Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ СТАРШЕЙ ГРУППЫ)

miya_pal 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.09.2018
Проблема формирования грамматически правильной и развитой речи детей дошкольного возраста актуальна в практике дошкольных образовательных учреждений. Формирование речи – одна из серьезных задач воспитания, так как речь является основной формой развития мышления, познания, всестороннего развития ребенка. Морфологическая сторона речи – одна из основных форм развития речи ребенка. Овладение правильной речью оказывает на дошкольника огромное влияние: ребенок начинает мыслить более логично и последовательно, научается обобщать, правильно излагать свои мысли. Категории и законы морфологии дети познают в практике живого речевого общения, в играх. Развитие речи имеет большое значение именно в дошкольный период детства, когда ребенок осваивает социальные нормы.
Введение

Морфологическая сторона речи – одна из основных форм развития речи ребёнка, так как отношения и связи в окружающей действительности выражаются в грамматиче-ских категориях. Морфология – это составляющая грамматики (наряду с синтаксисом), это грамматическое учение о слове: учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, учение о частях речи и присущих им спо-собах словообразования. Актуальность исследования. Усвоение морфологического строя речи – одна из основных форм развития речи детей, поскольку познание окружающей действительности выражаются, прежде всего, в грамматических категориях. Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние – ребенок научается логично мыслить, последовательно обобщать, правильно излагать свои мысли. Дошкольники начинают познавать категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх. На современном этапе развития науки наблюдается повышенный интерес исследо-вателей к проблемам развития речи дошкольников, в том числе грамматического строя их речи, который особенно важен для становления полноценной языковой личности (А. Н. Гвоздев, Т. А. Ладыженская, А. А. Леонтьев, С. Н. Цейтлин, Д. Б. Эльконин). Свое-временное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим ус-ловием его речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют веду-щую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: па-мяти, восприятия, эмоций. Несомненно, утверждение о том, что без хорошего владения словом, знания грамматики русского языка невозможна никакая познавательная деятельность. Широко известны слова В. Г. Белинского о значении грамматических категорий языка: «Грамматика есть логика, философия языка... когда к инстинктивной способности хорошо говорить или писать присоединяется теоретическое знание языка, – сила способности удваивается, утраивается. Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу... Грамматика не дает правил языку, но извлекает правила из языка. Общее незнание этих правил, т.е. незнание грамматики, вредит языку народа, делая его неопределенным и подчиняя его произволу личностей: тут всякий молодец говорит на свой образец. В формах языка должно быть единство. А это единство можно достигнуть только строгим исследованием, как правильнее должно говорить или писать то или другое» [6]. Исследователи, занимающиеся изучением особенностей формирования лексико-грамматического строя речи в онтогенезе, отмечают, что формирование лексико-грамматического строя речи детей во многом обусловлено развитием представлений об окружающей действительности, которое происходит в связи с освоением ребенком раз-личных видов деятельности (игровой, трудовой), опосредованных словом, общением со взрослыми и детьми. Речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком является важнейшим условием его психического развития. Л. С. Выготский, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, Д. Б. Эльконин и другие ученые говорят о том, что нарушенное овладение грамматической системой языка существенно затрудняет коммуникативную деятельность дошкольника при общении со сверстниками и взрослыми. Все это негативно сказывается на формировании познавательной деятельности, тормозит овладение нормами и правилами устной и – в дальнейшем – пись-менной речи. Объект исследования – процесс формирования морфологической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – методика формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста (на материале старшей группы). Цель исследования – рассмотреть содержание работы по формированию грамма-тического строя языка в вариативных программах дошкольных учреждений и разработать комплекс упражнений по развитию морфологической стороны речи старших дошкольни-ков. Гипотеза исследования – несмотря на то, что к шести годам дети практически ов-ладевают грамматическим строем языка и пользуются им достаточно свободно, они часто допускают ошибки (особенно в сложных случаях словоупотребления и словоизменения), поэтому использование специально подобранного материала и применение игровых тех-нологий на занятиях способствуют эффективному формированию грамматической (мор-фологической) стороны речи дошкольников, усвоению грамматических понятий. Задачи исследования: 1) проанализировать научную и методическую литературу по теме исследования; 2) рассмотреть лингвистические основы формирования грамматической стороны речи у дошкольников; 3) провести анализ программ по методике формирования морфологической сторо-ны речи у детей дошкольного возраста; 4) провести диагностику уровня развития морфологических навыков старших до-школьников; 5) подобрать комплекс упражнений по развитию грамматической (морфологиче-ской) стороны речи у детей 5-6 лет; 6) с помощью повторной диагностики оценить эффективность подобранного ком-плекса упражнений. Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, рассматри-вающие основные подходы в образовании – деятельностный (разработан Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном), а также современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития лексико-грамматического строя речи в процессе онтогенеза и его значении для развития устной и письменной речи (А. Н. Гвоздев, Т. А. Гридина, Г. Р. Доброва, Е. С. Кубрякова, М. Л. Кусова, Ф. А. Сохин, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и др.). Методы исследования определялись как теоретическими позициями лингвистики, психологии и педагогики, так и задачами нашей работы. Были ис-пользованы следующие исследовательские методы: 1) теоретические: анализ лингвистической и педагогической литературы по про-блеме исследования, моделирование методики формирования грамматического строя речи у дошкольников на основе синтезированных данных теоретического изучения проблемы; 2) эмпирические: стандартизированные диагностические методики, а также мето-ды качественно-количественной обработки данных, констатирующий, формирующий и контрольный этапы опытно-экспериментальной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной лите-ратуры и приложения, в котором представлены сводные диагностические данные и разра-ботки практических занятий с дошкольниками.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. УСВОЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6 1.2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 10 ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 16 2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПО МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ (МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ) СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 16 2.2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31 3.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31 3.2. ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 41 3.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52 ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Список литературы

1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. М., 1992. 2. Александрова Т. В. Практическое пособие по формированию грамматического строя речи у дошкольников: пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 3. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие. М.: Академия, 1997. 4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999. 5. Багичева Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических поня-тий: период дошкольного детства [электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi-i-grammaticheskih-ponyatiy-period-doshkolnogo-detstva. 6. Белинский В. Г. Собрание сочинений в 9 томах [Электронный ресурс]. Режим досту-па: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_3670.shtml. 7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1985. 8. Бородич А. М. Методика развития речи детей: учебное пособие. М.: Просвещение, 1981. 9. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. 2 изд., испр. и доп. М., 2003 [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.openlesson.ru/?page_id=480. 10. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная програм-ма дошкольного образования. М., 2010г. 11. Володина Р. Д. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание. №8. 2009. С. 31-34. 12. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель, 2007. 13. Воспитание в круге: методическое пособие / Под ред. С. Добродуб. СПб., 2014. 14. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1983. 15. Выготский А. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3. М., 1991. 16. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. 17. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 18. Годинай Г. Н., Пилюгиной Э. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М., 1988. 19. Грамматические игры в детском саду: методические рекомендации в помощь воспи-тателям дошкольных учреждений / Сост. Г. И. Николайчук. Ровно, 1989. 20. Гризик Т. И. Конспекты занятий по развитию речи детей 5-6 лет: методическое посо-бие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». М., 2007. 21. Гризик Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет: методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «из детства в отрочество». М., 2006.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Усвоение морфологических категорий языка в процессе речевого развития дошкольников Морфологический строй речи дошкольников усложняется постепенно. В детской речи наиболее велик удельный вес существительных и глаголов, однако ребенок все больше начинает употреблять другие части речи – прилагательные, местоимения, наречия, числительные и т.д. При работе над существительными дети обучаются правильному употреблению падежных форм особенно формы родительного падежа во множественном числе, знако-мятся с разнообразными способами согласования существительного с прилагательными и глаголами. При работе над глаголами дети учатся употреблять их в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, использовать категории рода, времени, наклонения. При работе над прилагательными детей знакомят с тем, как согласуются слова в роде, числе, падеже, прилагательные в полной и краткой формах, в разных степенях срав-нения. Также дети осваивают способы словообразования, у них формируется умение обра-зовывать слова на базе однокоренного, с помощью окончаний, приставок, суффиксов и др. Наряду с этим у детей формируется элементарное представление о структуре пред-ложения и о характере использования лексики в предложениях разных типов, умение осознанно пользоваться языковыми средствами словами, словосочетаниями, предложе-ниями при передаче своих мыслей. Усвоение морфологических категорий в дошкольном возрасте – одна из важных задач по развитию речи детей. Грамматический строй речи – это умение изменять и образовывать слова, правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности детей. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоя-тельно, прежде всего, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. Понять речь окружающих, выразить собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 50 страниц
210 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
390 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
550 руб.
Дипломная работа, Психология, 67 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg