Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика обучения школьников вопросам безопасности жизнедеятельности в средних классах

miya_pal 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2018
Изучив требования руководящих документов по организации учебного процесса в общеобразовательной школе, основные положения школьной программы по изучению курса ОБЖ, а также теоретические рекомендации ведущих специалистов- учёных А.П. Анастасова, П.В. Ижевского, Н.В. Иванова, А.Т. Смирнова и д.р. по методике проведения занятий курса ОБЖ по организации и методике проведения занятий с учащимися средних классов можно сделать следующие выводы: 1. Ведущим требованием к организации учебного процесса по кур-су ОБЖ является реализация творческих, инновационных форм и методов обучения школьников, в том числе в области их подготовки к действиям в экстремальной ситуациях.
Введение

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, разрушают многое из того, что люди создавали годами, десятилетиями и даже веками. Развернувшийся в ХХ в. Беспорядочная по масштабам инженерная деятельность, вызванные ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом некоторые из них, например, связаны с авариями на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, гидросооружениях, химических комбинатах), могут нанести не только большой прямой ущерб, но и многократно превышающий его косвенный, а иногда привести к глобальным катаклизмам. Количество аварий, к сожалению, не сокращается. Причины этого в том, что современное устройство усложняется, на малых его площадях кон-центрируется большое количество энергетических мощностей. Все это уве-личивает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Довольно часто они приобретают характер катастроф, приводят к трагическим последстви-ям. Порой по количеству жертв эти катастрофы превосходят даже некото-рые войны. Человек же настолько свыкся с опасностями, что часто не думает о них, пренебрегает мерами предосторожности. По мнению специалистов, одной из причин создавшейся ситуации яв-ляется низкий уровень школьного образования в области безопас¬ности жизнедеятельности человека. Общественная практика дает все основания утверждать, что между школьными уроками и всеми боль¬шими и малыми, нынешними и прошлыми бедами есть не выдуман¬ная, а настоящая, зачастую трагическая связь. Ведь люди поступают так, как они были научены, в полном соответствии с теми нравствен¬ными ориентирами и ценностями, которые усвоили еще в юные годы. А, признав это, мы должны признать и то, что нас еще долго будут сопровождать аварии и катастрофы, тяжелые последствия стихийных бедствий, различного рода конфликты, массовый бытовой и до-рожно-транспортный травматизм, если из школы будут продолжать выхо-дить в самостоятельную жизнь молодые люди, столь же обделенные духов-но, с ослабленным «социальным иммунитетом», неспособные учиться на собственных и чужих горьких ошибках, функционально неграмот¬ные, как и те, что выходили вчера. Опасности для человека и окружающей среды, связанные с авариями и катастрофами,- это наша действительность. Поэтому каждому из нас нужно многое знать и уметь, чтобы сохранить здоровье и жизнь - и свою, и окружающих людей. Актуальность работы заключается в проблеме качественного формирования, сознательного и ответственного, отношения учащихся к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привития основополагающих знаний и умений распознавать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само и взаимопомощь в случае проявления опасностей. Объект исследования: процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в средних классах средних общеобразовательных школ. Предмет исследования: методика преподавания предмета ОБЖ в средних классах общеобразовательного учреждения. Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать эффективность методики проведения занятий по курсу ОБЖ в средних классах. Задачи исследования: 1. Проанализировать требования государственного стандарта по изучению курса ОБЖ (Программы), научно-методическую литературу по органи¬зации и методике проведения занятий с учащимися средних классов СОШ. 2. Выявить совокупность форм и методов обучения по курсу ОБЖ. 3. Разработать и апробировать методику про¬ведения занятий по курсу ОБЖ для учащихся средних классов СОШ. Научная новизна работы заключается в применении нетрадиционных форм обучения при проведении уроков ОБЖ в средних классах общеобразовательных школ, с целью формирования сознательного и ответственного отношения учащихся к личной безопасности и безопасности окружающих. Методы исследования: анализ научно-методической литературы; ан-кетирование; беседа, педагогический эксперимент; методы математической статистики. Основные положения выносимые на защиту: 1. Требования Федерального образовательного государственного стан-дарта по органи¬зации и методике проведения занятий по ОБЖ с учащимися средних классов СОШ. 2. Особенности поведения занятий у школьников средних классов на уроках в курсе «Основ безопасности жизнедеятельности». 3. Методика проведения занятий и практические рекомендации по изучению курса ОБЖ в средних классах для преподавателей – организаторов ОБЖ. Этапы исследования. I этап – изучение и анализ научно-методической литературы, разработка анкет, планирование бесед. II этап – проведение констатирующего эксперимента: тестирование, беседы, первичная обработка полученных результатов; подготовка первой главы работы. III этап – проведение формирующего эксперимента, обработка полученных данных. IV этап – анализ и обобщение результатов, формулирование выводов, оформление квалификационной работы. Практическая значимость работы определяется тем, что выявленная и апробированная совокупность методов про¬ведения занятий по курсу ОБЖ могут быть рекомендованы для внедрения в систему традиционного про-цесса подготовки школьников средних классов на уроках ОБЖ.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. 6 1.1 Программа школьного курса ОБЖ. 6 1.2 Методические рекомендации преподавания курса ОБЖ в средних классах. 7 1.3 Дискуссия - форма проведения занятий. 17 ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 27 2.1. Методы исследования. 27 2.2. Организация исследования. 28 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯТИ ИХ ОБСУЖДЕНИЯ………………………………………………………………...29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ-ИИ……………...……………………35 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Список литературы

1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008. - 136 с. - (Университетская серия). - ISBN 978-5-379-00272-5 ; То же [Элек-тронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57405 (ЭБС«Университетская библиотека online»). 2. Безопасность жизнедеятельности : учебник / под ред. Е.И. Холо-стовой, О.Г. Прохорова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 456 с. : табл., ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02026-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450720 (ЭБС«Университетская библиотека online»). 3. Баранов, Е.Ф. Безопасность жизнедеятельности на водном транспорте : учебное пособие для учащихся СПО / Е.Ф. Баранов, В.К. Новиков, В.Г. Сазонов ; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - М. : Альтаир : МГАВТ, 2015. - 172 с. : ил.,табл., схем. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430028(ЭБС«Университетская библиотека online»). 4. Витренко, Н. С.Подготовка учащихся общеобра¬зовательных школ по гражданской обороне: Учебно-методическое пособие по гражданской обороне. / Витренко, Н. С, Костров А. М. - М.: Энергоатомиздат, 1986. – 176 с. 5. Волович, В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды.- М: Мысль, 1983. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина - М.: Просвещение, 1982.-120с. 6. Газман, О.С. и др. В школу- с игрой/ О.С. Газман - М.: Академия,1991.- 254с. 7. Гин, А.А. Приемы педагогической техники / А.А. Гин – М.: Просвещение, 2015.- 302 с. 8. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. - М.: Просвеще-ние,1982. – 265 с. 9. Занъко, С.Ф. Игра и ученье / С.Ф. Занько- М.: Просвещение, 1992. – 79 с. 10. Извекова, Н.А. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 2 класса. / Н.А. Извекова - М.: Просвещение,2004. 11. Латчук, В.И. “Методическое пособие по ОБЖ” 5-9 классы. /Латчук, В.И., Марков В.В., Маслов А.Г. –М: Дрофа, 2004 г. 12. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации ; сост. Ю.А. Маренчук. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 323 с. : ил. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459097(ЭБС«Университетская библиотека online»). 13. Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности : учебное по-собие / Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 494 с. : граф., табл., схем., ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-01354-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452583 (ЭБС«Университетская библиотека online»). 14. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.- М.: Воениздат, 1994.- 286 с. 15. Озолин, Н. Г. Молодому коллеге./ Н.Г. Озолин - М.: Физкультура и спорт, 1998.-50 с. 16. Орлов, Б. Н. Ядовитые животные и растения СССР/ Б.Н. Орлов и др. - М.: Высшая школа, 1990г.- 198с. 17. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи : учебное пособие / под общ. ред. Р.И. Айзман, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2005. - 464 с. : ил.,табл., схем. - (Университетская серия). - ISBN 5-94087-393-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57321(ЭБС«Университетская библиотека online»). 18. Пидкасистый, П.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности : учебно-методическое пособие / П.И. Пидкасистый, Н.А. Воробьева. - М. : Педагогическое общество России, 2007. - 192 с. - ISBN 978-5-93134-368-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93274 (ЭБС «Университетская библиотека online»). 19. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. - М.: Медицина, 1989.- 176 с. 20. Риббек, Я. Домашняя скорая помощь. Справочник для родите-лей=Schnelle Hilfe fur Kinder. Notfallmedizin fur Eltern / Я. Риббек. - М. : Теревинф, 2015. - 320 с. : ил. - ISBN 978-5-4212-0232-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453979 (ЭБС«Университетская библиотека online»). 21. Рыбин, А. Л. Дорожная азбука велосипедиста: Книга для учащихся. / А.Л. Рыбин - М.: Просвещение, 1992. 22. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко - М.: Просвящение, 2012.-96 с. 23. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1980. - 96 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87501(ЭБС«Университетская библиотека online»). 24. Смирнова, А.Т. Примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2010 г-79 с. 25. Смирнов, А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. – М.: Просвещение, 2010 г. - 239с. 26. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 11 класс общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2010 г. -159с. 27. Tопоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов. / И.К. Топоров - М.: Просве-щение, 2013.- 59 с. 28. Топоров, И. К. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятель¬ности» для учащихся общеобразовательных учреждений. / И.К. Топоров - М.: Просвещение, 2013.- 47с. 29. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для преподавателей. / И.К. Топоров - М.: Просвещение, 2012. - 68 с. 30. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10-11 классов. / И.К. Топоров - М.: Про-свещение, 2013. -56 с. 31. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании / В.А. Трайнев - М.: Академия, 2006.- 245 с. 32. Цвилюк, Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей./ Г.Е. Цвилюк - М.: Про¬свещение, 2004. – 202 с. 33. Человек и природа: Противостояние и гармония / под ред. Э.С. Кульпина. - М. : Энергия, 2007. - 243 с. - (Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России). - ISBN 5-98420-024-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=58351 (ЭБС«Университетская библиотека online»).
Отрывок из работы

ГЛАВА I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАС-СОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 1.1 Программа школьного курса ОБЖ. Федеральный государственного образовательный стандарт об¬щего образования предусматривает при изучении основ безопасности жизнедеятельности формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к спе¬цифике образовательной деятельности и формирования содержания темати¬ческих направлений. С учетом этого, в основной школе на изучение предмета «Основы безо¬пасности жизнедеятельности» рекомендуется осуществлять за счет времени регионального компонента из расчета 1 часа в неделю (32 часов в год) в 5,6,7,9 классах. При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления: - безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населен-ном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транс¬порте, безопасность в быту); - пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; безопас-ность в природной среде (безопасность при вынужденном автоном¬ном существовании, безопасность при смене климатогеографических усло¬вий, безопасность на воде); - безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных си-туациях, безопасность при террористических актах); безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных си¬туациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях тех-ногенного характера); - основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека). В настоящее время рекомендуется в основной школе использо¬вать в учебном процессе следующие государственные образовательные про-граммы: 1.Примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедея-тельности» для учащихся 5-9 кл. для общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнова и др. - М.: Просвещение 2006г.; 2.Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. В.Н. Латчук, С.К. Ми-ронов, С.Н. Вангородский, - М.: Дрофа 2006г.; 3.Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Минобрнауки РФ от 07.12.05 г. №302)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg