Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Проблема государственного долга в современной экономике

miya_pal 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2018
Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, - это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам ? юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто инвестиционные решения принимает интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования.
Введение

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. [2] В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика го-сударственного долга; механизм управления, обслуживания и реструкту-ризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны. Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нор-мальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов ? как физических, так и юридических лиц. [4] Вопрос о государственном долге связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика и модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопреде-ляет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга. [6] Актуальность темы исследования заключается в том, что государст-венный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств. Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заем-ной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства. Объектом исследования выступает государственный долг, форми-рующийся в результате политики дефицитного финансирования в совре-менной экономике. Предмет исследования – это совокупность экономических отноше-ний, возникающих в результате формирования финансовых ресурсов государства. В результате можно выделить основную цель данной работы – это исследование государственного долга как категории экономической тео-рии, определение направлений воздействия государственного долга на социально-экономические процессы и механизмы регулирования последнего. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: а) провести теоретическое основание изучения государственного долга; б) проанализировать государственный долг в практике государст-венного регулирования экономики; в) рассмотреть государственный долг в современной экономике. Для решения поставленных в работе задач были использованы сле-дующие методы: обобщения и научной абстракции (при формулировке новых и уточнении существующих понятий и категорий теории), метод синтеза и анализа (определение структуры и типизации объектов и субъектов), индукции (исследование факторов развития), экономико-статистический анализ (определение тенденций и проблем развития). Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по проблематике государственного долга; норма-тивно-правовые документы Российской Федерации, статистические дан-ные Росстата; материалы зарубежной и отечественной периодической пе-чати.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические освновы изучения государственного долга 6 1.1. Понятие государственного долга 6 1.2. Причины образования государственного долга 8 1.3. Внешний и внутренний государственный долг 11 Глвыв 2. Государственный долг в практике государственного регулирования экономики 16 2.1 Государственный долг в мировой экономической практике 16 2.2. Управление государственным долгом 20 Глава 3. Проблема государственного долга в современной экономике России 28 3.1. Совершенствование механизмов управления государственным долгом в России 28 3.2. Социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации 32 Заключение 37 Список использованных источников 41
Список литературы

Нормативно-правовые источники: 1. Бюджетный Кодекс РФ – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198253 Учебники и монографии: 2. Долговая политика: мировой опыт и российская практика: мо-нография / под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансовый университет, 2013. – 160 с. 3. Курс экономической теории: учебник для вузов / Чепурин М. Н., Ивашковский С. Н., Киселева Е. А. и др.; под общ. ред. М. Н. Чепу-рина, Е. А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2012. – 847 с. 4. Мохнаткина Л. Б. Государственный и муниципальный долг: Учебное пособие / Л.Б. Мохнаткина. ? М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. ? 151 с. 5. Остапченко Л.А. Проблема государственного долга в развитых странах / Л.А.Остапченко, В.В.Хлнстов, Н.В.Трубкин // Инновационная наука. – 2015. ? №6(6). – Т. 1. – С. 128-131. 6. Пороховской А. А. Долговая проблема как феномен XXI века: Монография / под ред. А.А. Пороховского; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: МАКС Пресс, 2014. ? 288 с. 7. Солдаткин С. Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013. ? 256 с. 8. Шимширт Н.Д. Управление государственными и муниципаль-ными финансами: Учебник / Н.Д. Шимширт, Н.В. Крашенникова. ? М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014.?352 с. Периодическая литература: 9. Арчинов А.О. Теоретические основы управления государст-венным долгом / А.О. Арчинов // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. №5(6). – С. 334-336. 10. Баева Е.А. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации: проблемы и перспективы / Е.А.Баева // Ученые записки Тамбовского отдела РОСМУ. – 2015. №4. – С. 177-182. 11. Воеводская Е.Е. Рейтинг стран по уровню государственного долга / Е.Е. Воеводская // Наука, техника и образование. – 2015. ? №5(11). – С. 120-122. 12. Гладких К.И. Проблемы государственного внешнего долга Российской Федерации / К.И.Гладких // Science time. – 2016. ? №2(26). – С. 128-133. 13. Гульцева А.В. Государственный долг. Его регулирование и социально-экономические последствия / А.В.Гульцева // Ямальский вестник. – 2015. ? №2(3). – С. 102-107. 14. Егоркина Т.А. Особенности управления государственным долгом и методы его совершенствования / Т.А.Егоркина // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №3(8).? С. 21-27. 15. Журунова Л.А. Управление государственным долгом в Российской Федерации / Л.А. Журунова // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. ? №4-1. – С. 118-119. 16. Кадыкоева А.А. Пути совершенствования системы управления государственным долгом / А.А. Кадыкоева // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2015. №23. – С. 115-120. 17. Крым А.Б. Теория государственного долга: этапы становления / А.Б. Крым // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2015. №2. – С. 44-51. 18. Лебедева Е.Н. Государственный долг развитых стран: динами-ка и основные факторы роста / Е.Н.Лебедева // Право.Экономика. Психо-логия. – 2015. №3(3). – С. 44-49. 19. Маловичко А.Ю. Управление государственным долгом России / А.Ю.Маловичко, М.А.Иванова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2015. №10. – С. 122-124. 20. Медведева И.А. О методах управления государственным дол-гом субъектов РФ / И.А.Медведева // Вестник Тверского государственного университета: Серия: экономика и управление. – 2016. – №1. – С. 114-120. 21. Романцова Т.В. Этапы формирования системы управления го-сударственным внешним долгом Российской Федерации / Т.В.Романцова, А.И.Строков // Транспортное дело России. – 2015. - №1-2. – С. 27-29. 22. Сушкова О.В. Государственный внешний долг Российской Федерации: структура, тенденции, прогноз / О.В. Сушкова // Научный альманах. – 2015. №11-1(13). – С. 530-534. 23. Фоменко В.В. Государственный долг как способ влияния на экономику страны / В.В.Фоменко, К.В.Коковин // Инновационная наука. – 2015. №5(5). – Т.1. – С. 311-314. 24. Цареградская Ю.К. Особенности правового регулирования государственного внутреннего долга Российской Федерации / Ю.К.Цареградская // Вестник Поволжского института управления. – 2016. №1(52). – С. 47-53. 25. Цвирко С.Э. Актуальные проблемы управления государствен-ным долгом / С.Э. Цвирко // Актуальные вопросы современной науки. – 2016. №45. – С. 200-218. 26. Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государст-венным долгом / С.Э. Цвирко // Наука и современность. – 2016. – С. 236-252. 27. Цвирко С.Э. Системный подход к управлению государствен-ным долгом и суверенными фондами России // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2015. – № 31. – С. 7-11. 28. Цвирко С.Э. Концепция совместного управления государст-венным долгом и суверенными активами России // Инициативы XXI века. – 2015. – № 4. – С. 19-23. Интернет-источники: 29. World Association of Debt Management Offices ? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.wadmo.org 30. Официальный сайт Министерства финансов Российской феде-рации ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://www.info.minfin.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 1.1. Понятие государственного долга В научной литературе государственный долг определяется по-разному. Н.Е.Заяц определяет его как сумму задолженностей (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, меж-дународными организациями и иными субъектами международного права; выдающиеся экономисты Кэмпбелл С. Макконнелл и Стэнли Л. Брю – общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственный ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные доходы (профициты). [3] Рассматривая категорию государственного долга нельзя обойти стороной понятие государственного кредита. Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Можно выделить следующие принципы государственного кредита: 1. Принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств. 2. Принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться. 3. Принцип платности заключается в том, что за пользование заем-ными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент. Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов. Рост государственного долга может повлечь за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты госу-дарственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе. В-третьих, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате после-дующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. [7]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 33 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 37 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 29 страниц
240 руб.
Ответы на вопросы, Право и юриспруденция, 30 страниц
80 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg