-план с его конкретными целями и программой действий по их достижению выступает как средство управления развитием предприятия;
2) разработка бизнес-плана заставляет предприятие моделировать ситу-ации и рассматривать проблемы, которые могут возникнуть;
3) бизнес-план – средство для привлечения заемного капитала для раз-вития бизнеса;
4) бизнес-план – инструмент коммуникаций между предприятием и ин-весторами;
5) при составлении бизнес-плана приобретается опыт оценки условий конкуренции, определение оптимальных путей товародвижения, использования конкурентных преимуществ, финансового планирования, разработки различ-ных сценариев деятельности.
1.2. Роль бизнес-плана в организации деятельности предприятия
Место бизнес-плана в системе управления предприятием заключается в том, что он выполняет две функции:
1) внешнюю: ознакомить заинтересованных субъектов внешней среды (для институтов финансово-кредитного сектора, инвесторов, учредителей, партнеров по бизнесу и т.д.) с сущностью и основными аспектами предприни-мательского проекта;
2) внутреннюю: создать целостную систему управления реализацией предпринимательского проекта (аппаратом управления, персоналом) предпри-ятия.
Как отмечает И. Маркашова, бизнес-план помогает представить буду-щее бизнеса: описать вид и тип предприятия; определить специализацию пред-приятия, рыночную нишу, возможное место на данном сегменте рынка; рас-считать финансовые потребности, определить источники получения финансо-вых ресурсов с указанием размера и сроков возврата денежных сумм; уточнить направления использования денежных средств; определиться с потребностью в кадрах, их количеством, квалификацией и оплатой труда; учесть положения действующего законодательства, в частности региональное, регламентирую-щих ведение торгового бизнеса; оценить конкурентную среду; изучить рынок; определить ценовую политику предприятия и динамику цен на выбранном ры-ночном сегменте; установить цели по объему товарооборота; выбрать формы и методы продажи товаров; изучить условия предложения товаров производите-лями (поставщиками) составить план доходов и расходов, другие разделы фи-нансового плана .
Нужно отметить, что разработка бизнес-плана предприятия основывает-ся на принципах, методах и информационной базе. Изучение научных источни-ков позволяет акцентировать внимание на главных принципах бизнес-планирование:
- адекватность – бизнес-план, в общем, и содержание его отдельных разделов должны соответствовать имеющимся рыночным условиям, размерам и возможностям предприятия, его ресурсному обеспечению и тому подобное;
- целевой характер – содержание отдельных разделов бизнес-плана должен раскрывать предпринимательскую идею;
- системность – показатели, рассчитанные во время бизнес-планирования, должны быть увязанными в единую систему и согласованными между собой;
- научность – все расчеты, проведенные при разработке бизнес-плана, должны основываться исключительно на научных подходах и методиках;
- оптимальность – во время бизнес-планирования нужно обеспечить из-брание лучшего варианта реализации предпринимательского проекта .
К тому же стоит обратить внимание и на дополнительные принципы, которых нужно придерживаться при разработке бизнес-плана торгового пред-приятия:
- инициирование – активизация, стимулирование и мотивация действий, проектов, сделок;
- координация и интеграция – взаимосвязь всех структурных подразде-лений предприятия и ориентация их на единый результат;
- безопасность управления – оценка возможных рисков для своевремен-ного принятия мер по уменьшению или предотвращению отрицательных по-следствий;
- контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения пла-на, выявления ошибок и возможностей его корректировки.
Основными методами проведения плановых расчетов и обоснований при бизнесе планирования являются:
- метод оптимизации – предусматривает проведение расчетов согласно отдельным сценариям (вариантов) и избрание оптимального по выбранным перед разработкой бизнес-плана критериям оптимальности;
- метод целевой прибыли – основывается на определении размера при-были, желательно для предприятия, после чего рассчитывают ресурсное обес-печение и объемы товарооборота, за счет которых он может быть обеспечен;
- индикативный метод – предусматривает расчет критических ограниче-ний объемов деятельности предприятия, при которых достигается целесооб-разность функционирования предприятия, безубыточность его деятельности, минимальная рентабельность вложенного в предприятие (проект) капитала, эффективность использования ресурсов и тому подобное;
- балансовый метод – основывается на увязке (с помощью составления условного баланса) желаемых результатов деятельности предприятия (реали-зации предпринимательского проекта) с соответствующим ресурсным обеспе-чением для достижения этих показателей;
- нормативный метод – предусматривает расчет показателей на основе использования научно обоснованных норм и нормативов;
- опытно-статистический метод (используется при условии, что невоз-можно применить приведенные выше методы для расчета плановых показате-лей) – предполагает использование накопленного опыта и интуитивных подхо-дов для определения необходимых плановых показателей .
Бизнес-планирование позволяет выполнять целый комплекс задач тор-гового предприятия, связанных с реализацией предпринимательского проекта: определением потребности в материальных, финансовых, трудовых и интел-лектуальных ресурсах, мобилизацией источников их получения, оценкой ожи-даемой эффективности использования указанных ресурсов. Именно бизнес-планирования позволяет сформировать организационно-экономический меха-низм инвестиционной (инновационной) деятельности торговых предприятий.
2. Разработка бизнес-плана производства мюсли
2.1. Резюме
Продуктом проекта являются мюсли. Мюсли – смесь зерен (хлопьев) пшеницы, ржи или овса и различных вкусовых добавок.
Цель проекта: создать предприятие для производства мюсли с целью обеспечения жителей г. Пермь и края высококачественным и полезным про-дуктом.
Актуальность проекта. Спрос на мюсли постоянно увеличивается, по-этому есть возможность занять свою нишу на рынке. Базовая цена на предлага-емый продукт 118 руб. за упаковку (450 г.). Таким образом, среди предприя-тий, предлагающих аналогичный продукт, ООО "Эсперанса" предлагает свой товар недорого и, в этом отношении, выгодно отличается от конкурентов. В перспективе это позволит предприятию занять определенное место на рынке сухих завтраков.
Начало работ запланировано на 15.01.2017 г. Начало производства за-планировано на 01.03.2017 г. Сумма необходимых инвестиций составляет 5 млн. руб. В целях обеспечения проекта финансовыми ресурсами планируется привлечение кредитных средств в размере 1 млн. руб. под 28,5% годовых сро-ком на 12 месяцев. Возврат кредита предусмотрен равными частями (107,1 тыс. руб.) в течение 1 года проекта. Выплаты процентов по кредиту ежемесяч-ные. Также предполагается двухэтапное формирование уставного фонда пред-приятия общим размером 4 млн. руб. в течение первых двух месяцев суще-ствования предприятия
Период окупаемости этого проекта составляет 2,18 года. Поскольку проект рассчитан на срок 3 года, то этот показатель является удовлетворитель-ным. Средняя норма рентабельности по проекту равна 18,5%.
NPV по этому проекту составляет 7215 тыс. руб., а чистая прибыль со-ставит не менее 1955,6 тыс. руб. в год.
2.2. Анализ рынка
Рынок мюсли сформировался на волне импортозамещения. Конкури-руют на нем преимущественно отечественные производители.
В начале 90-х годов прошлого века импортеры продукции известных европейских производителей "сухого корма" в буквальном смысле основали отечественный рынок "мюсли". Спрос на этот продукт с тех пор рос постоян-но, кризис 1998 года лишь слегка затормозила развитие.
В послекризисное время на волне массового импортозамещения "опе-рились" Российские компании-производители, которые предложили потреби-телям товар приемлемого качества по разумным ценам. Именно российские компании сегодня делают погоду на рынке.
Государство почти не вмешивалось в деятельность отечественных про-изводителей мюсли – год назад оно поставило надежные барьеры на пути ана-логичной импортной продукции. И все. До февраля 2012 года сухие завтраки, требующие предварительного заваривания, таможня относила к группе 11 (пошлина – EUR100 за 1 т). Теперь этот вид "сухого корма" отнесен к группе 19 (пошлина – EUR500 за 1 т). Впрочем, загубить импорт и без того недеше-вых "мюсли" эти пошлины не в состоянии.
Мода на здоровый образ жизни, распространилась по крупным городам России, стала стимулом роста потребления мюсли. Причем сегодня этот про-дукт потерял свой сугубо "женский" имидж, легкость приготовления блюд из зерносмеси не оставила равнодушной "продвинутую" часть мужского населе-ния и неискушенных в кулинарном искусстве детей. На волне существенного роста спроса почти нивелировались даже традиционное сезонное (конец весны – начало осени) падение продаж, которое обычно составляло около 15%. Про-изводители чутко отреагировали на возросший спрос, и в 2012 году по сравне-нию с 2011-м нарастили объемы выпуска продукции на 25-40%.
Разнообразные злаковые хлопья не только являются зерновой основой мюсли, но могут выступать и в качестве самостоятельного продукта. При же-лании потребитель может добавить в них сухофрукты по вкусу и получить смесь собственного изготовления.
Сухие завтраки типа мюсли подразделяют на традиционные рассыпча-тые мюсли и обжаренные кранчи ("твердые" мюсли). "Мягкие" мюсли присут-ствуют на рынке уже 18-20 лет, а кранчи появились лишь около 10 лет назад. Они сразу привлекли внимание потребителей, поскольку большинство "кран-чей" можно сразу употреблять без какой-либо заливки или заправки. Если два года назад объемы производства рассыпчатых и обжаренных мюсли соотноси-лись как 4:1, то сейчас – 3:1. Операторы рынка утверждают, что в перспективе объемы выпуска "мягких" и "жестких" мюсли сравняются.
Наибольшей популярностью у потребителей пользуются мюсли с большим количеством фруктовой россыпи. Она бывает двух видов: "местная" (яблоки, абрикосы, различные ягоды) и "экзотическая" (тропические фрукты). По сравнению с ними шоколадные и ореховые смеси выглядят аутсайдерами. Чтобы избежать разрыва в объемах продаж мюсли, производители стараются "выровнять" ассортиментный ряд. Как правило, это предполагает введение до-полнительных ингредиентов в рецептуру "отстающих" видов продукции.
Вместимость данного рынка еще не исчерпана ни с точки зрения объема потребительского спроса, ни с точки зрения широты ассортимента.
Потребителями мюсли, в основном, являются жители крупных городов ЮФО РФ. Это семьи со средним достатком, в которых не более двух детей. Еще одна категория потребителей — это деловые успешные леди, которые следят за своей фигурой. Как показывают опросы, мужчины также любят мюс-ли, особенно с шоколадом, но рассматривают их как основной завтрак, а лишь дополнение к нему.
В качестве целевого рынка сбыта я выбираю рынок г. Пермь и края (по географическому принципу). Регион выбран по следующим причинам: боль-шая численность жителей, отсутствие местных производителей аналогичной продукции, наличие мотивированного спроса на продукты питания, относящи-еся к категории «для здорового образа жизни». По психографическому прин-ципу сегментирования рынка основными потенциальными потребителями нашего продукта являются семьи со средним заработком.
В процессе изучения рынка была определена емкость рынка на произво-димый нашим предприятием товар. Эта емкость составила 765000 упаковок в год.
Продуктом данного проекта является мюсли "Карнавал", которые спо-собны максимально удовлетворить потребности потенциальных потребителей в качественном и не дорогом товаре. Данные мюсли будут упакованы в поли-пропиленовые пакеты весом 0,5 кг. В их состав будут входить следующие ин-гредиенты: смесь зерен (хлопьев) пшеницы, кукурузы, изюм очищенные, кура-га, банан сушеный, семена подсолнечника, грецкий орех.
Поскольку данное предприятие только начинает свою деятельность то данные мюсли находятся на этапе вывода на рынок (жизненный цикл товара). Доля предприятия на рынке составит 8 %.
Сегодня большинство операторов рынка мюсли - частные компании. К числу редких исключений входит, например, Новопольский комбинат хлебо-продуктов, который включен в список предприятий, не подлежащих привати-зации.
Производителей мюсли можно разделить на две большие группы. Пер-вая - крупные промышленные предприятия, существующие еще с советских времен:
- ГП "Хлеб Забайкалья" "Новопольский комбинат хлебопродуктов" (TM Наhnе),
- ОАО "Сириалия Россия" (одно из подразделений транснациональной компании Cerealia Group),
- ОАО "Клеарфуд" (TM "Госпожа").
Во вторую входят недавно образованные предприятия:
- ООО "Виват" (ТМ Bircher Benner - мюсли "Любимые", "Фантастика" и др., кранчи Golden Crunch),
- ООО "Агроком" (ТМ "Будь здоров!"),
- ООО "Грациадио" (ТМ Golden musli),
- ОАО "Лантманнен Акса" ("АХА"),
- ООО "Динамо" ("Фрукталия"),
- ЗАО "Экотехника" ("Глаз").
Большие отечественные предприятия, как правило, имеют технические возможности для того, чтобы самостоятельно делать злаковые хлопья, а затем готовить из них различные смеси. Предприятия же "новой волны" предпочи-тают приобретать компоненты зерновой основы в старших товарищей, по-скольку для создания собственного аналогичного производства финансовой мощности все-таки не хватает.