1. Сущность и терминология контрактной экономики
Что касается самого понятия «контракт», то посредством него происходит осуществление передачи прав собственности на блага.
В институциональной экономике необходимо рассмотрение понятия в юридическом смысле, в котором контракт представляется соглашением, договором, с помощью которого происходит устанавливание гражданских прав и обязанностей сторон и благодаря которому осуществляется оговаривание сроков действия договора. Контракт является также гражданским правоотношением, возникновение которого вытекает из договора, и документом, где изложено его содержание в письменной форме. До капитализма отношения между людьми обычно не нуждались в том, чтобы они предавались регулированию через контракты. Зависимость прав и обязанностей сторон заключалась в их месте в социальной иерархии, а не в добровольных юридических сделках. В качестве обязывающих соглашений появление защищённых законом контрактов наблюдалось только с 16-го века.
Чтобы можно было заключить контракт, индивид должен быть вырван из структур иерархии, он должен обладать свободой и иметь возможность самостоятельного решения, какие обязательства ему хочется на себя взять. Им сравниваются обязательства с приобретаемыми в обмен на них правами. Центральное значение для того, чтобы эффективно использовать ресурсы, имеет принцип свободы контракта, который означает в том числе и право этот контракт вообще не заключать, ведь силой заставить индивида взять на себя какое-то обязательство не может никто. Этой свободой заключения контракта частному собственнику позволяется передача правомочия ценящему его наиболее высоко лицу [2, с. 33].
Рассмотрение контрактов в экономической теории происходит не только в качестве чисто рыночных договоров, что господствуют на рынке совершенной конкуренции, но и в качестве «отношений», которые стороны стремятся поддерживать.
Таким образом, контрактной экономикой является своеобразный симбиоз двух начал экономической организации (рыночных и нерыночных). Контрактная экономика своё материальное воплощение получает в юридическом соглашении (документе). Этим документом и регулируются отношения в экономике.
2. Неоклассическая теория фирмы
С появлением и формированием неоклассической теории стали рассматриваться проблемы экономической деятельности. До этого времени центром внимания экономических исследований была предпринимательская деятельность.
Целью неоклассической экономической теории является выяснение принципов работы ценовой системы, благодаря которой происходит координирование деятельности экономических агентов. Агентами принимаются решения независимо друг от друга. Неоклассической теорией рассмотрение фирмы осуществляется в качестве «чёрного ящика» (в теории собственно присутствуют два «чёрных ящика» – фирма и домохозяйство). Что именно происходит внутри этого чёрного ящика, неизвестно и не интересно для стандартной экономической теории. Происходит поступление ресурсов в этот ящик, а из него уже выходит готовая продукция.
Восприятие фирмы осуществляется в качестве данности, однако технологическим подходом не позволяется выяснение, откуда даже этот «чёрный ящик» взялся [3, с. 67].
Соответственно неоклассической теории фирме даже не нужно являться организацией. Достаточно, чтобы был один одновременно являющийся управляющим собственник, которому доступно полное знание производственной функции и цен. В неоклассической теории любая фирма предстаёт в качестве вычислительной машины. Здесь наблюдается отсутствие несовершенных знаний, неполного контроля, риска ошибки, то есть всего того, что присутствует в любой реальной фирме.
Между тем, совершаемых внутри фирм объём трансакций, – это, вероятно, величина такого же порядка, как и реализуемого на рынке объём сделок. Крупные компании являются огромными хозяйствами с тысячами и более участников. Только однако этим обстоятельством требуется уделение большего внимания нерыночным способам организации трансакций. Фирмами, особенно крупными, всегда отыгрывалась центральная роль в экономическом росте и процветании. Наряду с присутствием инноваций (технологических и организационных) могло оказываться существенное влияние на увеличение и национального благосостояния. Поэтому анализ, например, законодательства, которым определяется институциональная структура, только с точки зрения рыночной перспективы, представляется слишком узким.
Одним из недостатков неоклассической теории фирмы является то, что через неё невозможно чёткое определение границ ни одной фирмы. Через неё не даётся объяснение, что происходит в случае, когда осуществляется сливание двух мелких фирм в одну крупную или когда осуществляется разделение одной крупной фирмы на две, более мелкие [5, с. 38].
Таким образом, в неоклассической теории происходит использование одной и той же технология, одних и тех же факторов производства всеми фирмами, у которых также и одна цель, что заключается в том, чтобы получить прибыль.
3. Теория фирмы Коуза
Центральная проблема в институциональном подходе представляется не условиями максимизации прибыли, а объяснением феномена того, как возникают фирмы, закономерности её дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения [7, с. 204]. Кроме категории института, для того, чтобы объяснить существование и внутренней структуры фирмы эта теория характеризуется использованием понятия трансакционных издержек, оппортунистического поведения, асимметричности информации, а также специфичности ресурсов и контракта.
Трансакционные издержки представляются одним из видов издержек, которых ещё называют операционными. Они связаны с осуществлением взаимодействия между экономическими агентами по поводу отчуждения и присвоения общественных прав и обязанностей, которые были сформулированы на основе неоинституционализма. Трансакционные издержки могут представляться как рыночными издержками по спецификации, отчуждению, присвоению и защите прав собственности в рамках отношений фирмы с внешним для неё рынком, так и административно-командными затратами, возникновение которых происходит внутри иерархической структуры управления (мелкой фирмы или более крупной хозяйственной системы). Административно-командные затраты являются не опосредованным рыночным ценовым механизмом. В соответствии с институциональной парадигмой, определение фирмы осуществляется в качестве сети контрактов между владельцами факторов производства, через которую происходит формирование институциональной структуры, которая является противоположной по своим свойствам открытому рынку и благодаря которой экономятся трансакционные издержки. В соответствии с системным подходом под фирмой понимается иерархическая структура управления, благодаря которой происходит воплощение и материализация динамического синергетического эффекта. Суть этого эффекта состоит в том, чтобы превысить результативность системы (фирмы любого размера) над суммарной отдачей её составных частей, то есть факторов производства [6, с. 330].
Таким образом, в конечном счёте право владения окажется в руках у самого заинтересованного и эффективного собственника в независимости от размера собственности.