Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

miya_pal 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2018
Настоящее исследование было предпринято с целью теоретического обоснования и экспериментальной проверки эффективности коррекционных упражнений в развитии познавательных процессов (внимания и памяти) у детей старшего дошкольного возраста. На теоретическом уровне проблема произвольности психических процессов в дошкольником возрасте в психолого-педагогической литературе рассматривалась через анализ следующих аспектов: психические познавательные процессы как предмет изучения: понятия, виды, подходы крассмотрению; произвольность как психическое образование в старшем дошкольником возрасте; возможности психолого-педагогического сопровождения развития и коррекции произвольности в старшем дошкольником возрасте.
Введение

Период дошкольного возраста - наиболее интенсивный период развития, фундамент дальнейшего развития человека. В этом возрасте активно развиваются произвольные познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребенка, которые выступают основой формирования его умственных способностей. Уровень развития произвольных познавательных процессов определяет легкость и быстроту в познании окружающего мира, усвоения новых знаний и умений, что имеет особое значение для подготовки ребенка к обучению в школе. Старший дошкольный возраст отражен в исследованиях З. Икуниной, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева и др. В своих работах они освещали, что в старшем дошкольном возрасте в психике ребенка появляются новые образования: это произвольность психических процессов - внимание, память - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценке. Появление произвольности - решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением. Произвольные познавательные процессы активно развиваются на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисования, лепки, аппликации, конструирования, чтения книг, наблюдений и т.д. Поэтому очень важно, чтобы ребенок занимался разнообразными видами деятельности, проявлял интерес к различным явлениям окружающего мира, задавал вопросы и обязательно получал на них ответы. Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. К началу этого периода у него уже сформировались непроизвольное внимание, ощущения, предметное восприятие, активная речь. Благодаря этим достижениям дошкольник активно осваивает окружающий мир, и в процессе этого изучения у него продолжают развиваться произвольность познавательных процессов. Получается, что без познания окружающего мира дальнейшее развитие ребенка может привести к задержке в развитии и без развития познавательных процессов познать мир ребенку будет сложно, что также приведет к задержке в развитии. Упускать дошкольный возраст нельзя, ребенок в это время как губка способен впитывать информацию и от взрослых требуется только направить активность мозговой деятельности в нужное русло. Коррекционные упражнения используются взрослым в целях развития ребенка. С помощью специально подобранных коррекционных упражнений у ребенка формируются внимание, память - те фундаментальные психические процессы, без достаточного развития которых нельзя говорить о полноценном воспитании и развитии ребенка. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что развитие произвольных познавательных процессов у детей - важнейшая задача в дошкольном возрасте. Заканчивая первую ступень (детский сад), ребенок переступает на вторую (школьную) ступень. На школьной ступени ему необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи, а для этого требуется развитие произвольных познавательных процессов. Объект исследования: произвольность познавательных процессов старших дошкольников (на примере внимания и памяти). Предмет исследования: развитие произвольности познавательных процессов (внимания, памяти) посредством комплекса коррекционных упражнений у детей. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционных упражнений в развитии познавательных процессов (внимания и памяти) у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс развития внимания и памяти у старших дошкольников будет успешно осуществляться при введении комплекса коррекционных упражнений в совместную деятельность педагога с ребенком, принципами организации которой выступают: системность; вариативность; соответствие возрасту; усложнение. Задачи исследования: 1. Изучение состояние проблемы развития произвольности внимания, памяти детей дошкольного возраста и роли коррекционных упражнений в практике их сопровождения. 2. Определить уровень развития произвольности внимания и памяти у старших дошкольников. 3. Составить комплекс коррекционных упражнений, направленный на развитие произвольности познавательных процессов, оценить его эффективность. Теоретико-методологическая основа исследования: научные идеи и методологические принципы, выдвинутые Л.С. Выготским, а также результаты исследовательской деятельности ряда психологов - А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. Методы исследования: - Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы. - Эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; тестирование (методика выявления уровня развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста по Л.В. Черемошкиной; методика «Запоминание 10 слов» (Методика А.Р. Лурии) для изучения состояния памяти (опосредованного запоминания), утомляемости, активного внимания; методика «Узнавание фигур» (Т.Е. Рыбаков) для определения уровня развития произвольной образной памяти, методика «Определение концентрации и распределения внимания»; методика «Домик» (Н.И. Гуткина) на выявление произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки; методика исследования произвольного внимания «Какие предметы спрятаны в рисунках»), а также составление и анализ диагностических карт в ДОУ по ФГОС. - Методы количественной и качественной обработки данных. Экспериментальная база исследования: МАОУ СОШ № 60 г. Тюмени, в которой реализуются образовательные программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. В эксперименте участвовали 15 детей подготовительной группы. Этапы исследования: Первый этап - теоретический - анализ научной, методической и учебной литературы и выявление степени изученности проблемы; осуществление обоснования проблемы; определение объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования. Второй этап - констатирующий - осуществление эмпирического исследования уровня развития произвольности познавательных процессов старших дошкольников. Третий этап - формирующий - разработка и реализация программы развития произвольности познавательных процессов старших дошкольников. Четвертый этап - контрольный - оценка результативности формирующего этапа эксперимента. Пятый этап - аналитический - подведение итогов проделанной работы. Практическая значимость: Материалы, представленные в работе, могут быть использованы в организации психолого-педагогического сопровождения развития произвольности старших дошкольников в условиях детского сада, а также в просветительской работе с родителями будущих первоклассников. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 65 наименований и приложения. В тесте работы, представленном на 71 странице, содержится 6 таблиц и 14 рисунков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Психические познавательные процессы как предмет изучения: понятия, виды, подходы к рассмотрению………………………………………………..8 1.2. Произвольность как психическое образование в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..22 1.3 Возможности психолого-педагогического сопровождения развития и коррекции произвольности в старшем дошкольном возрасте……………..28 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 2.1. Организация и методы экспериментального исследования…………….34 2.2. Особенности произвольности психических познавательных процессов старших дошкольников (констатирующий этап)……………………………41 2.3. Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольности познавательных процессов старших дошкольников (формирующий этап) и оценка ее эффективности (контрольный этап)……………………….………48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………58 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………….……………………..64 ?
Список литературы

1. Абдулаева, Е.Н. Организация игры с игрушками-персонажами [Текст] / Е.Н. Абдулаева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - С. 44-45. 2. Адам, Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога [Текст] / Под ред. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 1983. - 152 с. 3. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. [Текст] / Р. Аткинсоню - М.: Прогресс, 1980. - 528 с. 4. Баданина, Л.П. Познавательные процессы: курс лекций [Текст] / Л.П. Баданина. - СПб.: РГПУ, 2002. - 64 с. 5. Баскакова, И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И.И. Баскакова. - М.: Институт практической психологии, 1995. - 134 с. 6. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Ребер Артур. - Т.1 (А - О). - М.: Вече; АСТ, 2000. - 592 с. 7. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду [Текст]: пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - 2-е изд., исп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 144 с. 8. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. История возрастной психологии: детская психология [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Академия, 2008. -304 с. 9. Выготский, Л.- С. История развития высших психических функций: Собр. соч.: В 6-ти т. Т.З. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1999. - С. 38. 10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 220 с. 11. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 45 с. 12. Гальперин, П.Я., Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М., 1999. - 395 с. 13. Годовикова, Д.Б. Роль предварительного зрительного ознакомления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста: хрестоматия по вниманию [Текст] / Д.Б. Годовикова.- М.: Наука, 1999. - С. 301-331 14. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2001. - 800 с. 15. Джемс, У. Внимание: хрестоматия по вниманию [Текст] / У. Джемс. - М.: ЧеРо, 2009. - С. 51-52. 16. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М.: Минск, 1997. - 351 с. 17. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н.Ф. Добрынин. - М.: ЧеРо, 2001. - С. 253-259. 18. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания [Текст] / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.,1999. - 215 с. 19. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе [Текст] / Н.В. Дубровинская // Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65. 20. Жичкина, А.Ф. Значимость игры в развитии человека [Текст] / А.Ф. Жичкина //Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С.21-22. 21. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1964. - 268 с. 22. Зинченко, Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии [Текст] / Т. Зинченко. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с. 23. Из жизни людей дошкольного возраста: дети в изменяющемся мире [Текст] / М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова, Ю.Д. Черткова; Рос. акад. образования; Психол. ин-т. - СПб.: Алетейя, 2001. - 238 с. 24. Князева, В.В. Педагогика: словарь научных терминов [Текст] / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2009. 872 с. 25. Козлова, C.А. Дошкольная педагогика: учебник для педагогических вузов и училищ [Текст] / C.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2004. - 416 с. 26. Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы [Текст] / Ред. Н.Г. Калашникова и др. - Барнаул: АЗБУКА, 2012. - 571 с. 27. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / О.О. Косякова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 415 с. 28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 267 с. 29. Ланге, Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст] / Н Н. Ланге. - М.: Одесса, 1999. - С. 5-6. 30. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс и минус. - 2001. - № 1. - С. 4. 31. Леонтьев, А.Н. Очерк развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Флинта: Наука, 2008. - С. 56-59. 32. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с. 33. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов [Текст] / В.С. Мухина. - 7-е изд. - М.: Аcademia, 2003. - 452 с. 34. Неймер, Ю.Л. Психологический словарь [Текст] / Ю.Л. Неймер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 352 с. 35. Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Ч.1 [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 518 с. 36. Норман, Д. Память и научение [Текст] / Пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко; Под ред. П.В. Симонова. - М.: Мир, 1985. - 159 с. 37. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вуза [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование, 2006. - 460 с. 38. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Н. Палагина.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 234 с. 39. Пасяева, К.З. Развитие внимания и логического мышления [Текст] / К.З. Пасяева // Начальная школа. - 2005. - № 7. - С. 38-40. 40. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2006. - 350 с. 41. Познавательные процессы личности и методика их развития: Метод. рекомендации [Текст] / Авт.-сост. Е.П. Боровикова и др.; Под ред. Е.Н. Степанова. - Псков, 1994. - 58 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Психические познавательные процессы как предмет изучения: понятия, виды, подходы к рассмотрению В отечественной психологии накоплено огромное количество работ по изучению психических процессов. Это Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.П. Петровский, Л.Ф. Обухова, в зарубежной - Ж. Пиаже и др. К познавательным процессам относятся: восприятие, память, внимание, мышление, воображение. За основу в своей работе возьмем такие психические процессы, как внимание и память. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его. Когда мы заняты своими мыслями, то не слышим разговоров, которые ведутся рядом с нами, хотя звуки голосов доходят до нашего слухового аппарата. И, напротив, если глубоко сосредоточиться, то мы замечаем все детали и подробности предмета, на который направлено наше внимание. В каждый отдельный момент времени нас окружает множество раздражителей: свет, звуки, мысли, ощущения и т.п. Благодаря вниманию в наш мозг поступает ровно столько информации из внешнего мира, сколько нам нужно. Если бы не существовало такого своеобразного «фильтра», как внимание, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Из всего многообразия воздействий наше сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для нас наиболее важными и значимыми, а все остальные раздражители в этот момент не замечаются, действие их тормозится. По сути, это и есть процесс внимания [42, c. 24]. Внимание - это избирательная направленность на объект и сосредоточенность на нем, процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием психологической деятельности [4, c. 11]. Очень образно о внимании сказал К.Д. Ушинский: «Внимание - это та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Легко представить, что если эта «дверь» закрыта, то ни о памяти, ни о мышлении, ни о каких других процессах не может быть и речи. Поэтому и любое обучение начинается прежде всего с внимания [58]. Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Л.С. Выготский отмечал, что развитие внимания ребенка происходит в среде, состоящей из двоякого рода стимулов. С одной стороны, вещи, предметы и явления привлекают внимание ребенка в силу присущих им свойств, с другой - соответствующие стимулы-катализаторы, а именно слова, направляют внимание ребенка. Внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. Первоначально им руководят взрослые, однако вместе с постепенным овладением речью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием, сначала в отношении других, а затем и в отношении себя. Вначале взрослый направляет внимание ребенка словами, создавая как бы добавочные указания-стрелки к окружающим его вещам, и вырабатывает из слов могущественные стимулы-указания. Затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом или звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет [9, c. 38].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 96 страниц
690 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 65 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg