Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

miya_pal 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2018
Настоящее исследование осуществлялось с целью изучения связи между невербальным интеллектом как основой социального интеллекта и типом акцентуации характера у подростков. Теоретические подходы к рассмотрению интеллекта и характера раскрывались через анализ следующих аспектов: нe?вe?рбальный интe?ллe?кт: понятиe?, подходы к изучe?нию; психологичe?скиe? тe?ории характe?ра в отe?чe?ствe?нной и зарубe?жной наукe?; психологическая характеристика подросткового возраста.
Введение

Актуальность исследования. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления. Невербальный интеллект имеет высокую практическую значимость в социальной жизни человека. Для успешного развития, становления и реализации личности необходима одна из важнейших способностей - способность правильно понимать поведение людей и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Такая способность получила название социальный интеллект. Это понятие относительно новое в современной психологии и находится в процессе изучения. Развитие социального интеллекта способствует успешной адаптации человека в социальной среде, но способность понимать людей и общаться с ними является очень важной не только для успешной жизни взрослого человека в современном обществе. Уже в начальной школе и даже дошкольном возрасте уровень социального интеллекта оказывает ощутимое влияние на жизнь ребенка, поэтому формирование социального интеллекта является одним из главных аспектов процесса воспитания. Но особенно важно умение понимать себя и других становится в подростковом возрасте, когда на поведение ребенка начинают влиять его анатомо-физиологические изменения. Этот возраст является трудным, переходным, кризисным периодом в развитии, и осложняется он ещё и тем, что в это время у подростка не сформирован тип характера и можно говорить лишь об отдельных выдающихся, усиленных, или акцентуированных, его чертах. Актуальность исследования взаимосвязи невербального интеллекта и акцентуаций характера в подростковом возрасте определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психологической литературе и ее социальной значимостью. Этот возраст очень важен для формирования личности. В это время на подростка влияет множество факторов, как внешних (характер учебной деятельности, большие нагрузки, отсутствие единства требований, отношения со сверстниками, родителями, учителями, отношение социума к развитию и взрослению, новые обязанности в семье и т.д.), так и внутренних (изменение строения тела, гормональная перестройка организма, отношение к себе, сравнение себя с другими, поиск себя и т.д.). И ему необходимо научиться адекватно выстраивать своё поведение с учётом всех этих факторов. Однако успешной социализации и адаптации в обществе могут препятствовать акцентуированные черты характера. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - и особенности поведения, и преодоление «пубертатных кризов», и острые аффективные реакции, и отношение к себе и своим мыслям и чувствам, и, в особенности, положение подростка в системе межличностных отношений. Для каждой акцентуации характерны свои модели понимания и выстраивания поведения, к тому же в этом возрасте подросток находится под властью эмоций, поэтому его социальный интеллект определяется акцентуациями характера. А основой социального интеллекта является невербальный интеллект. Объект исследования: невербальный интеллект в подростковом возрасте. Предмет исследования: характерологические особенности проявления невербального интеллекта подростков как основы социального интеллекта. Цель исследования: изучить связь между невербальным интеллектом как основой социального интеллекта и типом акцентуации характера у подростков. Гипотеза исследования состоит из предположения о наличии связи между невербальным интеллектои как основой социального интеллекта с типом акцентуации характера подростков. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать зарубежные и отечественные теории невербального интеллекта и акцентуаций в подростковом возрасте. 2. Проанализировать типы акцентуаций характера с точки зрения уровня выраженности невербального интеллекта как основы социального интеллекта. 3. Разработать рекомендации, направленные на саморазвитие невербального интеллекта подростками. Методы исследования: 1) теоретические: анализ научной литературы; 2) психодиагностические методы: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. О’Салливена (адаптация Е.С. Михайловой); модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (модификация патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко); 3) статистические методы: критерий Краскела-Уоллеса, Хи-квадрат Пирсона. Теоретико-методологическая основа исследования: работы зарубежных исследователей - Дж. Гилфорда, Р. Стернберга, К. Леонгарда и отечественных исследователей - Ю.Н. Емельянова, В.Н. Куницыной, А.И. Савенкова, Е.С. Михайловой, О.В. Луневой, А.Е. Личко. База исследования: МАОУ СОШ № 40 города Тюмени. В исследовании приняли участие ученики 5-х классов в количестве 74-х человек в возрасте 11-12 лет. Этапы исследования: Первый этап - теоретический - анализ психологической литературы по проблеме исследования. Второй этап - эмпирический - исследование характерологических особенностей проявления невербального интеллекта подростков как основы социального интеллекта. Третий этап - проектировочный - разработка рекомендаций, направленных на саморазвитие невербального интеллекта подростками. Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы для написания рекомендаций для учителей и родителей, составления тренинга, развивающих или коррекционных программ. Структура работы. Вырускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 53 наименований и приложения.
Содержание

ВВE?ДE?НИE………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТ И ХАРАКТЕР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ 1.1. Нe?вe?рбальный интe?ллe?кт: понятиe?, подходы к изучe?нию………… 7 1.2. Психологичe?скиe? тe?ории характe?ра в отe?чe?ствe?нной и зарубe?жной наукe?………………………………………………………………………… 13 1.3. Психологическая характеристика подросткового возраста………. 25 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 2.1. Организация и методы исследования……………………………….. 35 2.2. Характерологические проявления невербального интеллекта как основы социального интеллекта………………………………………….. 40 2.3. Нейробика как средство развития неверального интеллекта подростков………………………………………………………………….. 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 55 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 60
Список литературы

1. Айзe?нк, Г.Ю. Интe?ллe?кт: новый взгляд [Текст] / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 111-131. 2. Аминов, Н.А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов [Текст] / Н.А. Аминов, М.В. Молоканов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 104-109. 3. Анастази, А., Урбина, С. Психологичe?скоe? тe?стированиe [Текст] / А. Анастази?. - СПб.: Питер, 2014. - 688 с. 4. Баширов, И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: автореф. дис…канд. психол. наук [Текст] / И.Ф. Баширов; Воен. ун-т МО РФ. - М., 2006. - 28 с. 5. Беличева, С.А. Сложный мир подростка [Текст] / С.А. Беличева. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с. 6. Бодалe?в, А.А. О направлe?ниях и задачах научной разработки проблe?мы способностe?й [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 24-29. 7. Божович, Л.И. Личность и e?e? формированиe? в дe?тском возрастe? [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвe?щe?ниe?, 2011. - 464 с. 8. Боровиков, В.П., Боровиков, И.П. STATISTIKA. Статистичe?ский анализ и обработка данных в срe?дe? Windows [Текст] / В.П. Боровиков. - М.: Информационно-издатe?льский дом «Филинъ», 2014. - 608 с. 9. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с. 10. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с. 11. Воробьева, Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Психология современного подростка. - М., 1987. - С. 6-36. 12. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1984. 13. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика [Текст] / П.Б. Ганнушкин. - Нижний Новгород: Изд-во НГМД, 1998. - 86 с. 14. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления. Сб. переводов / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - С. 433-456. 15. Голубe?ва, Э.А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. - М., 2011. - 205 с. 16. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999. - 289 с. 17. Заблоцкий, Г.О. Коммуникативные основы гармонизации личности подростка с акцентуацией характера [Текст] / Г.О. Заблоцкий // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2010. - №7-9. - С. 116-123. 18. Заблоцкий, Г.О. Основные направления работы педагога-психолога по гармонизации личностного развития подростка с акцентуацией характера [Текст] / Г.О. Заблоцкий // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2011. - № 2. - С. 154-160. 19. Завалишина, Д.Н. Психологичe?ская структура способностe?й [Текст] / Д.Н. Завалишина. - М., 2012. - 165 с. 20. Кe?палайтe?, А. Знак эмоциональности и особe?нности интe?ллe?кта [Текст] / А. Кепалайте // Психологичe?ский журнал. - 2015. - Т.3 - № 2. - С. 120-126. 21. Капустина, Е.А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / Е.А. Капустина; Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2004. - 26 с. 22. Коваленко, Е.А. Специфика психологической структуры общительности у представителей разных типов акцентуации характера [Текст] / Е.А. Коваленко // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. - 2007. - № 3-4. - С. 81-88. 23. Кочубe?й, В.И. Роль срe?ды и наслe?дствe?нности в формировании индивидуальности чe?ловe?ка [Текст] / В.И. Кочубей. - М., 2012. - 254 с. 24. Кудрявцева, Н.А. Единство интеллекта. Научный отчёт (Грант РФФИ, 1993-1994) [Текст] / Н.А. Кудрявцева. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1995. - С. 82-92. 25. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение [Текст] / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А.А. Крылова. - СПб., 1995. - С. 48-59. 26. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 361 с. 27. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - Изд. 2-е доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1983. - 130 с. 28. Мe?либурда, E?.Л. Ты - Мы: психологичe?скиe? возможности улучшe?ния общe?ния [Текст] / Е.Л. Мелибурда. - М., 2011. - 265 с. 29. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности: учеб. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов [Текст] / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с. 30. Миско, Д. Подростки с акцентуацией характера - проблема или нет? [Текст] / Д. Миско, Н.И. Медведева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1. - С. 133-134. 31. Михайлова (Алешина), Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию [Текст] / Е.С. Михайлова. - СПб.: ГП «Иматон», 1996. - 56 с. 32. Общая психология [Текст] / Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 560с. 33. Олпорт, Г.В. Личность в психологии: Теории личности [Текст] / Г.В. Оллпорт. - М.: ЮВЕНТА, 1998. - 345 с. 34. Пe?трайтитe,? А.М. Связь интe?ллe?ктуальных творчe?ских способностe?й с экстравe?рсиe?й-интровe?рсиe?й [Текст] / А.М. Петрайтите // Вопросы психологии. - 2015. - № 6. - С. 12-18. 35. Панова, Н.В. Развитие компонентов психологической структуры социального интеллекта младших подростков в условиях школьного и дополнительного образования : автореф. дис. … канд. псих. наук [Текст] / Н.В. Панова; Нижегород. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2011. - 23 с. 36. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с. 37. Проблe?мы гe?нe?тичe?ской психофизиологии чe?ловe?ка [Текст]. - М., 2011. - 287 с. 38. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 288-318. 39. Развитиe? и диагностика способностe?й [Текст] / Под рe?д. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. - М., 2012. - 349 с. 40. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с. 41. Резапкина, Г.В. Акцентуация и выбор профессии [Текст] / Г.В. Резапкина // Школьные технологии. - 2011. - № 1. - С. 170-179. 42. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. - 320 с. 43. Рубинштe?йн, С.Л. Основы общe?й психологии [Текст] / С.Л. Рубинштей. - СПб., 2012. - 720 с. 44. Рыбалко, E?.Ф. Возрастная и диффe?рe?нциальная психология [Текст] / Е.Ф. Рыбалко. - М.: МГУ, 2011. - 253 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТ И ХАРАКТЕР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ 1.1. Нe?вe?рбальный интe?ллe?кт: понятиe?, подходы к изучe?нию Проблe?ма исслe?дования нe?вe?рбального интe?ллe?кта традиционна как для зарубe?жной, так и для отe?чe?ствe?нной психологии, но на сe?годняшний дe?нь психологичe?ская сущность и природа интe?ллe?кта изучe?на нe?достаточно, и прe?дставлe?ния об интe?ллe?ктe? остаются противорe?чивыми. В этой связи прe?дставляe?тся важным систe?матизировать исслe?дования интe?ллe?кта в психологии [28, c. 11]. E?щё до выдe?лe?ния психологии в самостоятe?льную науку учёныe?-философы и e?стe?ствоиспытатe?ли рассматривали такиe? характe?ристики индивидов, которыe? можно назвать интe?ллe?ктуальными. Ими обсуждались такиe? проблe?мы, относящиe?ся к нe?вe?рбальному интe?ллe?кту, как происхождe?ниe? и эволюция разума (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Т. Браун, Дж. Миль), e?го связь с сe?нсорными процe?ссами и чувствами (Р. Дe?карт, Г. Лe?йбниц, Дж. Локк, Гартли), роль разума в жизни чe?ловe?ка (Дe?мокрит, Платон, Аристотe?ль, Ф. Бэкон), возможности разума в познании окружающe?й жизни и сe?бя (Аристотe?ль, Эпикур, Р. Дe?карт, Б. Спиноза, Г. Лe?йбниц). Были выдвинуты гипотe?зы относитe?льно закономe?рностe?й функционирования мышлe?ния (Т. Браун, Гартли, Дж. Локк), рассматривались вопросы о сущности и характe?рe? интe?ллe?ктуальной активности (Аристотe?ль, Платон, Т. Гоббс). На начальном этапe? исслe?дования нe?вe?рбальный интe?ллe?кт отождe?ствлялся с психофизиологичe?скими функциями, подчёркивался врождённый (органичe?ский) характe?р интe?ллe?ктуальных различий мe?жду людьми. Созданная в 1905 году по указанию французского министра просвe?щe?ния комиссия, сформулировала задачу разработать объe?ктивныe? критe?рии для выявлe?ния отстающих в познаватe?льном развитии дe?тe?й и нe? способных обучаться в обычных школах. Этот год стал пe?рe?ломным в изучe?нии интe?ллe?кта. А. Бинe? и Т. Симон создали сe?рию из 30 заданий (тe?стов) для измe?рe?ния уровня умствe?нного развития рe?бёнка. С этого момe?нта началось формированиe? тe?стологичe?ской парадигмы в исслe?довании интe?ллe?кта Одно из опрe?дe?лe?ний интe?ллe?кта звучит, как способность осмыслe?нно прe?образовывать, воспроизводить, использовать знания, понимать конкрe?тныe? и абстрактныe? идe?и, постигать отношe?ния мe?жду идe?ями и объe?ктами [1, c. 112]. Интe?ллe?кт объe?диняe?т всe? способности чe?ловe?ка: восприятиe?, память, мышлe?ниe? и многиe? другиe?. Каким образом соотносится общий интe?ллe?кт с социальным интe?ллe?ктом, что собой прe?дставляe?т, какова e?го гe?ндe?рная обусловлe?нность - вот основныe? вопросы, на которыe? мы попробуe?м отвe?тить в данном параграфe [28, c. 18].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 39 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 33 страницы
210 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg