Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Исследование процессов памяти человека

miya_pal 190 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2018
Анализ памяти, как психической функции показал, память – это основа психической жизни человека. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже процесс первичного закрепления материала может происходить в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявится в узнавании, в свободном воспроизведении.
Введение

Невозможно представить свою жизнь без памяти. Люди не смогли бы припомнить радостные мгновения прошлого, почувствовать вину или угрызения совести за плохие поступки. Жизнь бы существенно усложнилась. Каждый человек был бы незнакомцем, а повседневные занятия – приготовление пищи, езда на велосипеде, одевание – чем-то новым и неизведанным, и даже язык тех, кто рядом – иностранным языком. Память – это кладовая ума, хранилище приобретенных знаний. По мнению Цицерона, память – это «сокровищница и опекунша всего в мире». А с точки зрения психолога, память – это любое проявление того факта, что учение не пропало даром: это наша способность хранить и воспроизводить информацию [12, С. 365]. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».[5, С. 123]. Изучением памяти занимались такие исследователи, как Г. Эббингауз, Г.Э. Мюллер, Ф. Шуман, которые выявили роль ассоциативных и смысловых связей в запоминании. Исследования А. Бине, К. Бюлера отчетливо вскрыли роль осмысливания в запоминании; А.Г. Комм особым экспериментальным приемом выявил зависимость воспроизведения от смыслового содержания. В отечественной психологии проблемой памяти занимались П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, исследования которых убедительно показали преобладание эффективности произвольного запоминания над непроизвольным.[8, C. 62]. Актуальность данной работы заключается в том, что она выявляет особенности процессов памяти и психических механизмов памяти. Исходя из всего вышесказанного, целью нашей работы является исследование процессов памяти. Задачи исследования: ? Анализ теоретико-методологических основ по проблеме памяти. ? Изучение психологических особенностей памяти и ее видов. ? Изучение развития памяти в младшем школьном возрасте. ? Исследование особенностей проявления феномена памяти в дошкольном возрасте. Предметом исследования является опосредованное запоминание; объектом – память детей дошкольного возраста. В работе используется понятие памяти как высшей психической функции. Исходя из целей и задач исследования курсовой работы, можно сформулировать следующую гипотезу. Гипотеза: в дошкольном возрасте произвольное запоминание более эффективно, если оно носит опосредованный характер. Методологическую основу исследования состовляют: методика «10 слов» А.Р. Лурии, субтест из методики А.Н. Леонтьева диагностика опосредованного запоминания. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Память как высшая психическая функция 5 1.1 Память как психическое явление 5 1.2 Виды памяти, ее психологические особенности 10 Глава 2. Методы диагностики и исследования памяти 15 2.1 Исследования развития памяти 15 2.2 Программа и методы исследования 19 Глава 3. Анализ и интерпретация данных исследования 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28 ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер. – 2012. – 288 с. 2. Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология в схемах и таблицах (Методические разработки) / Ю.А. Афонькина. – Мурманск: МГПУ. – 2003. – Ч. 3:Дошкольный возраст. – 137 с. 3. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер. -М.: Просвещение. - 2014. -328 с. 4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для всех специальностей педагогических ВУЗов / М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России. – 2013. – 512 с. 5. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия. – 2011. – 464 с. 6. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти / Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 2015. - №1 – С. 83 7. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение.- 2016. – 336 с. 8. Лактионов, А. Н. Деятельностная парадигма и проблема памяти в трудах П. И. Зинченко (К 90-летию со дня рождения) / А.Н. Лактионов // Вопросы психологии. – 2013. - № 4. – 238 с. 9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ. – 2016. – 258 с. 10. Лебедев, А.Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти / А.Н. Лебедев // Психологический журнал. – 2014. - № 2. – 185 с. 11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: МПСИ. – 2013. – 384 с. 12. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс. – Минск: Попурри. – 2005. – 848 с. 13. Детская практическая психология: Учебник / под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики. – 2013. – 231 с. 14. Маслов, А.С. Психологические процессы / А.С. Маслов – М.: Просвещение, 2014. – 340 с 15. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия. – 2008. – 456 с. 16. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: 1999 – Эксмо. – 2009. – 352 с. 17. Обухова. Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - с. 448. 18. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-Пресс. – 2008. – 367с. 19. Реан, А.А.Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2012. – 656 с. 20. Рогов, Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.Н. Рогов – М.: Владос-пресс. – 2012. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с. 21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер. – 2014. – 720 с. 22. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М: ЧеР, 2008. - с. 816 23. Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М.: Академический проект. – 2014. – 144 с. 24. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. акад. - 2015. - 367 с. 25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2009. – 448 с
Отрывок из работы

Глава 1. Память как высшая психическая функция 1.1 Память как психическое явление То, что ощущается и воспринимается человеком, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а в последствии и воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мысль, речь, действия [5, С. 110]. Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом. С точки зрения И.В. Дубровиной, память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что раньше воспринималось человеком, переживалось или делалось. Иными словами памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что раньше было воспринято [5, С. 110]. С точки зрения физиологии в основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действий раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Следы прежних воздействий нельзя понимать как какие-то отпечатки, наподобие следов человека на влажном песке. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические имели место). Эти следы могут при определенных условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), то есть в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения. Образование и сохранения временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций [18, С. 260]. В настоящее время нет единой теории механизмов памяти. Более убедительна нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее происхождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации [10, С. 32].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg