Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика преподавания раздела «Опасные ситуации природного характера» в курсе «Основ безопасности жизнедеятельности»

miya_pal 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2018
Руководящие документы и методические рекомендации ведущих учёных дают возможность преподавателю-организатору ОБЖ правильно организовать учебный процесс по качественной подготовке учащихся к действиям в экстремальных ситуациях в природной среде. Сочетание традиционных (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, практические занятия) и нетрадиционных методов (ролевые игры, компьютерный метод: метод учебного компьютерного моделирования, практические занятия, проводимые с участием сотрудников ГО и ЧС) обучения на уроках ОБЖ, в полной мере дают возможность учителю эффективно проводить занятия по разделу курса ОБЖ и повысить уровень усвоения знаний у учащихся.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время в мире существует понимание того, что природные катастрофы — это глобальная проблема, являющаяся источником глубочайших гуманитарных потрясений и являются одним из важнейших факторов, определяющих устойчивое развитие экономики. Несмотря на научно-технический прогресс, защищенность людей и техносферы от природных опасностей не возрастает. Количество жертв в мире от разрушительных природных явлений в последние годы увеличивается ежегодно на 4,3%, а пострадавших — на 8,6%. На территории России встречается более 30 опасных природных явлений и процессов, среди которых наиболее разрушительными являются наводнения, штормовые ветры, ливни, ураганы, смерчи, землетрясения, лесные пожары, оползни, сели, снежные лавины. Наиболее частыми на территории России становятся природные катастрофические явления атмосферного характера — бури, ураганы, смерчи, шквалы (28%), далее идут землетрясения (24%) и наводнения (19%). Опасные геологические процессы, такие, как оползни и обвалы составляют 4%. Оставшиеся природные катастрофы, среди которых наибольшую частоту имеют лесные пожары, в сумме равны 25%. Современный человек постоянно сталкивается с угрожающими его здоровью и самой жизни природными опасностями. На сегодняшний день известно множество случаев, когда человек, вследствие непредвиденных ситуаций, оказывается в критическом положении, один на один с природой. Из-за таких обстоятельств людям приходится применять знания, умения и навыки безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера. Безопасность жизнедеятельности является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации и предполагает подготовку личности к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера. Знание способов спасения и самоспасения, правил действия и мер безопасности в опасных ситуациях природного характера приобретает особую значимость. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к действиям в ЧС природного характера , а особенно молодого поколения. Актуальность работы заключается в том, чтобы правильно организовать и качественно проводить занятия в общеобразовательных учреждениях с целью подготовки учащихся к опасным ситуациям природного характера. Гипотеза исследования - предполагается, что формирование знаний и умений при изучении раздела «Опасные ситуации природного характера» в средних классах на уроках по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) будет более эффективным, если применять сочетание традиционных и нетрадиционных методов и формы обучения. Объект исследования – процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности в средних классах. Предмет исследования – методика преподавания раздела «Опасные ситуации природного характера» в средних классах на уроках ОБЖ. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики проведения занятий по разделу «Опасные ситуации природного характера» в средних классах по курсу ОБЖ. Задачи исследования: 1. Провести анализ требований руководящих документов, государственного стандарта при изучении курса ОБЖ, рекомендации ведущих ученых в области безопасности жизнедеятельности нашедших отражение научно-методической литературе по организации и методики проведения занятий с учащимися средних классов средних образовательных школах. 2. Выявить методику проведения занятий по разделу «Опасные ситуации природного характера» по курсу ОБЖ. 3. Экспериментально обосновать эффективность методики проведения занятий по разделу «Опасные ситуации природного характера» в средних класса по курсу ОБЖ. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Основные требования руководящих документов, рекомендации ведущих ученых в области безопасности жизнедеятельности нашедших отражение научно-методической литературе по организации и методике проведения занятий с учащимися. 2. Особенности проведения занятий в средних классах в курсе ОБЖ по разделу «Опасные ситуации природного характера» в общеобразовательных учреждениях. 3. Методы и педагогические рекомендации по проведению занятий на усвоение материала по разделу «Опасные ситуации природного характера» в курсе ОБЖ в средних классов. Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологическую основу исследования составили - классические и современные идеи отечественных педагогов (Скаткин М.Н., Подласый И.П., Смирнов С.А. и др.) — современные аспекты теории и методики преподавания курса безопасности жизнедеятельности (С.В. Белов, Абаскалова Н.П., Топоров И.К., Смирнов С.А. и др.) — современные образовательные технологии безопасности жизнедеятельности ( Г. К. Селевко и др.) — научные исследования в области безопасности жизнедеятельности (Айзман Р.И., Микрюков В.Ю. и др.) - современные педагогические игровые технологии в образовании (Газман О.С., Трайнев В.А. и др.). Этапы исследования. I этап – изучение и анализ научно-методической литературы, разработка анкет, планирование бесед. II этап – проведение констатирующего эксперимента: тестирование, беседы, первичная обработка полученных результатов; подготовка первой главы работы. III этап – проведение формирующего эксперимента, обработка полученных данных. IV этап – анализ и обобщение результатов, формулирование выводов, оформление квалификационной работы. Научная новизна работы заключается в применении нетрадиционных методов обучения при проведении уроков ОБЖ в средних классах МБОУ «Гимназия № 5» г. Майкопа, с целью формирования сознательного и ответственного отношения учащихся к подготовке к безопасным действиям в природной среде. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты квалификационной работы могут быть использованы преподавателями - организаторами ОБЖ для повышения уровня знаний у средних школьников по разделу «Опасные ситуации природного характера». Структура работы состоит из введения, трех глав, содержащих три графика и две анкеты, заключения и списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. Теоретические основы организации обучения учащихся при изучении раздела «Опасные ситуации природного характера» в школьном курсе ОБЖ……………..………………………………………………………….8 I.1. Требования государственного стандарта среднего образования к изучению курса ОБЖ. 8 I.2. Методы и формы проведения занятий по разделу «Опасные ситуации природного характера» школьного курса ОБЖ 14 ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 21 II.1. Методы исследования. 21 II.2. Организация исследования………………………………………………22 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ ОБСУЖДЕНИЯ. 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………31 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..37
Список литературы

1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008. - 136 с. - (Университетская серия). - ISBN 978-5-379-00272-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57405 (ЭБС«Университетская библиотека online»). 2.Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. - М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.- 704с. 3.Борисенко, А.В. Тесты по предмету ОБЖ: 10 кл. /А.В. Борисенко// ОБЖ. – М.: ОБЖ, № 6., 1999. 4. Безопасность жизнедеятельности : учебник / под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохорова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 456 с. : табл., ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02026-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450720 (ЭБС«Университетская библиотека online»). 5.Бурмистрова, Н.К. Если возникнет чрезвычайная ситуация (алгоритм поведения учащихся и студентов). /Н. К. Бурмистрова // Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: ОБЖ, №4. 2005. 6.Веремьева, И.В. О подготовке преподавателей ОБЖ для средних школ. / И.В.Веремьева, Г. И. Попов, В. О. Строев // ОБЖ. – М.: ОБЖ, №2. 2001. 7. Газман, О.С. и др. В школу- с игрой/ О.С. Газман - М.: Академия,1991.- 254с. 8.Данченко, С.И. Педагогическая игра «Защита» (порядок действия при аварии на АЭС). /С. И.Данченко // ОБЖ. – М.: ОБЖ, №4., 2000. 9.Конев, В.В. Методика преподавания гражданской обороны в школе: методическое пособие для студентов педагогических вузов / В.В. Конев, В.Ф. Трусов, В.Ф. Фунтиков. - Оренбург, ОГПУ, 2006. - 60с. 10. Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5–11 классы / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. - М. : Вако, 2011. - 176 с. - (Педагогика. Психология. Управление). - ISBN 978-5-408-00472-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222649 (ЭБС «Университетская библиотека online»). 11.Крючек, Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения. / Н.А. Крючек, В.Н. Латчук, С.К. Миронов; под ред. Г.А. Кириллова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-264с. 12.Крючек, Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учеб.-метод., пособие для проведения занятий с населением. / Н.А. Крючек, В.Н. Латчук; под общ.ред. Г.Н. Кириллова. - М.; Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. -152с. 13.Лисин, А.К. Классификация чрезвычайных ситуаций для учебного процесса. / А. К. Лисин, С. И. Лисин //ОБЖ. – М.: ОБЖ, №6. 2005. 14.Махмутов, М.И. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод.пособие / М.И. Махмутов, Ю.В. Боровский. - М.: ВЛАДОС, 2006.-165с. 15. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации ; сост. Ю.А. Маренчук. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 323 с. : ил. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459097 (ЭБС«Университетская библиотека online»). 16. Мошкин, В. Памятка «Как изучать курс ОБЖ» (деятельностный подход в обучении школьников). / В. Мошкин - М.: ОБЖ, №2. 2005. 17. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1–11 классы / В.Ю. Микрюков. - Педагогика. Психология. Управление. - М. : Вако, 2009. - 192 с. - (Педагогика. Психология. Управление). - ISBN 978-5-94665-875-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222643 (ЭБС«Университетская библиотека online»). 18.Общие вопросы методики преподавания // Основы безопасности жизнедеятельности. – М.:ОБЖ, 2003. №8-9.- С.14-15. 19. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи : учебное пособие / под общ. ред. Р.И. Айзман, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2005. - 464 с. : ил.,табл., схем. - (Университетская серия). - ISBN 5-94087-393-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57321(ЭБС«Университетская библиотека online»). 20. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред.учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2007. -512с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретические вопросы организация и методика обучения учащихся при изучении раздела «Опасные ситуации природного характера» в школьном курсе ОБЖ. 1.1 Требования федерального государственного стандарта среднего образования к изучению курса ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно правовых актов в области безопасности [1,2,3,4]. Главной целью подготовки обучающихся, по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Общими задачами выступают: - вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к решению; - развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей, и преодолении их трудностей; - повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями; - формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни; - формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказание само- и взаимопомощи; - совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; - формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации [5,6].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg