Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Обеспечение психологической безопасности личности в условиях образовательной среды колледжа

miya_pal 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2018
Психологическая безопасность образовательной среды есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее значимость образовательной среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Введение

Актуальность исследования. Понятие "безопасность" определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой. Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития. Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды. Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищенность и удовлетворение основных потребностей занимались И.А. Баева, А.Н. Косолапов, В.И. Панов и др. Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли: А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.В. Дубровина, А.А. Реан, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др. - изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности. В настоящее время ряд авторов (В.П. Еремин, Н.Д. Захарин, В.П. Кобзев, Н.В. Махров, С.Г. Плещиц) ставят вопрос о необходимости расширения исследовательского пространства психологической безопасности образовательной среды, включая в него не только "безопасность образования", но и "безопасность науки". Таким образом, проблема психологической безопасности личности, ее психологической защищенности в образовательной среде учебного заведения в условиях кардинальных изменений российского общества становится особенно актуальной. Гипотезу исследования составило предположение о том, что психологическая безопасность личности в образовательной среде обеспечивается соблюдением психолого-педагогических условий: низким уровнем психологического насилия; преобладанием диалогической направленности субъектов общения; позитивным отношением к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников; преобладанием гуманистической центрации у субъектов образовательной среды; высоким уровнем удовлетворенности образовательной средой. Цель исследования: выявить показатели и психолого-педагогические условия повышения психологической безопасности личности обучающихся в образовательной среде организаций профессионального образования. Объектом исследования процесс обеспечения психологической безопасности личности в образовательной среде. Предмет исследования – образовательные условия обеспечения психологической безопасности обучающихся в образовательной среде колледжа. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методологическую литературу по проблеме психологической безопасности личности в образовательной среде. 2. Подобрать методику диагностики психологической безопасности личности. 3. Оценить показатели психологической безопасности обучающихся организаций профессионального образования (колледжа). 4. Выявить образовательные условия обеспечения психологической безопасности личности обучающихся в организациях профессионального образования (колледжа). Методы исследования. Основными методами реализации поставленных задач являются: анализ научно-методической и нормативно-правовой литературы; анкетирование, тестирование; констатирующий эксперимент; беседа, наблюдение; методы математической статистики. Этапы исследования. I этап – изучение и анализ научно-методической литературы, подбор методик, планирование бесед; II этап – проведение констатирующего эксперимента: тестирование, беседы; III этап – обработка полученных результатов методами математической статистики; подготовка первой главы работы; IV этап – анализ и обобщение результатов, формулирование выводов, оформление квалификационной работы. Теоретическая значимость и новизна работы заключается в уточнении и систематизации знаний в области создания безопасной образовательной среды в организации профессионального образования и обеспечения психологической безопасности личности обучающихся колледжа. Практическая значимость работы определяется тем, что выявленное состояние у обучающихся в области психологической безопасности образовательной среды позволяет определить необходимые направления педагогической деятельности по формированию психологической безопасности личности обучающихся колледжа. Положения выносимые на защиту: 1. Психологическая безопасность образовательной среды как состояние образовательной среды, свободной от проявления психологического насилия способствует удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении; создает значимость среды и обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников. 2. Эффективность обеспечения психологической безопасности личности в образовательной среде обеспечивается реализацией следующих психолого-педагогических условий: низким уровнем психологического насилия; преобладанием диалогической направленности субъектов общения; позитивным отношением к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников; преобладанием гуманистической центрации у субъектов образовательной среды; высоким уровнем удовлетворенности образовательной средой. Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 64 листах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и содержит 4 таблицы и 12 рисунка. Список литературы включает в себя 70 источников.
Содержание

Введение...……………………………………………………………….………..4 Глава 1. Теоретические основы психологической безопасности личности…………………………………………………………………....……..8 1.1. Психологическая безопасность личности: сущность, особенности……………………………………………………………………….....8 1.2. Психологическая безопасность образовательной среды………………..………………………………….…………………………13 1.3. Угрозы психологической безопасности личности в образовательной среде ………………………………………………………. 28 ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………...…………...31 2.1. Методы исследования………………………………………………..31 2.2. Организация исследования…………………………………………..32 ГЛАВА 3. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………………………………...33 3.1. Психологическая безопасность личности в образовательном процессе………………………………………………………..…………………33 3.2 Организация и методика экспериментального исследования. …….37 3.3. Анализ результатов экспериментального исследования……….. ...39 Заключение…………………………………...…………………………………52 Практические рекомендации…………………………………………………54 Список литературы……….……………………………………………………55 Приложение……………………………………………………………………..61
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник / Абрамова Г.С. - М., 2001.- 479с. 2. Аванесова, Н.М. Развитие личности в образовательных системах южно рос. Региона/ Н.М. Аванесова //У11 годич. собр. Юж.отд. РАО. Адыгейск. гос.ун-т, 2000.- с.54. 3. Андреева, Г. М. Психология социального познания/ Андреева Г. М. - М.: Аспект-пресс, 2000. – 239 с. 4. Артюхина, А.И. Средовой подход и его реализация в кафедральной образовательной среде / А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, О.В. Островский /Вестник ВМА – 2011. – С. 96 - 111. 5. Артюхина, А.И. Средовой подход в модели непрерывного личностоно ориентированного образования/ А.И. Артюхина, Н.В. Иванова //Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статей/Сост. И.И.Соколов – Волгоград: ВолгГАСА, 2003.-С.46-49. 6. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа/ А.Г. Асмолов– М.: Смысл, 2010. – 436 с. 7. Астахова, Е. Познавательная деятельность студентов: Поиск форм оптимизации / Е. Астахова /Alma mater - 2000.-№11.-С.29-32. 8. Белинская, Е. П. Социальная психология личности/ Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект-пресс, 2001, - 236 с. 9. Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография/ И.А. Баева - Санкт-Петербург, 2002, - 271с. 10. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф.Б. Березин - Л., 2010.- 276 с. 11. Бернс, Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание/ Р. Бернс - М.: Прогресс, 1996.- 231 с. 12. Богданов, Е. Н. Образовательные системы и системное образование/ Е. Н. Богданов, З. И. Тюмасева – Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.- 236 с. 13. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская - Ростов-на-Дону, 2000. – 401 с. 14. Буйлов, В. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема / В. Буйлов, Г. Куропова, Н. Сенаторова // Высшее образование в России - 1996. - №2. 15. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся / Э.Н. Вайнер // Валеология - 2003.- №2.- С.45-58. 16. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова // Биологические науки - 1998.- №5.- С. 65-73. 17. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций/ Ф. Е. Василюк - М.: МГУ, 1984.- 245 с. 18. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Уч. Пособие для вузов/ С.И. Гессен - М.:Школа-Пресс, 1995.- 36 с. 19. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты/ Г.В. Грачев - М.: Изд-во РАС, 2010. - 125 с. 20. Гладченкова, Н.И. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности. Автореф. дис. ...к.и.н./ Н.И. Гладченкова - Ростов-на-Дону, 2001.- 28 с. 21. Гликман, И. Оценка студентами качества преподавания в вузе/ И. Гликман - Alma mater, 2001.-№5.-С.20-21. 22. Гончарова, Ю.А. Проектирование образовательной среды – функция современной школы. / Ю.А. Гончарова //Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста - Воронеж, 2001. – С.291-293. 23. Данильчук, Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие/ Е.В. Данильчук - Волгоград: Перемена, 2002. – 369 с. 24. Девятков, Н.М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе проф. образования. Автореферат дис....к.п.н. / Н.М. Девятков - Омск, 1998.- 21 с. 25. Деларю, В.В. Методики изучения личности: Учебное пособие/ В.В. Деларю, Ф.А. Тамбиева - Кисловодск, 1998.- 114 с. 26. Дорожевец, А. Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям / А. Н. Дорожевец // Журнал практического психолога – 1998. - № 4. – с. 3-17. 27. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: Научные основания, цели и средства/ И.В. Дубровина// Психологическая наука и образование - 1998. - №2.- С. 78-95. 28. Козырев, В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета/ В.А. Козырев – СПб: СПбГУ, 1999.-116 с. 29. Козырев, В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды пед.ун-та. Автореф. дис. ...д.п.н. / В.А. Козырев -СПб, 2000. – 42 с. 30. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии/ И.А. Колесникова - СПб: СПб ГУПМ, 1999.-242с. 31. Комарова, Л. Э. Базовые ориентации как детерминанты взаимодействия личности и группы/ Л. Э. Комарова// Личность в системе коллективных отношений: тезисы докл. - М., 1980.- С.245-253. 32. Косолапов, А.Н. Проблемы взаимосвязи информационно- образовательной среды вуза и новых информационных технологий. [Элек- тронный ресурс] Адрес доступа: www.nrc.edu.ru 33. Косов, Б.Б Личность: теория, диагностика, развитие: Учеб.- метод. пособие для вузов/ Б.Б. Косов - М., 2000. - 289 с. 34. Косов, Б.Б. Закономерности развития личности/ Б.Б. Косов //Психологическая наука и образование –М., 2001.-№1.-С.5-20. 35. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 203 с. 36. Лисецкий, К. С.Психология независимости/ К.С. Лисецкий, Е. В. Литягина - Самара, Универс-групп, 2003. - 321 с. 37. Лошакова, Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении/ Т.Ф. Лошакова/ Монография - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001. - 269 с. 38. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу - Санкт-Петербург, 2001. – 478 с. 39. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании/ Ю.С. Мануйлов - М: Педагогика.-2000.- №7.-С.36. 40. Михалычев, Е.А. Анализ процесса обучения в условиях оптимальной педагогической среды/ Е.А. Михалычев, В.Ф. Кравченко, С.А.Сафронов – М: Школа, 2001, №2- c.13-15. 41. Ондронникова, О.О. Психологическая безопасность среды ВУЗа. [Элек- тронный ресурс] Адрес доступа: http://obrazovanie9.ru/ 42. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений/ Н. Н. Обозов - Киев, Наукова думка, 1990.- 362 с. 43. Павленко, В. И. Представления о социальной и личностной идентичности в современной западной психологии/ В. И. Павленко// Вопросы психологии. – 2000 - № 1, - С. 135. 44. Пальцев, М.А. Образование и здоровье студентов/ М.А. Пальцев // Высшее образование сегодня – 2002 - №11- С. 25-38. 45. Панов, В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения/ В.И. Панов//Психологическая наука и образование – 2001, №2.-С.14-20. 46. Панов, В.И. Состояние и проблемы экологической психологии/ В.И. Панов // Психологическая наука и образование - 1998. - №1- С. 69-78. 47. Первин, Л. Психология личности: теория и исследования/ Л. Первин, О. М. Джон – М.: Аспект-пресс, 2001, 423 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ 1.1. Психологическая безопасность личности: сущность, особенности Психологическая безопасность - это защищённость психики, целостности личности, защита душевного здоровья и духовности. Человек нуждается в безопасности. Это связано, прежде всего, с очень сильным инстинктом самосохранения. Психологическая безопасность, проявляющаяся, в частности, в адаптивности субъекта, в его готовности к принятию решений, в большей степени приобретает значимость в трудовой деятельности человека, но и, будучи результатом психической активности субъекта, влияет на формирование его личностных качеств. Личность формируется под воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или его склонности к опасности - не только врожденное качество, но и результат развития личности. Проблемы психологической безопасности личности – сфера психологии безопасности. Эта отрасль психологической науки, изучающая закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостности и стабильности человека или группы людей как психологических систем. Под отражением опасности в данном случае понимается определение ее степени, т. е. квалификация. Регуляция поведения предполагает применение необходимых мер по устранению опасности или снижению ее до допустимого уровня [63]. В рамках психологии безопасности исследуются: ? психические процессы, порождаемые деятельностью человека и влияющие на ее безопасность; ? психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности жизнедеятельности; ? свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности. Ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной. Опасные ситуации – это нежелательные события, которые при несколько изменившейся ситуации могли бы явиться причиной дестабилизации личностной системы. Природа опасных ситуаций чрезвычайно разнообразна – это может быть физическая опасность, опасность социальных наказаний, материальных потерь, духовных переживаний и т. д. Одним из типов опасной ситуации является несчастный случай [63]. Несчастный случай – это внезапное преднамеренное повреждение человека (препятствующее нормальному продолжению его деятельности), произошедшее в результате воздействия опасного фактора или собственного опасного поведения. Необходимым условием того, чтобы возник несчастный случай, является нахождение человека в опасной зоне. Причинами несчастного случая могут быть: физическая среда, социальная среда, межличностные отношения, сама личность. Таким образом, несчастный случай может быть следствием неадекватного поведения человека в опасной ситуации или результатом его неправильных реакций на нее [63]. Опасные ситуации часто возникают неожиданно, а потому их причины и способы выхода из них не всегда полностью осознаются. Уровень осознания возможной опасности в значительной степени зависит от шансов возникновения ее угрозы. Так, может существовать отдаленная угроза для жизни – землетрясение в районе с низкой сейсмической активностью; проживание в опасных районах (например, вблизи действующих вулканов); неожиданная угроза – нападение преступника, террористический акт и т. п. Степень осознания ситуации и адекватность поведения в случае возникновения неожиданной угрозы для жизни во многом определяются врожденными особенностями личности, ее установками, типом нервной системы и рядом других психобиологических показателей. Научить человека правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, угрожающих жизни, возможно не всегда, поэтому зачастую люди оказываются неподготовленными к действию в них.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
310 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 22 страницы
260 руб.
Дипломная работа, Психология, 65 страниц
490 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg